Молдова Пятница, 22 ноября
Политика, 22.12.2020 15:07

«Додон вписал себя в новейшую историю как человек, сделавший много для Молдовы» - итоги президентства Игоря Додона

Пятый президент Молдовы.

Игорь Додон пробыл в должности президента Молдовы четыре года, которые получились весьма бурными - из-за сложившихся особенностей власти сперва он находился в положении "свадебного генерала", но сумел переломить ситуацию и добиться реальной власти. Тем не менее, это не позволило ему сохранить власть на второй срок после того, как против него объединись все пестрые правые силы - слишком мало времени у него были реальные полномочия и слишком тяжелым в целом оказалось это время.

Президент - это престижно

Игорь Додон стал пятым президентом Республики Молдова, однако его президентский срок, по сути, был сокращен на две трети, так как Додон стал президентом в разгар парламентского эксперимента, начатого несколькими годами ранее приснопамятными деятелями из АЕИ. Образно говоря, если раньше в Молдове решал президент (оставим в стороне геополитические аспекты и заграничных покровителей того или иного политика), то при альянсах за европейскую интеграцию под нажимом "международных партнеров" постепенно сформировалась такая конфигурация власти, при которой президент являлся фигурой номинальной - чем-то вроде английской королевы.

В течение всей каденции предыдущего президента, Тимофте, его стабильно высмеивали - даже сторонники Филата и Плахотнюка признавали, что институт президента был превращен в посмешище. Его никто не признавал и с ним никто не считался. Поэтому одной из задач пятого президента, Игоря Додона, было возвращение доверия и важности статусу, роли президента в молдавском обществе. Для этого потребовалось время, так как Додона пытались заставить играть по старому, исполнять лишь представительскую роль и дальше дискредитировать должность президента - самую высокую в стране, напомним.

Два с половиной года потребовалось Додону, чтобы изменить ситуацию в свою пользу, после чего еще полгода ему пришлось сожительствовать с "хамелеоном" - с теми же деятелями "прозападной ориентации" (а "прозападность", в нашей стране, не забывайте ни на секунду, означает курс на русофобию), но в чуть другом лице. И лишь последний год для Додона был годом полноценной власти - он сформировал свое правительство и смог в определенной мере влиять на те или иные процессы. Но, в то же время, это был год Covid-19, ограничений, жизни в новой реальности, когда выиграть что-либо было в принципе невозможно - был лишь путь минимизации потерь.

dodon_sandu.jpg

Правительство Кику

Без ложной скромности правительство Кику можно назвать одним из лучших за всю историю Молдовы. Иначе оно попросту не продержалось бы даже года - сколько было подобных калифов на час, вроде Стрельца, Стурзы и прочих!? Вынужденный действовать в условиях токсичного противодействия не только оппозиции, но и всяких "друзей Молдовы" (вспомните конфликт Кику с Мурешаном), премьер-министр уверенно отбил все атаки, в том числе и вотум недоверия, инициированный летом оппозицией.

При этом не забывайте, в каких условиях пришлось действовать правительству Кику - пандемия, связанные с этим проблемы, ограничения, все недовольство данной ситуации выливалось на него, ведь Майя Санду ловко и как-то уж очень вовремя сбросила с себя это ярмо премьерства и подалась в привычные роли в оппозиции.

Чебан - генпримар Кишинева

Успех Иона Чебана на выборах генпримара Кишинева - это тоже в некоторой степени заслуга Додона, равно как и успех команды в целом. То, что произошло на выборах градоначальника осенью 2019-го года - это небольшое чудо, так как доселе у независимого Кишинева все время были "правые" примары - от Николая Костина из НФМ до Киртоакэ, схожего с ним по риторике и образу мышления.

Между ними был умеренный, но тоже чаще правый Урекян - компромиссная фигура в момент разочарования молдаван идеями национального возрождения и всего того, что принесли нам эти процессы (независимость, но вместе с ней вражду, разобщение, войну, прислуживание западной мечте о "сладкой жизни). Чебан, хозяйственный, крепкий, энергичный мужчина, который олицетворяет своим подходом и те принципы, которых придерживается и президент Додон - побольше конкретных дел.

dodon_ceban.jpg

Приднестровье

Говоря о Приднестровье, надо четко понимать одну вещь - эту проблему нельзя решить одними переговорами. То есть можно, но переговоры должны быть содержательными, а не вестись ради самих переговоров, формально. Содержательность в данном контексте означает готовность идти на компромиссы, а вот с этим у нас есть определенные проблемы - слишком уж большие компромиссы требуются для того, чтобы решить эту проблему раз и навсегда. Молдове надо четко и однозначно отказаться от идеи вступления во вражеский России альянс НАТО - а это означает (пусть вам и не скажут это прямым текстом) отказ и от европейской интеграции.

Пойти на такое трудно, если не сказать невозможно. Если кто-то в Молдове реально, а не декларативно, решит порвать с Западом и сблизиться с Россией, то этому человеку надо быть готовым к тому, чтобы вернуть МВФ и всем прочим западным кредиторам все ссуды, полученные Молдовой за долгие годы. Это - реальная цена настоящей, подлинной независимости. Нельзя быть независимым и в то же время жить на одалживаемые деньги. 

dodon_putin.JPG

И любой другой молдавской президент не смог бы ничего с этим поделать - разве Санду собирается действовать с позиций "независимого политика"? Разумеется, нет. Это - действительность, в которой Молдова находится уже десятки лет. А раз так, то и возможности для маневров у молдавских политиков ограничены. На реальные уступки в отношении идти невозможно, потому что деньги, кредиты, гранты и все это давалось и дается авансом, за идею будущего, гипотетического втягивания Молдовы в антироссийский альянс НАТО (если кто-то всерьез считает, что это "не антироссийский альянс", то, наверное, этот человек просто ничего не понимает в геополитике).

