Молдова Среда, 24 апреля

Ровно 150 лет назад родился архитектор Алексей Щусев

8 октября 1873 года в Кишинёве в дворянской семье родился выдающийся архитектор первой половины ХХ века Алексей Викторович Щусев. 

Его отец, Виктор Петрович Щусев служил в земстве, был смотрителем кишинёвской земской больницы.

В 1891—1897 годах Алексей Щусев учился в Санкт-Петербурге в Высшем художественном училище при Императорской Академии художеств. Его наставниками были Л.Н. Бенуа и И.Е. Репин. Он с отличием закончил училище. За дипломный проект «Барская усадьба» Щусев был награждён Большой Золотой медалью и получил право на заграничную командировку. После окончания Академии Щусев объездил Среднюю Азию, где исследовал два древних архитектурных памятника — гробницу Тамерлана и соборную мечеть Биби Ханум, позднее в 1898—1899 годах посетил Тунис и целый ряд стран Западной Европы. Из рисунков этого периода Щусева была составлена выставка, получившая высокую оценку И. Е. Репина.

Из самых ранних работ Щусева отмечают первую в России строго научную реставрацию. Он воссоздал в 1900-е годы храм Св. Василия в Овруче XII века. Он получил в 1910 году звание академика за реставрацию этого храма. С этого времени архитектор начал противостоять зодчим-эклектикам, которые «исправляли» старинные здания.

Главным произведением Щусева 1900-х годов стала спроектированная им церковь в имении Натальевка под Харьковом, задуманная как храм-музей для древнерусских икон. Щусев создал здесь одну из самых выразительных своих построек, скульптурный декор которой выполняли С. Т. Коненков и А. Т. Матвеев, а мозаичное панно над входом Н. К. Рерих, сотрудничавший с ним же в реализации проекта Троицкого собора Почаевской лавры.

Позднее Щусев приступил к грандиозному проекту – это был храм-памятник Сергия Радонежского в память о Куликовской битве. Архитектор создал впечатляющее произведение в неорусской версии стиля модерн. Храм Сергия Радонежского на Куликовом поле почти завершили к 1917 году. Не менее значительный проект А. В. Щусева – московская Марфо-Мариинская обитель с церковью Св. Марфы и Св. Марии в больничном корпусе (1909 год) и собором Покрова Богородицы, ставшим композиционным центром всего ансамбля (1908—1912 годы).

Щусев победил в конкурсе на проектирование комплекса зданий Казанского вокзала в Москве, и в 1911 году его официально утвердили главным архитектором строительства. Казанский вокзал зодчий строил почти 30 лет, начиная с 1913 года. Этот комплекс стал одной из визитных карточек столицы России.

После Октябрьской революции Щусев оказался в числе самых востребованных архитекторов. В 1918—1923 годы он руководил разработкой генерального плана «Новая Москва». Этот план стал первой советской попыткой создать концепцию развития города в духе большого города-сада. Проект был направлен на чёткое зонирование территории, сохранение исторического центра и множества отдельных старинных общественных зданий и храмов, развитие «зелёных клиньев» от центра к периферии, реконструкцию ряда магистралей, московского речного порта и железнодорожного узла и пр. Но щусевский план был резко раскритикован в 1924—1925 годах городской администрацией и только строительство им важного для советской власти идеологического объекта – мавзолея Ленина на Красной площади в Москве позволило ему избежать репрессий. Щусевский проект «Новая Москва» был совершенно иной направленности, чем «сталинский» генеральный план реконструкции столицы 1935 года, который был принят и о котором часто неправильно пишут, как о развитии идей Щусева. Алексей Викторович был за выявление и сохранение лучших старинных зданий, в то время как в ходе реализации генплана 1935 года были снесены многие исторические здания и кварталы Москвы.

