Молдова Пятница, 18 октября

2 февраля 1993 - Унионисты идут... в отставку

"Все проходит, и это пройдет"...

В 1991-м году на Молдову неожиданно свалилась независимость, и лица из круга деятелей так называемого "национального возрождения", до сих пор поднимавшие в обществе токсичные вопросы языкового и исторического характера, получили возможность проявить себя в политике и экономике - в ключевых процессах управления государством.

И хотя у представителей Народного Фронта, которые и составляли движущую силу этого самого "национального возрождения", не было абсолютного большинства в парламенте, они сумели поднять под себя депутатов-аграриев - такие были времена, когда любой, кто ставил под сомнение принадлежность к "румынской нации", или название языка, да или просто призывал к трезвому и прагматичному подходу, объявлялся "предателем", "изгоем" и подвергался шельмованию.

snegur_1991.jpg

Но очень быстро выяснилось, что управление государством - это совсем иное дело, чем горланить на улице и кричать "чемодан, вокзал, Россия". Политические "успехи" деятелей возрождения - это война в Приднестровье, развязанная совершенно безответственно и преступно, причем не только по отношению к тогдашнему поколению, но к нынешним жителям Молдовы, которые на себе и по сей день могут прочувствовать недоверие со стороны левого берега, вызванное именно тогдашними преступными действиями националистических властей Кишинева.

dnestr1992.jpg

В экономике дела пошли еще плачевнее, ведь и там проводимая политика диктовалась не здравым смыслом, а такими аспектами, как национальный состав министерств и ведомств, в результате чего на важных ролях оказывались бездарные, некомпетентные люди, но имевшие "правильные" идеологические установки и поддерживавшие вакханалию, которую устраивали почувствовавшие вседозволенность националисты.

Под вывесками о грядущей красивой жизни на помощь Запада методично происходил передел собственности, приватизация, в результате которой сотни предприятий оказывались "на обочине экономической жизни" и просто вымирали. Пустые глазницы окон многочисленных ферм, фабрик и даже заводов в различных районах Молдовы по сей день служат немым укором за те гиблые процессы, происходившие с подачи молдавских "младореформаторов".

В 1992-м году был сорван план введения собственной валюты - лей надо было как-то подкреплять, но чем, если золотовалютный фонд страны сократился до 550 тысяч долларов? Денег не было, потому что последние средства с подачи националистов Кишинев бросил на заведомо гнилую идею борьбы с сепаратизмом в Приднестровье и Гагаузии. В результате ввести свою валюту удалось лишь к концу 1993-го года, когда у власти уже были несколько другие силы.

mosanu_snegur.jpg

Уже к началу 1993-го года унионисты начали понимать, что дело для них пахнет плохо - после войны 1992-го года настроения в обществе менялись, да и аграрии, осмелев, перестали голосовать везде в унисон с представителями НФМ, и все чаще сходились с представителями движения "Единство" (единственного крупного движения в то время, ратовавшего за права русскоязычного населения). Здоровые силы, разобщенные, деморализованные до недавних пор бурными и непредсказуемыми переменами в обществе, постепенно начали консолидироваться и искать другой выход из ситуации, в которую загнали Молдову унионисты.

Но и те не хотели выпускать из рук инициативу. В начале января все наиболее видные представители идеи унионизма собрались в Национальном Дворце в Кишиневе, чтобы обсудить план дальнейших действий. Помимо общих слов о любви к Румынии обсуждались и насущные проблемы, в частности, намерение тогдашнего премьера Сангели подписать соглашение о вступлении в СНГ. Унионисты были категорически против подобного хода, равно как и против референдума об объединении с Румынией, прекрасно понимая, что его результаты окажутся не в их пользу, а взять свое массой, давлением и насилием, как в 1990-1991, уже не получится.

mosanu.jpg

Но, несмотря на то, что на словах собравшиеся поддерживали его и обещали всяческое содействие, председатель тогдашнего парламента Александр Мошану был уже на грани. Он сделал еще одну попытку громкого выступления в парламенте 19-го января 1993-го года, набросившись на всех, кто, по его мнению, саботировал идею унионизма, но, чувствуя свое бессилие и невозможность впредь воздействовать на аграриев, Мошану подал в отставку.

Это случилось 2-го февраля 1993-го года, а вместе с президентом парламента в отставку подал вице-президент Ион Хадыркэ, глава парламентской комиссии по внешним отношения Василий Недельчук, а также Валерий Матей, тоже возглавлявший одну из парламентских комиссий. Их отставка была принята, а новым председателем парламента через несколько дней был назначен Петр Лучинский. Мошану же еще побыл депутатом в 90-е, а потом уехал в Бухарест, где и скончался в 85-летнем возрасте в декабре 2017-го года.

Автор: Дан Дудка

«Блокнот Молдова» предлагает подписаться на наш телеграм-канал https://t.me/bloknotmd - все новости в одном месте.

Новости на Блoкнoт-Молдова
Александр МошануунионизмМирча Снегур
1
0