Молдова Четверг, 09 мая
Общество, 29.01.2024 15:34

Александр Пушкин – родственник Штефана чел Маре, Дмитрия Кантемира, Константина Брынковяну и Кантакузиных

Русский  император Александр I рассчитывал, что, находясь в Бессарабии – в глуши империи, вдали от столиц, молодой поэт Александр Пушкин  либо смирится, покорится его воле, станет верным слугой, либо – погибнет. 

Мудрый Пушкин избрал свой путь – путь служения России и русской литературе. Он соединил Богом данный ему поэтический дар с величайшим трудолюбием. Здесь, на молдавской земле, он начал выводить русскую литературу на мировой уровень.

      Его Парнасом стала небольшая горка, с которой был виден весь Кишинев. Здесь стоял роскошный особняк боярина Донича. Он был снят для наместника. И Пушкин с радостью принял предложение Инзова жить в этом доме. Поэту были отведены две комнаты в нижнем этаже с окнами на юго- и северо-запад. Теперь это место называется Пушкина горка. Оно столь же дорого нам и свято, как Михайловское, Болдино. Сейчас это место застроено частными коттеджами так плотно, что яблоку негде упасть. Но вот уже более 200 лет почитатели таланта Пушкина мечтают, чтобы на этой горке установить хотя бы стелу с именем и профилем мирового гения.

      На молдавской земле Пушкин стал настоящим поэтом-подвижником.  Эта земля благословила его на подвиг, стала ему родным домом. Она связала его с нетленной памятью о том легендарном предке поэта, который под именем честного серба Ратши еще в первой половине XII века прошел из Петроварадина, через Семиградье, через Верхний  Троянов вал на Русь.

     И если русская земля, ее история и духовность связаны с древним родом Пушкиных более 1000 лет, то почти 900 лет род Пушкиных тесно связан с землей Молдовы. 

      У этого родства своя славная история. Пушкины, а затем и Ганнибалы, родственными узами соединены не только с русскими царями, европейскими императорами, но и с молдавскими, валашскими господарями.

    Начиная с XV века, предки Пушкина имеют родственные связи  с родами наших господарей – знаменитого господаря Молдавского княжества Штефана чел Маре, известного господаря Молдавского княжества, сподвижника Петра Великого князя Дмитрия Кантемира и господаря Валашского княжества Константина Брынковяну.  Но, поскольку роды Дмитрия Кантемира и Константина Брынковяну связаны с древним господарским  родом Кантакузиных, которому уже более 900 лет, то и здесь существуют родственные связи между родами Пушкиных и Кантакузиных.

     Штефан сел Маре, воевода и господарь всей Земли Молдавской, уважал традицию государей – брать себе жен из княжеских или королевских семей: одна из них Евдокия (1463-1496), сестра киевского князя Семиона  Олельковича – княгиня русско-украинского происхождения, другая – из византийского рода, Мария из Мангопа, третья – валашка (мунтянка), Мария Войкица.

    Как утверждают историки Андрей и Валентина Ешану, Штефану чел Маре, когда взошел на престол (12 апреля 1457 года), было 20-25 лет и он еще не был женат. Но первой женщиной молодого правителя  была  некая Марушка. Ее имя внесено в Помянник монастыря  Бистрица без указания, была ли она княгиней или княжной, как  было принято в то время называть жен или дочерей правителей страны или великих бояр. Кем была Марушка неизвестно. Одни полагают, что Марушка была случайным эпизодом в жизни молодого воеводы, другие уверены, что девушка  подарила Штефану наследника Александра – первого сына воеводы, которого великий господарь не только сильно любил, но и считал своим  достойным преемником.

    Евдокия была дочерью  Александра (Олелько) и Анастасии (дочери Василия I), находилась в родстве с великими киевскими князьями и литовским княжеским родом Олельковичей (по отцу), с великими князьями московскими (по матери), а от бабушки Софьи тянулось родство  с династией византийских императоров Палеологов. София поддерживала связь с Москвой и не раз посещала там родственников. Официально считается, что Евдокия стала матерью Александра (1464-1496), Елены (Волошанки) (1466-1505) и Петру (1465/1466-1480).  Евдокия приходилась двоюродной сестрой Ивану III Великому, отчего Елена Волошанка и Иван Молодой, сын Ивана III Великого, были троюродными братом и сестрой. Они – правнуки Василия I Дмитриевича. В книге «Тысячелетнее древо А. С. Пушкина» отмечено родство Пушкина с Иваном III Великим (161 В), Иваном Молодым (187 В) и Еленой Стефановной (188 В).

