Молдова Воскресенье, 24 ноября

Церковь, в которой часто бывали Пушкин и Инзов, все еще существует и работает

Церковь, в которой часто бывали Пушкин и Инзов, все еще существует и работает

В районе Пушкинской горки, примерно в 300 метрах от Красной мельницы расположена Благовещенская церковь – одна из трех старейших церквей Кишинева.

Благовещенск церковь.jpg

Нынешнее здание церкви было построено в 1807 – 1810 годах капитаном Гавриилом Теринте. Об этом свидетельствует сохранившаяся справа от входа мраморная табличка, на которой указано, благодаря чьим стараниям был сооружён сей Храм.

церковь1.jpg

На ней можно прочитать: «Ачест .............. сау фэкут де капитану Гавриил Терити ши де алци юбитори де .... де сынт чинсте ши храмул Буний Вестири ла лета 1810 ......».

Благовещенская церковь (Biserica Buna Vestire) была возведена на месте старого храма, разрушенного в результате боевых действий в ходе русско-турецких войн. Достоверно не известно, какой была стоявшая на этом месте старая церковь. В одних источниках говорится, что каменная (энциклопедия Кишинёва 1997 г.), в других, что деревянная (энциклопедия Кишинёва 1984 г.). Существует также версия, что на этом месте сначала стояла деревянная церковь, а к середине XVIII века была построена каменная церковь, которую в 1788 году сожгли турки.

Blagoveshenskaia_3.jpg

Благодаря Гавриилу Теринте и другим прихожанам храм был восстановлен и освящен 4 ноября 1810 года. Рядом с церковью находились дом престарелых и детская воскресная школа. В 1824 году церковь была обнесена каменной оградой. В 1910, 1913 и 1942 годах храм подвергся серьёзным капитальным ремонтам.

К Благовещенской церкви во время ссылки в Бессарабию был приписан А.С. Пушкин. По свидетельству современников опальный поэт здесь часто бывал. Это старый, одноэтажный Кишинёв, в котором каждая улочка пропитана историей.

церковь5.jpgВ эту церковь, и по этой улочке, ходили Инзов, Пушкин, ...

В советское время, с 1952 года, церковь не действовала, а в её здании располагался склад музейных экспонатов. Позже, уже в 1970-х, на территории церкви находились мастерские Реставрационного комбината Министерства культуры МССР. В 1980-х годах это предприятие и отреставрировало старинную церковь.

Регистрация православной общины состоялась только 28 июня 1990 года, тогда церковь вновь открылась для прихожан. К тому времени она была уже практически полностью восстановлена.

Здание церкви представляет собой типичное прямоугольное в плане старомолдавское культовое сооружение конца XVIII века. Церковь делится на три условные части: алтарь, наос и пронаос, с надстроенной двухъярусной колокольней.

Blagoveshenskaia_14.jpg

Blagoveshenskaia_15.jpg

Декор здания выполнен в классическом стиле. Церковь богато декорирована выступающими лопатками, обрамлениями проемов и развитым карнизом с фризом в виде ряда зубчиков. Детали декора выделяются белым цветом на фоне палевой стены.

благовещенск церковь1.jpg

Внутри выставлены церковные картины в византийском стиле, иконостас, вырезанный из дерева художником Роландом Виеру и нарисованный в славянском стиле художником Александром Гушановым. Среди икон, которые когда-то принадлежали церкви и были возвращены на свои почетные места - «Св. Великомученик Мина», «Благочестивая Параскева», «Коронация Божьей Матери», «Крещение Спасителя» и икона «Святой Великомученик Пантелеимон», подаренная в 1920 году приходским священником Григорием Главатинским.

церковь3.jpgНынешний адрес – улица Б.П. Хашдеу, 10.

Свой день храма Благовещенская церковь отмечает 7 апреля по новому стилю (25 марта по старому) в дни великого праздника Божией Матери «Благовещение».

церковь4.jpg

Место, где расположена Благовещенская церковь, относится к исторической части города – это тот «золотой треугольник», с которого и начал застраиваться Кишинев. Это его исторический культурный слой, который в настоящее время варварски уничтожается ради строительства безликих многоэтажек.

- Центральная зона старого города в периметре улиц Александру чел Бун – Албишоара – Колина Пушкин – Измаильская (Александри как минимум) относится к ядру старого города, который нужно взять под государственную охрану и запретить строительство любых зданий до проведения археологических исследований. А лучше вообще запретить здесь строительство, потому что Кишинев в этих границах - это один сплошной памятник археологии, - считает Марк Ткачук, организовавший здесь археологические раскопки.

Blagoveshenskaia_2.jpg

По его словам, это место было стратегически важным в истории старого Кишинева.

- Есть три мыса, возвышающихся над рекой Бык. Первый – место, где сейчас расположена церковь Константина и Елены, второй – где стоит Мазаракиевская церковь, третий – где стоит Благовещенская церковь, за которой начинается Пушкинская горка (ранее называлась Инзовой горой). Между этими возвышенностями была переправа через Бык. Через нее проходили торговые пути с востока на запад – из Сучавы и Ясс в Бендеры, и с севера на юг – из Львова в Белгород, - отметил Ткачук. - Эти три мыса контролировали переправу через Бык. Река всегда была небольшой, но в этих местах у нее была широкая пойма, представлявшая собой болотистую низменность, заросшую камышами. Перейти через нее можно было только между Инзовой горой и возвышенностью, на которой стоит церковь Константина и Елены.

По этой причине возвышенность на правом берегу Быка, где сосредоточены важнейшие памятники истории и архитектуры, издавна привлекает внимание археологов. А то, что именно здесь расположен знаменитый дом Инзова, в котором жил А.С. Пушкин во время южной ссылки, - делает это место по своему уникальным и заслуживающим внимания не только археологов, но и государственных мужей, призванных стоять на страже культурного достояния нашей республики.

Blagoveshenskaia_4.jpg

- Кишинёву не хватает хорошего культурного менеджмента. Отсутствует современный концепт по сохранению истории Кишинёва, который перерос бы в государственную программу. Домик(Пушкина) – аутентичное наследие Кишинёва. Кроме самого здания, которое является точкой притяжения, там сохранился дворик, сад. А рядом – историческое ядро – Пушкинская горка, Благовещенская церковь, ложа «Овидий». Ожерелье мест, которые давно бы оформить в зону аутентичного наследия Кишинёва, которая будет работать как часть городского текста. Если не делить прошлое на «молдавский», «русский», «еврейский» и другой период, если прошлое воспринимать как неделимую кишинёвскую историю, то тема Кишинёва XIX века лишится острых углов. И впишется в общий текст поликультурного прошлого, который близок каждому, кто живёт в этом городе и ассоциирует себя с ним, - утверждает Анастасия Фелькер, историк культуры, доктор наук в управлении культурным наследием.

blagoveshenskaya-tserkovi-v-kishineve.jpg

Автор: Галина Малышева

Новости на Блoкнoт-Молдова
ЦерковьКишиневПушкинисторияархеологи
1
0