Молдова Пятница, 26 апреля
Экономика, 26.07.2022 14:29

Благодаря продвигаемому PAS закону Молдова рискует остаться без порта Джурджулешты

Компания, обладающая исключительными правами на земли порта Джурджулешты, готова добровольно уступить эти права в ущерб себе и государству?

Сомнительный законопроект, проголосованный в первом чтении 21 июля, настойчиво продвигается ЕБРР через депутатов ПДС Раду Мариана, Валентину Манич и Марину Морозову. Речь идет о внесении поправок в закон «О свободных экономических зонах», посредством которых впервые в истории Молдовы предоставляется право на уступку земли, на которой расположены постройки экономических агентов-резидентов.

На первый взгляд кажется, что проект продвигает благие намерения, поскольку в информационной записке к нему депутата Раду Мариана и его коллег отмечается, что изменения касаются всех свободных экономических зон. Однако, как выяснилось, автором этого закона является Danube Logistics – оператор порта Джурджулешты, а бенефициаром – компания Trans-Oil, которой принадлежит несколько земельных участков на территории порта. При этом, по имеющимся данным кадастрового учета, большая часть территории порта уже занята зданиями и сооружениями группы компаний Trans-Oil.

Портал bani.md приводит попавшее в распоряжение редакции письмо, адресованное Государственной канцелярии, и компании «Danube Logistics». В нем министр экономики Серджиу Гайбу утверждает, что учреждение, которым он руководит, в результате состоявшихся 20 мая обсуждений с директором «Danube Logistic» Матисом фон Тухером договорилось о получении помощи со стороны ЕБРР для доработки и продвижения проекта нормативного акта для передачи Агентству публичной собственности земли, на которой расположен порт Джурджулешты.

Как следует из письма, на этом заседании было принято решение «усовершенствовать законодательную базу, регулирующую деятельность порта Джурджулешты, с целью устранения пробелов в законодательстве».

Деятельность в порту Джурджулешты осуществляется в соответствии с Законом № 8 «О Международном порту Джурджулешты» от 2005 года. В этом законе указано, что международный порт создается на 25 лет, а Генеральному инвестору принадлежит исключительное право создавать и владеть инфраструктурой порта, в том числе водной инфраструктурой. При этом Генеральный инвестор арендует всю территорию порта и подотчетен государству, а в случае серьезного нарушения государство может расторгнуть Инвестиционный договор, взяв на себя управление портом.

Продвигаемый депутатами ПДС законопроект концептуально меняет этот подход, поскольку в новой формуле предполагается, что на территории порта, являющегося стратегическим объектом транспортной инфраструктуры, земли смогут распределяться между другими хозяйствующими субъектами – агентами и даже нерезидентами по тому же принципу, что и генеральный инвестор. Соответственно, если закон будет принят в таком виде в окончательном чтении, государство потеряет способность и возможность управления портом. И это в дополнение к тому факту, что продвигаемые положения серьезно нарушают юридические и договорные права инвестора.

Порт Джурджулешты десятилетиями работает в соответствии со Специальным законом №. 8/2005 о международном свободном порте Джурджулешты. Почему вдруг именно теперь возникла необходимость его модификации и принятия других законов, касающихся деятельности порта. Сомнительно также, что компания «Danube Logistics», обладающая исключительными правами на землю, вдруг решила добровольно уступить эти права в ущерб себе и в ущерб государству. Также неясно, почему Правительство делает это добровольно и преднамеренно.

Как отмечено в материале bani.md, мы являемся свидетелями активной помощи специализированных международных институтов в разработке или изменении законопроектов в различных областях, представляющих интерес для Республики Молдова. При этом прежде мы не видели подобной международной помощи Молдове в доработке законопроектов, благоприятствующих экономическим агентам. Возникает закономерный вопрос: в чем конкретно заключается упомянутая в статье помощь ЕБРР в продвижении законопроекта?!

Ранее сообщалось, что Европейский Банк Реконструкции и Развития купил Международный свободный порт Джурджулешты, Джурджулешты, в который было инвестировано более 50 миллионов евро, всего за 1000 евро. 

порт.jpeg

Материал подготовил Михаил Генчу 

«Блокнот Молдова» предлагает подписаться на наш телеграм-канал https://t.me/bloknotmd - все новости в одном месте. 



Новости на Блoкнoт-Молдова
портзаконопроектземля
1
0