    В 1480 году Штефан чел Маре отправил в Москву своего  посла для заключения союза с Русским государством, чтобы противостоять вместе османам, угрожавшим Молдавскому княжеству. В 1481 году в княжество прибыли послы из Москвы. В Яссах было решено скрепить союз замужеством Елены со старшим сыном Ивана III – Иваном Молодым. В декабре 1482 года, через Польшу,  Елена со свитой прибыла в Москву (в сопровождении русских послов боярина А. М. Плещеева и его брата П. М. Плещеева (из рода Плещеевых), входивших в близкое окружение великого князя московского, а также трех молдавских бояр (Лашку, Сынжера и Герасима с боярынями и слугами; в «Львовской летописи» сказано, что за невестой в Молдавию ездили Андрей и Петр Михайловичи Плещеевы и что по дороге в Москву через литовские земли Елена получила подарки от польского короля. В сохранном листе короля Казимира указан маршрут процессии: Снятын-Теребовль-Львов-Белз-Хельм-Брест.). Ряд исследователей связывают с приездом Елены Стефановны появление «Сказания вкратце о молдавских государех», включенного позднее в Воскресенскую летопись. Свадьба состоялась в январе 1483 года. Вскоре родился сын Дмитрий. В 1490 году Иван Молодой скончался. Начались интриги второй жены Ивана III – Софьи Палеолог, которая мечтала посадить на трон своего сына Василия. 4 февраля 1497 года Иван III объявил наследником Дмитрия. «Нужною смертию» Елена умерла в 1505-м,  Дмитрия не стало в 1509 году.  Сохранилась пелена Елены Волошанки, на которой запечатлен выход Ивана III Великого с семейством во время коронации Дмитрия.

    Согласно одной из легенд, когда Елена направилась в Москву, ее сопровождал старший брат Иван, прозванный  Вечином, в Москве был известен как Сусед. Один из его сыновей – Василий, прозванный Рахманом (брахменом, индусом, т. е. ленивым), положил начало роду Рахманиновых. Потомок Штефана чел Маре в 10 колене – Надежда Герасимовна Рахманинова стала женой Юрия Алексеевича Пушкина, родного брата бабушки А. С. Пушкина – Марии Алексеевны Ганнибал (ур. Пушкиной)   Многое из этого было известно опальному А. С. Пушкину в Кишиневе. Вот только старшим братом Елены был Александр (Санду). Возможно, он и был Вечином, Суседом.

   Тут заметим, что родителями Надежды были подполковник Герасим Иевлевич Рахманинов (-1792) и, в первом браке, Анна Ивановна (ур. Кропоткина). Надежда получила в приданое село Красиловка, а ее муж Юрий владел Покровским. У них было 110 крепостных душ. Своим браком они породнили роды Пушкиных и Рахманиновых.  У них были дети – Александр, Евдокия, Михаил, Анастасия, Анна, Екатерина. В честь их сына  Александра назван А. С. Пушкин. 

  

    Юрий Алексеевич Пушкин (1743-1793) родился в 1743 году в селе Кореневщино Сокольского уезда Тамбовской губернии в семье отставного капитана и Сокольского воеводы Алексея Федоровича Пушкина (1717-1777) и его супруги Сарры Юрьевны Ржевской (1721-1790). В 1750 году в возрасте 7 лет записан на военную службу солдатом лейб-гвардии Преображенского полка, в 1760 году приступил к действительной службе с чином гвардии капрала, в 1763 году выпущен из гвардии в Рижский карабинерный полк поручиком. Принимал участие в Русско-турецкой войне 1768-1774 годов, за отличия при взятии Силистрии и Бухареста награжден чином секунд-майора. После выхода в отставку проживал в своем имении в селе Красиловка Козловского уезда Тамбовской губернии. Награжден орденом св. Георгия 4 ст.  Портрет офицера, написанный неизвестным автором в 1791 году, является частью экспозиции Всероссийского музея А. С. Пушкина в Санкт-Петербурге.

