Молдова Суббота, 23 ноября
Культура, 12.09.2020 12:09

«В дунайские волны их бросил тела»

Скоро мы будем отмечать двухсотлетие прибытия А.С.Пушкина в Кишинев.

Как рассказывает известный пушкинист Виктор Кушниренко, опальный поэт остановился в чистом и опрятном флигеле заезжего дома купца Ивана Николаевича Наумова. Теперь это «Домик Пушкина». Мемориальный Дом-музей поэта открыт 10 февраля 1948 года.     

– Пушкин мог задохнуться и погибнуть на окраине тогдашней Российской империи – в пустынях Бессарабии. На это рассчитывал и император Александр I. Но поэт избрал путь литературного служения России. И его живительная, солнечная лира озарила, озаряет и ныне не только Бессарабию, Россию, но и весь мир. Уже через месяц, в начале ноября, у всех на устах – его новое, блистательное сочинение, с народным характером, полное дикой силы, знойной страсти, поэзии и грации. Это была «Молдавская песня», более известная как «Черная шаль». И это несмотря на то, что беловой автограф найден и опубликован только спустя более 100 лет – в 1936 году. На нем помета: «Кишинев 1820 года. Ноября 14», - рассказал Кушниренко.

По его словам, 7 ноября Пушкин встретил в доме командира 16-й пехотной дивизии генерал-майора Михаил Федорович Орлова.

– Хозяин был на кордонах. В его отсутствие хозяйничал брат – гвардии полковник, кавалер ордена св. Георгия Федор Федорович Орлов. Тут же были приехавшие из Каменки Александр и Василий Львовичи Давыдовы и приглашенный на обед дивизионный квартирмейстер Владимир Петрович Горчаков. Горчаков вспоминал: «В это утро много было говорено о так названной Пушкиным Молдавской песне “Черная шаль”», на днях им только написанной. Не зная самой песни, я не мог участвовать в разговоре; Пушкин это заметил и по просьбе моей и Орлова обещал мне прочесть ее; но, повторив вразрыв некоторые строфы, вдруг схватил рапиру и начал играть ею; припрыгивал, становился в позу, как бы вызывая противника. В эту минуту вошел Друганов. Пушкин, едва дав ему поздороваться с нами, стал предлагать ему биться. Друганов отказывался. Пушкин настоятельно требовал и, как резвый ребенок, стал шутя затрагивать его рапирой. Друганов отвел рапиру рукою, Пушкин не унимался; Друганов начинал сердиться. Чтоб предупредить раздор новых моих знакомцев, я снова попросил Пушкина прочесть мне Молдавскую песню. Пушкин охотно согласился, бросил рапиру и начал читать с большим одушевлением; каждая строфа занимало его, и, казалось, он вполне был доволен своим новорожденным творением», - процитировал Кушниренко.

Он добавил, что в то утро Пушкин, смеясь, рассказал, «как один из кишиневских армян сердится на него за эту песню» – он решил, что поэт «написал это на его счет».

– Этим армянином был известный Артем Макарович Худобашев, бывший одесский почтмейстер. 8 ноября вернулся М. Ф. Орлов. Когда вошел Пушкин, генерал обнял его и начал декламировать: «”Когда легковерен и молод я был…” – Как, вы уже знаете? – Как видишь. – То есть, как слышишь. – Но шутки в сторону, а твоя баллада превосходна, в каждых двух стихах полнота неподражаемая». 25 декабря, в Рождество Христово, Горчаков с братьями Орловыми выехал в Киев. 26-го – они в Тульчине. Здесь Горчаков читает под общий восторг, а потом и диктует офицерам штаба 2-й русской армии «Черную шаль» Пушкина. Вскоре песню Пушкина распевали во всей южной России. 9 апреля 1821 года она опубликована в журнале «Сын Отечества», 27 мая – в журнале «Благонамеренный», - отметил Кушниренко.

Первый перевод «Черной шали» на французский язык сделал дядя поэта Василий Львович Пушкин в 1822 году. А 15 мая в доме князя Петра Вяземского выступали цыгане и «одна малютка прелестно пела «Черную шаль», только не французскую» – в 1823 году итальянская певица Този исполняет «Черную шаль» по-итальянски, а в 1826 году ее исполнил на русском языке итальянский оперный певец Доминик Този.

– В ноябре 1823 года – январе 1824 года появляется музыкальная баллада А. Н. Верстовского, которая становится одной из самых популярных песен в народе XIX века. Сам Верстовский поет ее под аккомпанемент А. С. Грибоедова. 10 января 1824 года в Москве на сцене театра Пашкова на Моховой состоялось театрализованное представление «Черной шали». Пел Петр Булахов. И уже через четыре года, в 1825-м, журнал «Московский телеграф» сообщал: «Песни Пушкина сделались народными: в деревнях поют его “Черную шаль”». Более 20 композиторов XIX-XX веков напишут свои романсы на текст Пушкина, в том числе М. Ю. Вильегорский, И. И. Геништа, М. Штуббе, И. Н. Ковнер и др. С 1825 года «Черная шаль» во всех песенниках, с 1839-го – в лубочных картинках, - сказал Кушниренко.

Он сообщил, что в 1831 году А. П. Глушковский ставит в Большом театре одноактный балет-пантомиму «Чёрная шаль, или Наказанная неверность» на сборную музыку по стихам Пушкина.     

– О Пушкине, его ссылке в Бессарабию, о его жизни и творчестве в Кишиневе уже в 1821 году узнали Германия, Франция, за ними – Англия. По подсчетам Л. Лейтона, в Англии с 1821 по 1997 год издано около 1750 работ по Пушкину, выполнено не менее 950 переводов его сочинений. В 1830 году «Черная шаль» впервые переведена на английский писателем Джорджем Борроу и опубликована вместе с переводом «Песни Земфиры». В 1837 – Константин Негруцци издает в Бухаресте «Черную шаль» в переводе на румынский язык. «Черная шаль» входит в сборники и многотомные собрания переводов сочинений Пушкина, выходящие во многих странах мира. Энтони Эдвард Одынец перевел «Черную шаль» на польский, Красимир Георгиев – на болгарский, Педер Людвиг Мёллер представил перевод на датский, академик Мушни Ласуриа перевел на абхазский. В 1936-1974 годах – песня трижды переводилась на татарский язык. Современные зарубежные студенты, волонтеры исполняют ее на греческом, итальянском языках. Сохранилась редкая запись песни в исполнении известного оперного певца И. С. Козловского, - перечислил Кушниренко интерпретации классического произведения.

Так «Черная шаль» стала явлением не только русской культуры, но и европейской.

Подготовил Николай Костыркин

«Блокнот Молдова» предлагает подписаться на наш телеграм-канал https://t.me/bloknotmd - все новости в одном месте.

Новости на Блoкнoт-Молдова
Александр ПушкинБессарабияЧерная шаль
0
0