Молдова Вторник, 03 декабря
Лица Молдовы, 27.01.2021 11:00

Алекс Грин: писатель, режиссер, исследователь древних цивилизаций

Эпос, возрождающийся на ваших глазах.

Уроженец Кишинева Алекс Грин – писатель, режиссер, исследователь тайн истории балкано-средиземноморского региона. Из-под его пера вышло несколько увлекательных произведений, в том числе и дилогия о юном Штефане, будущем господаре Молдовы Штефане Третьем Великом.

Произведения созданы в жанре, который Грин именует двумя выведенными им терминами – «алхиреализм» и «документальное фэнтези». Алхиреализм – это алхимический реализм – стык исторических фактов и мистики, которой пронизано Балкано-средиземноморье, огромный регион между фактической родиной автора, Молдовой, и исторической, где он уже много лет живет и творит, - Израилем. Документальное фэнтези – название жанра, выведенное по тому же принципу: синтез общеизвестного и загадочного, того, что, возможно, не вся наука признала, но отрицать подобные явления в виду обилия фактов и связок – весьма затруднительно.

- Алекс, давайте начнем с цикла о юном Штефане Великом, у которого уже есть заинтересованная аудитория. Вы завершили второй роман этого цикла – «Штефан Великий и тайны Белого острова». О чём эта книга?

- Действие второй повести фэнтези-цикла о Штефане Великом начинается там, где заканчивается действие первой, на юге Молдавского княжества, в дельте Дуная. И природа, и история этого места действительно удивительны и уникальны! Легендарная «Страна Бродников» находилась здесь. Для наглядности процитирую фрагмент повести: «…Они называли себя «вольные бродники». И территория их была той «вольницей», на которую убегали от притеснений властей. Разумеется, власти, от которых убегали, отзывались о бродниках весьма нелестно. Бродники контролировали и охраняли речные переправы. Их поселения в XII-XIII веках находились в низовьях Дуная, Прута, Днестра и Дона. О них говорили, как о христианах. Этнически они представляли собой пёструю славяно-романско-тюркскую смесь. Бродники оказали огромное влияние на историю своих регионов и не только на неё. Предполагают, что именно бродники сыграли ключевую роль в возникновении такого уникального явления, как казачество и казаки. Летописцы упоминают Страну Бродников в низовьях Прута и Дуная. Бродники на территории будущего Молдавского княжества имели ещё одно имя, берладники. Предполагают, что в ряды берладников влились и последние готы, хазары и ясы-аланы-сарматы. Вся территория меж Дунаем и Днестром называлась некогда Берладь. Город Бырлад, находящийся ныне в румынской Молдове, также обязан своим названием берладникам…». В этой повести юному Штефану предстоит многому научиться именно там, в загадочной Стране Бродников. Там обретает он силу и мудрость, столь необходимые для возрождения Молдовы.

- Своим творчеством Вы несете идею неразрывной тысячелетней связи молдавской земли и всего балкано-средиземноморского пространства. Чисто логически, в этот контекст укладывается и наследие Израиля. На чем основывается Ваше мировоззрение?

- Я считаю, что Балкано-Средиземноморье – это особенный, уникальный регион. И этот регион оказал огромное влияние на всю мировую историю. Балкано-Средиземноморье – это совершенно особый тип культуры и цивилизации. Наиболее ярко это можно увидеть на примере загадочной Цивилизации Раданитов. В эпоху раннего Средневековья еврейские купцы-раданиты на протяжении 400 лет контролировали торговые пути из Европы и Африки в Китай и Индию. Для этого они создали уникальную структуру – Великую Сеть. В своей крайней книге «Кахина. Война Вечных Городов» я называю эту сеть Химерией. Ведь подобно химерам сеть раданитов являлась парадоксальным соединением весьма разных элементов. Сеть торговых путей Химерии включала в себя форты, фактории и даже целые государства. Такие страны, как Хазария, девять иудейских княжеств Магриба, Эфиопия, иудейское княжество Химьяр в Йемене, по сути, были частями растянувшейся на тысячи километров Химерии. На примере Хазарии мы видим, что иудеи, христиане и мусульмане мирно уживались в одной стране и тесно сотрудничали друг с другом. Кстати, и Страна Бродников из второй книги о Штефане – это сохранившийся до времён Ренессанса осколок Раннего Средневековья, осколок Химерии раданитов.

