Молдова Четверг, 25 апреля

«Грешно ею торговать»: кишиневцы препятствовали строительству первого водопровода

Первый столичный водоем находился в запущенном состоянии: люди в нем стирали, умывались, поили скот.

Сегодня сложно представить жизнь горожанина без воды, которая течет из наших кранов. Но многие забыли, что так было далеко не всегда, и что система водоснабжения в мире развивается вот уже несколько сотен лет. В нашей стране история коммунальной службы насчитывает чуть меньше двух столетий. «Блокнот Молдовы» проследил все начальные этапы городского обеспечения водой - от водовоза, бассейна и колонок до развития современной гидроэнергетики.

Фонтан - первый источник воды для кишиневцев

В первой половине XIX века Кишинев стал бурно развиваться. Стремительно росло население города, начали прокладываться улицы, появлялись многочисленные дома. Одной из самых насущных проблем, вставшей перед кишиневскими властями, стало обеспечение горожан водой. Колодцы, активно использовавшиеся в предыдущем столетии, уже не отвечали нуждам быстро расширяющегося Кишинева. Положение усугубляло и то, что природных больших водоемов поблизости не было, а вода Быка не отвечала элементарным санитарным требованиям.

На пути предприимчивых властей постоянно возникала одна банальная, но существенная преграда - на полноценный водопровод никак не хватало денег. Поэтому было решено на первых порах ограничиться сооружением облицованного камнем бассейна для стирки белья и отдельного резервуара для питьевой воды, откуда извозчики бы доставляли ценную жидкость по всему городу. 

Специально для этого в 1829 году из Одессы был приглашен специалист Иоан Суиолджи, но только спустя пять лет после получения дополнительных средств и ассигнований новый проект под простым названием «Фонтан» был закончен. Этот источник выходил на поверхность земли под естественным напором, вследствие чего избежал участи многих, подобных ему, затерявшихся под наносными слоями почвы в период сильных паводков.

Какое-то время Кишинев без перебоев снабжался водой хорошего качества и в изобилии, но месторасположение Фонтана подвергалось затоплениям атмосферными и паводковыми водами, устремляющимися к нему со стороны реки Бык. При отсутствии канализации происходило засорение Фонтана илом и песком, а стремительные потоки несли к нему воду, загрязненную продуктами жизнедеятельности человека. Водоем находился в запущенном состоянии: люди здесь стирали, умывались, поили скот. С раннего утра у фонтана выстраивалась длинная очередь оборудованных из большими деревянными бочками телег, запряженных лошадьми, - это были водовозы, которые впоследствии оперативно разносили воду по всему Кишиневу.

В ненастное время года, когда доставка воды из-за плохого состояния не замощенных улиц становилась затруднительной, цена 20-ведерной бочки достигала одного рубля серебром и выше, что для того времени составляло баснословную сумму. Желая хоть каким-то образом оградить горожан от поборов водовозов, а также улучшить водоснабжение населения и уменьшить стоимость воды, Дума приняла решение о сооружении колодцев во всех районах города (в 1837 году на Сенной площади было устроено 12 колодцев, а на остальных площадях - не менее одного). Однако качество воды в шахтных колодцах было низким - в большинстве своем это соленые или солоноватые воды, непригодные для питья и приготовления пищи.

1.jpg

Фонтан, 1889 год

Почечнокаменные заболевания от некачественной воды

1874-й стал годом принятия конкретного решения о строительстве водопровода в Кишиневе. Но воплощение его в жизнь стало возможным только спустя десятилетия. Дело в том, что предложение о постройке в городе водопровода было встречено населением крайне отрицательно, что видно из множества прошений, подписанных сотнями домовладельцев и поданных в Думу. Только небольшая группа, преимущественно людей с высшим образованием, ратовала за цивилизованное водоснабжение, а большинство граждан было убеждено, что водопровод окончательно разорит город и горожан. Домовладельцы устраивали в Думе акции протеста, приводя доводы и морально-нравственного характера: «Грешно водой торговать». Отрицание победно шествующего повсеместно технического прогресса отодвинуло принятие важнейшего для города решения на много лет.

В Кишиневской Думе рассматривались три варианта источников водоснабжения города. Первый предусматривал забор воды из Днестра, второй - использование воды из источников, которая по качественным характеристикам намного превосходила воду из фонтана, третий - смешанный (на первое время ограничиться водой из фонтана, а когда ее окажется недостаточно для снабжения города и появятся средства, использовать воду из Днестра). О проведении водопровода из Днестра говорить в тот период было еще рано, оставались два более доступных способа водоснабжения Кишинева - из фонтана и из источников. Так как поиск других источников требовал затрат времени и средств, реальным оказался единственный вариант: провести водопровод из фонтана.