     В настоящее время эта версия считается ошибочной, поскольку Елена и ее отец происходили из рода Мушатов, а не Драгошей. Правда, родной  брат Елены, Александр,  в 1489 г. женился на представительнице рода Драгошей –

дочери Бартоломеу Драгффи, воеводы Ардяла. Возможно, Иван Вечин был братом жены Александра Молдавского.

    Но Сарра Юрьевна Ржевская!.. Дочь  нижегородского вице-губернатора  Юрия Алексеевича Ржевского (1674-1729) и его жены Екатерины Никифоровны, рожденной Плещеевой (1680- между 1732 и 1741). Ржевские были потомками одной из смоленских ветвей Рюриковичей!.. Они соединяли  славные имена великих предков:  Игоря, Святослава, Владимира Красное Солнышко, Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха… Они привели к Александру Пушкину. 

    Вот какая история, какие легендарные имена в итоге связывают роды Штефана чел Маре и Пушкиных. Пушкин является родственником Штефана чел Маре и его супруги Евдокии, дочери Елены Волошанки, сыновей Александру и Петру, а также еще 2-3 семейств господаря.

    Согласно «распросным», 13 ноября 1704 года в Посольский приказ в Москве, по проезжим листам русского посла в Константинополе П. А. Толстого и киевского губернатора  А. А. Гулица, явились приезжий из Царьграда сербянин, венециянина Савы Рагузинского челядник, Андрей Васильев да товарищ его Констянтин Янов. 

    В распросе Васильева сказано, что его господин Сава Рагузинский взял у посла Петра Толстого проезжий лист  и отпустил Андрея из Царьграда в августе 1704 года «сухим путем через Волоскую  землю и послал с ним к Москве трех человек арапов, молодых робят».  Сава приказал тех арапов «объявить переводчику  Московского приказа Николаю Спофарию: он ведает, кому те арапы надлежат».  Васильев привез  арапов «в всякой целости» и стал с ними в Москве, в Богоявленском монастыре.  Сам же Сава «тогож дня» хотел ехать «водяным путем к Азову». В последних числах августа Васильев, уже в Яссах, объехал посланного в Царьград из приказа толмача Кирила Македонского. Как Андрей с арапами приехал в Яссы, «тамошней де волоской господарь, уведав об нем и о тех арапах, его, Андрея, тотчас из Яс выслал с теми арапами на загородный двор, на котором живет человек его господарской, от Яс с милю, в деревне Татарам, для того что де в то время в Ясах в приезде были из розных мест для своих потреб многие турки. И естли б де он, господарь воложской, над ним так не помилосердствовал, и его б де, Андрея, с теми арапами турки поимали, понеже турки в вывозе из Турского государства в иные страны зело присмотривы и осторожны. И из тех арапов 2 человека, один крещеной Аврам, а другой некрещеной Абдул, оба они братья родные, отосланы на двор к боярину Федору Алексеевичу (Головину), а третий арап по письму посла Петра Толстого отдан в дом его посольский».

    13 ноября человек Савин доставил арапчиков в Москву, о чем Спафарий (Николай Милеску-Спэтару) докладывал Головину: «И я из тех трех выбрал двух, которые лучше и искуснее, родных братьев, и отдал их в пречестном доме вашем пречестной госпоже матушке вашей и детем вашим благороднейшим. А третьего, который поплошее, оставил Петру Андреевичу, потому что так писал ко мне и господин Сава, да и человек его сказал, что тот негоден. Меньшей, именем Аврам, крещен от племянника господаря мултянского, а большой еще в бесурманстве». 

    8-летний Абрам Ганнибал, 320 лет назад, был крещен племянником мултянского господаря Константина Брынковяну (1654-1714) по пути в Москву. Это могло быть в Бухаресте – в конце июля-августе,  или, что вернее всего, в Яссах – в конце августа-сентябре. Но только не 9 октября 1704 года, как предполагалось пушкинистами ранее, поскольку  Гулиц указал, что 8 октября 1704 года Аврам крещеный был уже в Киеве.