- Теперь – о Вашей новой работе «Кахина. Война Вечных Городов». Почему Вы назвали жанр этого романа документальным фэнтези?

- Королева Кахина была удивительной, можно сказать, титанической личностью. Удивительна также вся её эпоха – Раннее Средневековье, Малый Золотой Век. Это время расцвета уникальной культуры – Культуры Восхождения. Культура Восхождения видит в Человеке партнёра Всевышнего. Вселенная создана, но не завершена. Задача Человека – совершенствование себя и Мира. Это трудные, почти недостижимые цели, но Человек Восхождения стремится именно к ним. Корни Культуры Восхождения уходят в глубокую древность – в середину второго тысячелетия до нашей эры. Три странных, экстраординарных события произошли тогда: грандиозное извержение вулкана Санторин; исход евреев из Египта, и обретение ими Откровения на склоне действующего вулкана; появление в Греции странных личностей, названных «героями». В «Кахине» достаточно аргументированно показано, что эти события, вроде, далёкие друг от друга, глубоко связаны между собой. Стоит отметить, что Культура Восхождения с момента своего появления находится в ожесточённой борьбе со своим антагонистом, Культурой Управляемой Деградации. От Культуры Восхождения осталось уникальное наследие, Балкано-Средиземноморский фольклор и мифология. Все его элементы, песни и танцы, предания и ритуалы побуждают человека к развитию его сильных сторон. Управляемая Деградация, наоборот, работает со слабостями – манипулирует страхами, жадностью, эгоизмом. В Обществе Управляемой Деградации Культура Восхождения, её история и наследие становятся Запретной Реальностью. А своё творчество я считаю приглашением в эту самую Запретную Реальность. Вот почему я называю жанр, в котором работаю, «документальное фэнтези» или «алхиреализм» (алхимический реализм). Иными словами, алхиреализм – это уход от ложных штампов Управляемой Деградации и открытие Запретной Реальности Культуры Восхождения.

- Многие знают Вас, как основателя и руководителя театра «Звездный фрегат». Расскажите немного об этом проекте – когда он был создан, кто в него входил, какие постановки и где вы представляли? Интуитивно складывается ощущение, что это было нечто мега-экспериментальное.

- Начну немного издалека. В школьные годы я почти каждое лето отправлялся на юг Молдовы, в городок Кагул. Интереснейшие места! Припрутские болота – «плавни», села вокруг – реальные порталы в иные миры! Сёла русских староверов – «липован», цыганские сёла, болгарские сёла. Там я познакомился с представителями уникальной фольклорной традиции Молдовы – калушарами. В справочниках пишут, что калушары и русалии – это балканские тайные танцевальные общества. Традиция калушаров – причудливая смесь танца, акробатики, целительского и боевого искусств. Своего рода, балканское тай-чи. После этого знакомства с живыми носителями фольклора я понял, что фольклор многослоен.

И у фольклора есть свои ключи не только к Прошлому, но и к Настоящему и Будущему. Фольклор Балкано-Средиземноморья хранит множество неразгаданных тайн. Его песни и танцы, традиции и ритуалы – это элементы волшебного пазла. Собравшему пазл открывается Тропа Восхождения. Тропа, ведущая от временного и сиюминутного к Вечным Ценностям. Немного позже во мне родилось желание создать остров Культуры Восхождения здесь, в современной жизни. В результате 11 октября 1982 года в городе Кишинёве открылась студия пантомимы «Звёздный Фрегат». Несколько лет спустя студия стала театром со своими поклонниками и своим помещением. Тогда мы повесили на наших дверях табличку: «Звёдный Фрегат – Остров Будущего в Океане Настоящего». Биография «Фрегата» – это больше 15 лет активной деятельности: сотни концертов, выступления на рок-фестивалях и конвентах любителей фантастики, увлекательные поездки и путешествия. Театр побеждал на многих конкурсах, о нём написаны десятки статей, он упомянут в нескольких книгах. В наши дни большой друг «Фрегата» экскурсовод Александр Павлов включил бывшее помещение театра в маршруты своих экскурсий по Кишинёву. Это – внешняя сторона истории. А внутренняя заключается в том, что «Звёздный Фрегат» был уникальной лабораторией гармоничного развития, территорией волшебных превращений с неповторимой энергией и атмосферой. Первыми звёздами «Фрегата» стали Дима Загаевский, Галина Ларина, Янош Негруца и Слава Щербатюк. Позже к экипажу присоединились Таня Возиян, Таня и Наташа Янкеевы, Людмила и Оксана Кравченко, Виола Гулая, Лилия Толочко, Родика Овчаренко, Аурел Солоненко, Андрей Москалец, Арик Рабинович, Лёня Коган и многие другие. Формально театр прекратил существование в конце 90-х. Но на волнах памяти и воображения путешествие «Фрегата» продолжается, как продолжаются и поиски волшебного звёздного огня. Между тем, выпускник «Фрегата» Янош Негруца стал весьма колоритным профессиональным клоуном. Судьба привела его в Китай, и в этой далёкой восточной стране Янош создал новый театр пантомимы. Несколько лет активно участвовал в жизни «Звёздного Фрегата» старшеклассник Андрей Занога. Позже Андрей стал лидером рок-группы «Ракетобиль».

