29 сентября 1964, трагедия в небе над Кишиневом - первый угон самолета в СССР
Читайте также:
- Впервые в истории AirMoldova ее самолет задержали из-за долгов (19.09.2020 12:32)
- 24-летний уроженец Кишинева попытался пронести контрабанду на борт самолета в Лондон (11.09.2020 15:43)
- 4 сентября 1998 - «Большая шишка» в Молдове (04.09.2023 09:30)
Об истоках воздушного терроризма.
Угон самолетов в СССР был чем-то из ряда вон выходящим, хотя к моменту распада страны подобные события участились - чего стоит хотя бы нашумевшая история музыкантов Овечкиных в 1988-м году. И мало кто знает, что первый подобный случай в СССР имел место именно в Молдове. Эта дикая история произошла 29-го сентября 1964-го года.
В советские времена сообщение внутри МССР, а также края в целом, осуществлялось и при помощи небольших самолетов Ан-2. В частности, из Кишинева летал рейс на Измаил с промежуточной посадкой в Чадыр-Лунге (ныне местный аэродром превратился в достояние истории).
В тот день в Чадыр-Лунге в салон самолета забрались еще двое пассажиров - ими были рецидивист Георгий Караджи и его приятель Гудумак. К тому моменту они уже успели наворотить криминальных дел и задумали скрыться из страны на угнанном самолете, долететь до Турции и там объявить себя "политическими беженцами".
План, вполне в духе своего времени для подобных сорвиголов, и для его осуществления матерый верзила Караджи был готов на самые решительные меры. Когда самолет вылетел из Чадыр-Лунги и взял курс на Измаил, Караджи, угрожая оружием пилотам, вкратце объяснил им изменения в плане полета, но летчики сумели каким-то перехитрить его, развернуть самолет к Кишиневу и убедить уголовника в том, что они продолжают полет к Турции.
Лишь когда стало понятно, что Черное море так и не появляется, а вместо него постепенно становятся видны кварталы Кишинева, Караджи понял, что его план срывается и до никакой Турции он уже в любом случае не долетит.
Месть его была ужасной - он начал стрелять и кромсать несчастных летчиков ножом, которые пытались маневрировать, дабы преступники не могли должным образом стрелять. Анатолию Шевелеву и Владимиру Байдецкому кое-как удалось посадить самолет на "бетонку", после чего машина развалилась, а преступникам удалось бежать. Пилотов также в итоге спасли врачи, хотя здоровье их, конечно же, очень сильно пострадало, и каждый из них, помимо пулевых ранений, получил и ножевые. Анатолия Шевелева и Владимира Байдецкого наградили орденами Боевого Красного Знамени, также государство выделило им квартиры, и много лет они жили по соседству в одном доме.
Обломки того самого Ан-2...
Разбегались преступники в разных направлених, и с разной степенью удачи - Караджи по пути еще и успел застрелить сторожа виноградника, но отправился в Кишинев, где у него жила любовница и, затерявшись в большом городе, несколько дней еще провел на воле. Гудумака же схватили уже на следующий день в Бендерах, а вот на след главаря удалось выйти лишь через пару дней. 2-го октября квартиру, в которой он скрылся (она находилась в районе железнодорожного вокзала), обложили.
Сперва милиционеры (специальных групп захвата тогда, разумеется, еще не было) предложили преступнику сдаться, и тот, вроде бы, согласился провести переговоры без оружия, но на самом деле его план был куда коварнее.
Анатолий Шевелев и Владимир Байдецкий
Когда поверившие бандиту и сбросившие оружие командир группы захвата Лев Спектор и начальник группы розыска Андрей Баженов зашли в квартиру, Караджи застрелил их, после чего застрелился и сам. Его любовница в результате всей этой истории не пострадала и даже не отсидела. Подельника Караджи расстреляли.
В честь Спектора и Баженова в советском Кишиневе были названы две улицы, однако в период "национального возрождения" их переименовали "на правильный лад".
Автор: Дан Дудка
«Блокнот Молдова» предлагает подписаться на наш телеграм-канал https://t.me/bloknotmd - все новости в одном месте.
Новости на Блoкнoт-Молдова