   

    Возможно, Ганнибала крестил сын Томы Кантакузина и Марии Канарис Сокотяну, приходившийся Брынковяну племянником через своего деда Матея, сестру деда Станку – мать самого господаря Брынковяну. В таком случае следует иметь в виду, что через другого брата Станки – воеводу Валахии Шербана  Кантакузина и его дочь Кассандру сын Томы Кантакузина приходился племянником и господарю Молдовы князю Дмитрию Кантемиру.

    В 1711 году во время Прутского похода Петра I Тома Кантакузин оставил Брынковяну и вместе с Петром и Дмитрием Кантемиром перенес все тяготы того трагического времени. При императоре неотлучно находился Абрам Ганнибал – будущий прадед А. С. Пушкина. С императором его принимал в Яссах князь Дмитрий Кантемир. Все вместе они сидели за огромным «Земляным столом Петра Великого», устроенном за Прутом, под Унгенами –  у села Семень. Этот стол дошел до наших дней. За ним отмечали именины Петра.  В то время в семье молдавского господаря было уже 7 детей. Красавице Марии, будущей возлюбленной Петра Великого, исполнилось 11 лет, а будущему знаменитому русскому сатирику Антиоху было около 3 лет.

    В Прутской кампании участвовали тогда и Пушкины. Здесь, на поле жестокой брани, был ранен Федор Петрович Пушкин, стольник Петра, поручик Ростовского пехотного полка, дед бабушки поэта – Марии Алексеевны Пушкиной, которая  впоследствии  вышла замуж за Осипа Абрамовича Ганнибала – сына легендарного «Арапа Петра Великого».

    Тесную связь рода Пушкиных с родом Кантемиров закрепила  Наталья Ивановна Головина, дочь адмирала И. М. Головина – прапрадеда А. С. Пушкина. Адмирал Головин, кавалер ордена св. Александра Невского участвовал с Петром I в двух Азовских походах, учился в Голландии и Италии, стал главой российского  кораблестроения. Его дочь стала женой генерал-поручика князя Константина Антиоховича Кантемира – сына молдавского господаря  князя Антиоха Константиновича Кантемира, который был братом молдавского господаря  князя Дмитрия Константиновича Кантемира. 

    Константин приходился последнему племянником, а его сыну, известному поэту Антиоху Кантемиру, –  двоюродным братом. Таким образом, Константин и Антиох были родственниками А. С. Пушкина.

   Константин жил в Стамбуле, был женат. Когда умер его отец, Дмитрий Кантемир пригласил Константина в Киев. Это было в 1737 году. Племянник поступил на военную службу. Участвовал в Русско-турецкой войне 1734-1739 годов. Шел в авангарде, освобождал Яссы.  Дослужился до генерала-поручика. Второй его женой стала Наталья Головина.  Семья была бездетной. Затем Константин женился в третий раз. Софья Пассек родила единственного сына – Дмитрия. Полковник Дмитрий Константинович Кантемир участвовал в двух русско-турецких войнах,  отмечен орденом св. Георгия 4 ст. Он был бездетным и на нем официально закончился род Кантемиров.  Правда, появилась версия о том, что был еще незаконнорожденный сын Викентий – Антиох Дмитриевич Кантемир.

    Далее родственная связь Кантемиров и Пушкиных продолжилась старшей дочерью Головина – прабабкой А. С. Пушкина Евдокией  и Александром Петровичем Пушкиным. У них выжили Лев и Мария. У Льва родились сыновья – Сергей и Василий. Сергей Львович Пушкин – это отец А. С. Пушкина. А дочь Головина Ольга стала прабабкой Л. Н. Толстого.

    В итоге, Пушкин был родственником Дмитрия Кантемира, его супруги, поэта Антиоха, дочери Марии, племянника Константина и ряда других Кантемиров.

    К Дмитрию Кантемиру, Томе (Фоме) Кантакузину, Константину Брынковяну и их окружению А. С. Пушкин обращался не раз, работая над «Историей Петра», которая осталась неоконченной.  Там есть глава «Прутская кампания». В то время он перевел с французского «Записки бригадира Моро де Бразе (касающиеся до Турецкого похода 1711 года)». Еще ранее, в декабре 1821 года, во время знаменитого путешествия с подполковником И. П. Липранди по югу Бессарабии, на Пруте, Пушкин вспоминал в беседе с подполковником «Описание Молдовы» Дмитрия Кантемира, которое он знал очень подробно.