Сегодня Человечество вошло в глубочайший кризис. Многие ослепли и оглохли окончательно. Их уши закрыты наушниками, а глаза – экранами смартфонов. И оттуда льётся Цифровая Ложь глобальных СМИ. Но есть и Другая Реальность, Другая Культура и Другие Люди. И их гораздо больше, чем может показаться на первый взгляд.

Литературным агентом Алекса Грина, человеком, способствующим популяризации его произведений, является еще один наш земляк, житель Израиля Александр Ситняковский - член президентского совета Всемирной федерации евреев Бессарабии, председатель Общины выходцев из Молдовы города Ор-Акива (Израиль), официальный представителем Российского союза туристической индустрии в Израиле.

– Александр, как произошло ваше с Грином знакомство, и как возникла идее сотрудничества?

– В 2017 году, занимаясь проектами в области шоу-бизнеса, я стал плотно взаимодействовать с посольством Молдовы в Израиле во главе с Чрезвычайным и Полномочным Послом Габриелой Морару. Мы решили широко отметить 25-летия дипломатических отношений между обеими странами, открыв тот год первыми в Израиле гастролями группы «Здоб ши Здуб». На главном концерте этого тура присутствовала серьезная публика – известный политик, наш земляк Авигдор Либерман, послы многих стран и т.д. Фронтмен «Здубов» Роман Ягупов пригласил на концерт Алекса Грина, являющегося автором ряда текстов на песни этой группы, как например, «Цыган и НЛО». Так мы и познакомились. Я, уже будучи тогда причастным к деятельности Всемирной федерации евреев Бессарабии, стал приглашать Алекса на наши мероприятия. Завязалась дружба, он подарил мне две своих книги, недавно к тому моменту изданных, поделился планами о создании произведения, посвященного юности Штефана Великого. Мне эта и многие другие его идеи очень понравились, поэтому я с удовольствием согласился стать продюсером талантливейшего писателя Алекса Грина.

– Ваше сотрудничество направлено исключительно на издание книг?

– Отнюдь. Когда я читал первые главы повести «Штефан Великий и Тропа Фэт Фрумоса», то понял, что можно не только ее издать, но и экранизировать и придать другие формы воплощения – мультипликационный фильм, комиксы, мюзикл и т.д. «Штефан Великий и Тропа Фэт-Фрумоса» уж изданы на русском и английском языках. Английскую версию замечательно выполнила Наталья Алхазова, высокопрофессиональный специалист из Кишинева, которая настолько тонко прочувствовала все нюансы текста, передав их с языка оригинала на язык перевода, что успех среди англоязычной аудитории был абсолютно обеспечен. Мы собрали круг заинтересованных читателей и тех, кто помогает в подготовке произведений Алекса Грина к изданию. Что касается экранизации, то предварительные переговоры мне удалось провести с рядом известных российских режиссеров. Также мы рассчитываем на участие Молдовы в наших проектах, учитывая, что Алекс Грин извлекает из многовекового забвения глубинные неотъемлемые составляющие истории края, где мы родились и выросли.

Автор: Николай Костыркин

«Блокнот Молдова» предлагает подписаться на наш телеграм-канал https://t.me/bloknotmd - все новости в одном месте.

Новости на Блoкнoт-Молдова
Алекс ГринАлександр Ситняковский
1
0