В октябре 1881 года состоялось первое экстренное заседание Общества кишиневских врачей и фармацевтов по проблемам водоснабжения города. Все члены общества единогласно утверждали, что фонтанная вода непригодна для питья. Врачи предупреждали о необходимости очистки воды, так как были распространены желчно- и почечнокаменные заболевания. Общее мнение сводилось к изысканию других источников воды. Однако, учитывая обстоятельства, на первых порах решено было всё же использовать фонтан в качестве источника водоснабжения города. Качество воды можно было несколько улучшить, поддерживая в чистоте фонтанную площадку.

И вот наконец после долгих переговоров в 1892 году под руководством Александра Бернардацци на верхней окраине города были сооружены две водонапорные башни. Башни были идентичны друг другу. Одна из них стояла на перекрестке нынешних улиц Василе Александри и Вероника Микле. Эта башня не сохранилась, хоть и пережила Вторую мировую войну. Вторая башня, что на углу нынешних ул. Алексея Матеевича и Бэнулеску-Бодони, сохранилась до наших дней в немного перестроенном виде (верхний этаж был из дерева, сейчас - каменный). Параллельно с этим в нижней части города, у известного нам уже фонтана, была проложена подземная галерея, каптирующая родники, которая подводила воду к большому подземному сборному бассейну. Также была сооружена и насосная станция с котельной. Мощность водопровода составила 200 000 ведер в сутки, а протяженность сетей - 25 км.

2.jpg

Водовоз, конец XIX века

На питье и мытье – не больше одного ведра воды в день

Новый водопровод решил проблему водоснабжения города, но только на время. Дебит жидкости в коммуникациях постепенно начал падать, а население города тем временем всё прибавлялось, начали строиться многочисленные заводы, нуждающиеся в постоянном притоке воды. 

В своих воспоминаниях губернатор Бессарабии князь Сергей Дмитриевич назвал недостаток воды слабым местом Кишинева. В день можно было добыть примерно 150 000 ведер, то есть немногим более одного ведра на каждого жителя города - на питье, мытье и случай пожарного бедствия. А к началу XX века мощность водопровода сократилась еще на четверть. Для устранения этой проблемы решено было применить новый инженерный прием - бурение скважин. 

В 1905 году была пробурена первая артезианская скважина глубиной 135 метров, находившаяся на территории бывшего управления «Водоканала» и функционирующая в настоящее время. В 1925 году была пробурена вторая скважина, в 1937 году - третья. Окончательно вопрос снабжения города водой был снят в послевоенное время.

Работа городского водопровода не обходилась без курьезов. В газете «Бессарабская жизнь» сообщалось: «Вчера в верхней части города в водопроводной воде оказалась значительная примесь спирта. По наведенным справкам, спирт попал в водопроводные трубы следующим образом: вблизи подземной трубы, выходящей из наполненного бака со спиртом завода Бонгардта, находится водопроводная труба, соединенная с упомянутой трубой. Вследствие исчезновения воды в водопроводной трубе, там оказалось безвоздушное пространство, в которое устремился спирт из бака через трубку, кран которой случайно оказался открытым. Говорят, что в водопроводную трубу хлынуло около 600 ведер спирта. Администрация водопровода вынуждена была выпустить массу воды на улицу, чтобы прополоскать трубы, отчего уменьшилось и без того недостаточное количество водопроводной воды».

4.jpg

Первые водонапорные башни

Послевоенные повреждения

Последствия Второй мировой войны стали неимоверно тяжелыми для Кишинева. За годы немецкой оккупации сотни жилых домов, предприятий, зданий учреждений и организаций, больниц, школ были превращены в руины. Значительные повреждения были нанесены коммунальным объектам города, особенно его водопроводной и канализационной сетям. Все артезианские скважины были забиты грудами камней, а оборудование насосных станций I и II подъемов было полностью выведено из строя. 

В конце августа 1944 года на территории насосной станции собирались группы бывших работников водопроводно-канализационной системы, из которых в дальнейшем были созданы бригады ремонтников-специалистов. Они и начали работы по восстановлению разрушенного водопровода. В городе отсутствовало электричество, не функционировал транспорт. Всё надо было начинать с нуля.

Работали по 16-18 часов в сутки, но никто не жаловался на усталость и отсутствие нормальных условий труда. Коллектив вновь образованного «Водоканала» состоял в основном из женщин, стариков и подростков. Маленькой горсткой плохо одетых, полуголодных людей двигало осознание необходимости восстановления системы водоснабжения родного города. 

Делалось всё возможное, а подчас и невозможное, чтобы в самые сжатые сроки дать воду столице, особенно хлебокомбинату, предприятиям перерабатывающей промышленности и общественного питания, без чего город не мог существовать. Помогала вся страна: из Москвы и Ленинграда, Киева, Днепропетровска и Львова, Харькова, Одессы, Тбилиси, Ташкента, Минска, Еревана, Риги, Куйбышева, Орла, Бийска, Свердловска, Тамбова - отовсюду поступали строительные материалы, лес, электрооборудование, машины, трубы и другие металлоизделия. Так при помощи братских народов заново отстраивался Кишинев.