Если пойти на уступки, объединиться с ПМР и дать Москве гарантии невступления в НАТО, прекратится не просто кредитование и "грантование" - потребуют вернуть все, что было. Это - особенности геополитических процессов. Поэтому и президент Додон был вынужден действовать в весьма узких рамках, хотя, формально, и обладал полнотой власти в последний год своей каденции. Разумеется, так как в ПМР ждали реальных шагов (прежде всего, гарантий по НАТО), или вообще ничего не ждали (есть и мнение, что им и так хорошо, на довольствии России, и делиться с кем-то не хочется), то ничего и не получилось.

dodon_krasnoselskii.jpg

Тем не менее, некоторые небольшие шаги были осуществлены - например, заработал мост у села Бычок, закрытый с 1992-го года, была введена в обиход практика выдачи нейтральных номеров для жителей Левобережья, дабы они могли ездить в европейские страны за рулем своих автомобилей, также граждане Левобережья начали активнее участвовать в выборах. Много ли это или мало?

Православие

Молдова остается православной страной, несмотря на попытки либерализировать местное общество - процесс идет с большим трудом, с точки зрения этих самых либеральных демократов. И это, как минимум частично, также заслуга президента Додона, который делал все возможное, чтобы оградить страну от этой напасти в виде пропагандирования либеральных ценностей с выступлениями секс-меньшинств, темнокожих и прочих "радостей" Запада.

Образцовый семьянин, Игорь Додон отмечал каждый большой религиозный праздник, а также старался помогать простым людям в такие дни, повышая и индексируя вовремя пенсии и путем различных социальных выплат, в том числе и накануне религиозных праздников. Продолжит ли это новый президент? Предпосылок к тому пока что не наблюдается.

dodon1.jpg

Каденция Игоря Додона - комментарий эксперта Михаила Ахремцева:

- То, что могло произойти в Молдове в 2016 году, когда на посту главы государства оказалась Майя Санду – достаточно сложно спрогнозировать. Прозападное депутатское большинство в парламенте, прозападный же глава государства в лице Санду, да еще и стоящий за спиной у всего этого «кукловод» - Плахотнюк – вряд ли дали бы стране шанс на какие-то, сколь-нибудь значимые и положительные перемены. Так или иначе, плоды усилий Санду мы еще успеем оценить в 2020 году, в 2016 году этого не произошло, а значит время подводить некие итоги срока одного из самых запоминающихся на сегодняшний день президентов Молдовы – Игоря Додона.

Если абстрагироваться от политики и геополитики, то Игорь Додон сумел «выжать» из сугубо номинального, бесполномочного и представительского поста главы государства, максимум выгоды для государства в целом и граждан в частности. Шаг навстречу Евразийскому экономическому союзу и получение статуса наблюдателя, ежегодные договоренности по «дозволам» для наших экспортеров и амнистия для трудовых мигрантов находящихся в России, выстраивание взвешенной и прагматичной политики «моста между Востоком и Западом – все это безусловно сложно оценить в одном лишь денежном эквиваленте. Равно как невозможно оценить и восстановление диалога меж двух берегов Днестра, прерванного еще при Воронине. Или компромиссные и укрепляющие государственности шаги в направлении Гагаузии, ставшей по итогам последних лет одним из наиболее сильных оплотов молдавской государственности.

Восстановление из руин сожженного во время спровоцированных западом беспорядков президентского дворца – безусловно, эдакая «вишенка на торте». А ведь все это еще перемежалось и внутриполитическим противостоянием с Плахотнюком, а затем и с Санду.

Да, безусловно, многое президент-Додон не успел. Равно как многое, было сделано с большим опозданием. Речь тут идет и о законе о функционировании языков, и о возврате миллиарда, и о пенсионной реформе и возврате стадиона, - законопроектах, принятых фактически на последней стометровке «президентского забега». Но ведь принятых – что немаловажно.

Однако, осталась еще не до конца реализованной программа по сближению и последующей окончательной реинтеграции левобережья. Все это – осталось лишь в качестве замысла и задела для следующего президентского срока, который если и будет – то уже лишь после того, как следующие четыре года во главе страны просидит менее настроенная на созидание на посту главы государства Майя Санду.

 Так или иначе, независимо от того, пойдет ли снова Игорь Додон в президенты в 2024, или предпочтет к тому времени иной государственный пост – он уже вписал себя в новейшую историю Молдовы как первый на своем посту президент-государственник, технократ и, самое главное – человек умеющий даже при наличии скромных возможностей, доступных президенту в парламентской Республике, делать очень многое для Молдовы и ее народа, - отметил глава общества "ЗАРЯ - За русский язык" Михаил Ахремцев.

Автор: Дан Дудка

«Блокнот Молдова» предлагает подписаться на наш телеграм-канал https://t.me/bloknotmd - все новости в одном месте.

Новости на Блoкнoт-Молдова
Игорь Додон
3
0