Микрофинансовую компанию оштрафовали за обман в рекламе
Читайте также:
- Из-за кредитов и огромных долгов у молодой матери могут отнять детей (02.12.2019 15:06)
- Рост кредитования физических лиц может привести к реальной социальной проблеме, - эксперты (25.11.2019 11:08)
- Узаконенным грабежом назвали эксперты деятельность микрофинансовых компаний в Молдове (19.11.2018 20:38)
Согласно закону, ошибочная информация об услугах, ценах, оплате, признается недостоверной рекламой и влечет ощутимый штраф.
Соответствующие поправки в Кодекс о правонарушениях (КоП) вступили в силу 9 декабря 2018 года. Среди прочего был введен штраф от 12 тыс. до 15 тыс. леев «за представление, изготовление или распространение субъектами рекламной деятельности недобросовестной, недостоверной, неэтичной, сексистской или какой бы то ни было иной рекламы, противоречащей закону и общественному порядку» (ч. (6) ст. 364 КоП). Отслеживать и фиксировать подобные нарушения поручили Совету по конкуренции.
И вот, первый улов! В поле зрения Совета попал сайт микрофинансовой организации с рекламой займов на выгодных условиях. Потенциальным клиентам сообщалось, что если они запросят кредит на определенную сумму на месяц, то организация предоставит его без процентов. Клиент вернет организации ту же сумму, что и получил. Сайт информировал, что заем можно получить в почтовом отделении, на карточку или банковский счет в любом банке.
Достоверность рекламного предложения проверил сотрудник Совета по конкуренции. Он связался с менеджером финансовой организации (в сети Facebook) и узнал подробности о займе. Как выяснилось, за выдачу денег клиенту все же придется уплатить 1,5% от суммы займа.
Таким образом, сотрудник Совета счел информацию, указанную в рекламе микрофинансовой компании, недостоверной. Приложив
фото-таблицу с сайта компании и распечатку переговоров из сети, Совет по конкуренции оштрафовал микрофинансовую организацию на 12 тыс. леев. Однако штраф был обжалован в судебном порядке.
Свое требование аннулировать решение о штрафе юристы микрофинансовой организации пытались обосновать тем, что она не может быть наказана за размещение недостоверной рекламы на основании ч. (6) ст. 364 КоП, поскольку не является субъектом рекламного рынка. По их утверждению, ст. 364 КоП предусматривает штрафы для предприятий, оказывающих рекламные услуги, к которым их микрофинансовая организация не относится. Профиль ее деятельности – займы.
Юристы Микрофинансовой организации также потребовали, чтобы суд не принимал в качестве доказательства распечатку переговоров в сети Facebook между менеджером и агентом Совета, назвав ее частной перепиской. Более того, по их мнению, в действиях констатирующего агента имеются признаки провокации нарушения, что категорически запрещено. В свою очередь представители Совета отказались признавать требования юристов и настаивали на санкциях в отношении организации.
Заслушав стороны, суд постановил, что микрофинансовая организация законно оштрафована и обязал ее внести штраф в размере 12 тыс. леев. Вина организации доказана документально: констатирующий агент составил протокол, приложил фото-таблицу переговоров, а также протокол осмотра с фото-таблицей.
Что касается аргумента юристов о том, что микрофинансовая организация не является рекламной фирмой и поэтому не может привлекаться к ответственности по ч. (6) ст. 364 КоП, то Закон признает в качестве субъекта рекламной деятельности рекламодателя, рекламопроизводителя и рекламораспространителя, которым является лицо, разместившее рекламу и распространившее ее через любые средства информации.
Поскольку микрофинансовая организация разместила рекламную информацию на официальной web-странице, она подпадает под действие Закона о рекламе и должна отвечать за нарушение по статьям КоП.
Аргумент о том, что якобы имела место провокация со стороны сотрудника Совета по конкуренции, судьи также отклонили. Представитель микрофинансовой организации дал ответы на вопросы об условиях займа – эту же информацию мог получить любой другой клиент, обратившись за кредитом (займом).
Таким образом, суд пришел к выводу, что оснований для аннулирования протокола об административном нарушении, предусмотренных ст. 443 и ст. 445 КоП не имеется, и признал штраф законным, сообщает monitorul.fisc.md.
Что ж, прецедент создан, и пусть это будет уроком для других рекламодателей – за свои слова и предложения нужно отвечать!
Автор: Михаил Генчу