Проблемами развития водопровода в 1948 году занималось Харьковское отделение «Водоканалпроекта». При сравнении возможностей снабжения города водой из подземных источников (сарматский горизонт) и из Днестра предпочтение было отдано первому варианту. В 1948 году научно-технический совет республики утвердил проектное задание на улучшение водоснабжения Кишинева с учетом перспективного развития водопровода на ближайшие 15-20 лет. В том же году все водозаборные будки, отпускавшие горожанам воду по 8 часов в сутки, были заменены автоматическими колонками, обеспечившими круглосуточное водопользование. 

Объемы подачи воды городу выросли по сравнению с довоенным периодом в 2-3 раза, однако рост потребности в ней опережал мощности водопровода. Кроме того, срок службы сетей Кишиневского водопровода протяженностью 77 км, эксплуатируемых в условиях сейсмичности до 7 баллов, давно истек, они были полностью изношены и нуждались в замене.

5.jpg

Остатки сооружений первого водопровода

Днестр оказался главным спасением

Обосновывая необходимость строительства водопровода, архитектор Бернардацци писал: «Не подлежит сомнению, что водопровод из Днестра - есть конечная цель, к которой должно стремиться городское управление Кишинева…» Спустя 60 лет после пуска I очереди водопровода этот вопрос вновь был поставлен на повестку дня.

Первая очередь Днестровского водопровода мощностью 25 тысяч кубометров питьевой воды в сутки была построена в рекордно короткие сроки: в течение 1956-1958 годов. Таким темпам строительства способствовали огромный энтузиазм специалистов и рабочих, высокая организация строительных работ и постоянная помощь руководства и жителей города. При строительстве столь крупного водовода, пересекающего весь город до ул. Садовой, в условиях стесненности улиц невозможно было применить землеройную технику. 

На призыв горисполкома отозвались добровольцы - рабочие, представители предприятий и учреждений, студенты. Траншеи были вырыты вручную. Несмотря на грандиозность сооружения, предпринятого в Молдове впервые, а также на сложность работ, водопровод был сдан в эксплуатацию в срок и без особой помпезности - в рабочем режиме. Люди, затаив дыхание, долгие часы ожидали появления воды: когда она показалась в воздушнике на ул. Садовой, все вздохнули с облегчением, убедившись, что водопровод работает.

В 1966 году фактическое водопотребление на одного жителя в сутки составляло в среднем 125-135 л, что было значительно ниже среднесуточной санитарной нормы, равной 180 л. Для покрытия дефицита воды в период строительства Днестровского водопровода было запланировано сооружение Гидигичской водозаборной зоны в долине реки Бык, на расстоянии 7 км от центра города. 

В 1967-1968 годах были сданы в эксплуатацию 13 скважин производительностью 13 тысяч кубометров воды в сутки. Это улучшило водоснабжение промзоны Скулянка, жилых массивов Буюканы и Новые Буюканы, тракторного завода, объединения «Молоко» и хлебозавода, кондитерской фабрики «Букурия». А в 1969 году была построена Яловенская водозаборная зона мощностью 20 тысяч кубометров в сутки, состоящая из 22 скважин, что позволяло значительно улучшить водоподачу в районы Ботаника и Телецентр.

Чуть позже начали строиться жизненно важные для города водоводы больших диаметров: 1200 и 1400 мм - Днестр-Кишинев, 1200 мм - на Ботанику, 1000 мм - для подачи воды на Буюканы. Были также сооружены резервуары чистой воды большой емкости на ДВС-П, улицы Ломоносова и Белинского. Кроме того, была закончена реконструкция основных насосных станций, размещенных по районам города. Было построено более 100 км разводящих сетей с учетом реального пропуска воды. Реконструкция сетей центральной части города была выполнена только частично, а полностью работы завершены лишь в конце 90-х годов.

В 2016 году Кабинет министров Украины принял программу развития гидроэнергетики до 2026 года. Этот документ предусматривает строительство каскада из шести ГЭС в верхнем течении Днестра. Состояние Днестра на сегодняшний день нельзя назвать идеальным, существуют множество проблем, в том числе экологического характера, и продолжение гидроэнергетического освоения Днестра только усугубит состояние главной водной артерии Молдовы. Эксперты и представители организаций уверены, что решить этот вопрос можно только политическими силами, на уровне министров и глав правительств Молдовы и Украины. И даже, несмотря на то, что молдавские власти понимают ситуацию, и двигаются в правильном направлении, делают они это слишком медленно, чтобы избавить Молдову от угрозы в один «прекрасный» день остаться без воды.

3.jpg

Первое административное здание «Водоканала"

                                                                                                                          Евгений Соколов



Новости на Блoкнoт-Молдова
водаканализацияДнестр
0
0