    В книге «Тысячелетнее древо А. С. Пушкина» отмечено родство Пушкина с Антиохом Дмитриевичем Кантемиром (450 Б), Антиохом Константиновичем Кантемиром (291 В). Дмитрием Константиновичем Кантемиром (429 Б), Дмитрием Константиновичем Кантемиром (352 В), Константином Федоровичем Кантемиром (362 В), Константином Антиоховичем Кантемиром (320 В). А также – с 12 Рахманами и Рахманиновыми.  

    Еще о Пушкиных и Кантакузиных. Кассандра Кантакузин (рум. Casandra Cantacuzino) (около 1681/1682-1713, Москва) – одна из дочерей господаря Валахии Шербана Кантакузина. 9 мая 1699 года вышла замуж за будущего правителя Молдавии Дмитрия Кантемира, с которым была обручена еще при жизни отца. В Яссах Дмитрий и Кассандра приняли Петра I и императрицу Екатерину.  Петр преподнес «государыне Кантемировой в подарок две пары высоких соболей, да крест алмазный ― все ценою 400 рублей». В Яссах при Петре был и Абрам Ганнибал, будущий прадед А. С. Пушкина. После переезда семьи Кантемиров в Харьков княгиня потеряла новорожденных детей, родившихся во время переездов, и серьезно заболела. Там она скончалась.

     Константин Брынковяну (1654, Валахия-1714, Константинополь), великий логофет, в 1688-1714  годах – господарь Валахии.  Сын князя Матея Брынковяну (Басараба) из рода Крайовеску и Станцы (Станки) Кантакузиной, племянник и преемник валашского господаря Шербана Кантакузина. После смерти дяди Шербана Кантакузина в октябре 1688 года  – возведен на престол семейством Кантакузина. В 1703 году поссорился с семейством Кантакузина из-за попыток превратить власть Брынковяну в наследственную. Поддерживал хорошие отношения с молдавским господарем Константином Дукой (1693-1695), который женился на его дочери. Но был в натянутых отношениях с господарями Молдовы Константином Кантемиром (правил в 1685-1693) и его сыновьями Антиохом (правил в 1695-1700) и Димитрием (правил в 1710-1711).

    Во время Прутского похода 1711 года занял выжидательную позицию, отчасти из-за непростых отношений с Димитрием Кантемиром. Сказались и ухудшающиеся отношения с семейством Кантакузиных. Брынковяну конфисковал имущество боярина Томы Кантакузина, своего родственника и главнокомандующего,  и его сторонников, которые сбежали к Кантемиру и Петру.  Тома ушел в Россию и стал генерал-майором.

   Будучи в Кишиневе, опальный Александр Пушкин часто посещал дома бессарабских князей Кантакузиных – Георгия и Александра Матвеевичей. Их образы запечатлены в рисунках поэта. Женой князя Георгия Кантакузина была Елена Михайловна Горчакова, сестра лицейского товарища Пушкина. Ей посвящено лицейское стихотворение Пушкина «Красавице, которая нюхала табак».

   Таким образом, Пушкин приходился родственником господаря Валахии Константина Брынковяну и его многочисленного семейства с огромным шлейфом родственников. Пушкин был родственником Кассандры Кантакузиной, жены Дмитрия Кантемира, господаря Валахии Шербана Кантакузина, боярина Томы Кантакузина, князей Георгия и Александра Матвеевичей Кантакузиных и др.

   Вот такие отношения и связи просматриваются сквозь дым столетий между родами Пушкиных, Ганнибалов и родами господарей Штефана чел Маре, Дмитрия Кантемира, Константина Брынковяну и Кантакузиных.






На снимках:

1. Фрагмент памятника А. С. Пушкину, открытому в городском саду  Кишинева в 1885 году.

2. Молдавский господарь Штефан чел Маре (1457-1502).

3. Молдавский господарь князь Дмитрий Кантемир (1710-1711).

4. Валашский господарь Константин Брынковяну (1688-1714), племянник валашского господаря Шербана Кантакузина (1678-1688).

Виктор Кушниренко, пушкинист Новости на Блoкнoт-Молдова
Александр Пушкин
1
0