Щусев был главным архитектором первой Всероссийской сельскохозяйственной выставки, проходившей в 1923 году в Москве в районе нынешнего ЦПКиО имени М. Горького. В 1922—1930 годах он был председателем Московского архитектурного общества. В 1925—1926 годах он выполнил проект Центрального Дома культуры железнодорожников, в качестве развития его же проекта Казанского вокзала. В 1926—1929 годы А. В. Щусев работал директором Третьяковской галереи. Впоследствии он занимался пристройкой к основному зданию галереи новых залов, не помешавших восприятию основного фасада, выполненного до революции по рисункам В. М. Васнецова. Щусев также был членом художественного объединения «Четыре искусства».

Новаторским по архитектуре был конкурсный проект Щусева здания Центрального телеграфа. В стиле конструктивизма им был разработан блестящий проект здания Наркомзема. Здание построено в 1928—1933 годах. Сейчас в нём размещается Министерство сельского хозяйства.

В процессе реконструкции Москвы 1930-х годов А. В. Щусев возглавлял одну из архитектурных мастерских, из стен которой вышло множество проектов, охватывающих не только столицу, но и другие города страны.

Первоначальный проект гостиницы «Москва», которая стала одной из первых больших советских гостиниц, был выполнен архитекторами Л. И. Савельевым и О. А. Стапраном. Однако их концепция не понравилась правительственным чиновникам (или лично Сталину) и Щусева пригласили в качестве соавтора, способного спасти проект. В 1937 году публикацией в газете «Правда» от 30 августа началась кампания против Щусева, в результате которой он был исключён из Союза советских архитекторов, а мастерскую возглавил вместо него другой человек. Однако ареста и ссылки не последовало. Но когда Щусев вернулся к работе над гостиницей, одну башню уже построили по старому проекту.

По проектам мастерской А. В. Щусева, где работало множество сотрудников, были построены Большой Москворецкий мост, советское посольство в Бухаресте, здание гостиницы «Интурист» в Батуми (1934 год), здание филиала Института марксизма-ленинизма в Тбилиси, начато строительство театра оперы и балета в Ташкенте (закончено в 1947 году) и много других объектов по всему Советскому Союзу.

С 1945 года и до своей смерти А. В. Щусев был первым директором созданного по его инициативе Музея русской архитектуры (в настоящее время Государственный научно-исследовательский музей архитектуры им. А.В. Щусева). Особенно значительное место в деятельности Щусева в 1940-е годы занимали проекты восстановления городов, разрушенных в годы войны, в том числе и Кишинёва. Одним из последних творений А. В. Щусева стала великолепная московская станция метро «Комсомольская-кольцевая», отражающая торжество победы над фашизмом.

Первым зданием, которое построил Алексей Щусев в своем родном Кишинёве, стала двухэтажная дача Карчевского, расположенная в Долине Роз, а позже дом Драгоева по улице Пушкина угол Кузнечной. В 1912 году архитектор построил церковь в имении помещика Богдана в селе Кухурешты. Щусев активно участвовал в разработке генеральной схемы реконструкции Кишинёва в 1945—1947 годах. По его проекту был построен памятник Ленину на Центральной площади перед зданием Дома правительства. Щусев предложил проект моста через реку Бык, но к сожалению, уже построенный мост был гораздо меньше первоначально планируемых архитектором размеров. Многие проекты в Кишиневе были разработаны при активных консультациях и творческих идеях Щусева: железнодорожный вокзал, магазин «Детский мир», гостиница «Кишинёв» и др.

Алексей Викторович Щусев умер 24 мая 1949 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

В Кишинёве в доме, где родился и вырос архитектор, сейчас расположен музей, в котором хранятся его личные вещи, фотографии и документы. Его имя присвоено одной из центральных городских улиц и детской городской художественной школе. В его честь названы улицы в ряде городов Молдовы и бывшего Советского Союза: Великий Новгород, Киев, Луцк, Бельцы, Рыбница. В 2016 году в Москве появилась улица Архитектора Щусева. В 1980 году во дворе Центрального дома архитектора (Гранатный переулок, 7) установлен памятник А. В. Щусеву. Имя А. В. Щусева носит музей архитектуры в Москве.

Автор: Иван Рябцев

Новости на Блoкнoт-Молдова
Алексей Щусев
2
0