Молдова Четверг, 25 апреля
Общество, 18.12.2020 20:26

И без ковида с образованием в Молдове бардак - обзор 2020 года

В Молдове вот уже 30 лет существуют «классические» проблемы в системе образования.

Это пятая прорумынская колонна среди профессуры всех уровней, систематическая нехватка кадров, поборы с родителей, всеобщее презрение, – в том числе и со стороны учащихся, - к простым труженикам-преподавателям, «менеджерство» вместо управления, история румын вместо истории Молдовы, румынский язык вместо молдавского в виду отсутствия политической воли брать курс на самостоятельный литературный стандарт.

Добавился коронавирус и, как следствие, перманентное то всеобщая, то фрагментарная отправка школ на карантин. Экзамены дети и юношество сдавали "криво", - или вообще не сдавали, - без возможности усвоить материал в традиционном виде. Хотя какая, в принципе, разница, если уровень обучения в стране и так ниже плинтуса!

Ах да, забыли – еще университеты закрывают. Например, в 2020 году Молдавскому государственному университету отдали Институт международных отношений, оплот молдовенистской научной мысли, где была сконцентрирована правильная, государственническая профессура. Сделано это было в бытность Игоря Шарова, автора учебника по истории румын, министром образования, культуры и исследований. Теперь Шаров – ректор МолдГУ. Соломку подстелил?..

Парадигма безучительства

Многие эксперты считают, что мир стоит на пороге полного перехода на дистанционное обучение, что минимизирует роль преподавателей. А затем государство может решить: если преподаватели не нужны, зачем их вообще держать? Уволить без выходного пособия!

Родительское сообщество поделилось надвое. Одни к апрелю-месяцу уже вопили о том, что устали от бесконечной подготовки заданий вместе со своими чадами, что школа и педагоги не готовы к дистанционному обучению, «и вообще, заберите наших-ваших детей обратно за парту, и плевать на ковид!».

В других семьях, в селах, вообще нет компьютеров, и в дома не проведен интернет. Учителя там тоже особо по клавишам не клацают вопреки бодрым рапортам чинуш пред ясны очи западных спонсоров и кураторов. Сельские педагоги в карантин писали задания от руки и клали под калитку домов, где живут их ученики. В любую погоду, каждый будний день обходили, в лучшем случае, одно село. Спасибо Майе Санду, вот уже несколько лет в Молдове есть села, где больше нет школ.

Полный ноль

И еще немного о коронавирусе, показавшем полную разобщенность нашего общества и окончательный отрыв государства от него.

Уроки сократили - за 30 минут, сколько длится занятие, дети не успеют освоить и понять материал, а тот факт, что рекомендуется не давать домашних заданий, может свести к нулю все старания учителя хоть чему-то детей научить.

Беспокойство родителей и учителей вызывает то, что учитель не может подходить близко к учащимся, если ребенку понадобится помощь во время процесса обучения, и постоянно находится в маске, а детям не положено приближаться к доске, что значительно снижает уровень концентрации и восприятия детей к излагаемой информации.

Во многих школах ввели посменную форму обучения. Когда 1 смена обучается очно, а 2 – онлайн, где уроки и того короче – их длительность составляет всего 15 минут. В таком случае опасения о необразованном будущем поколении полностью себя оправдывают.

Сложность процесса обучения так же составляет то, что дети в этом году учатся, не покидая своих кабинетов, и за сократившуюся 10-минутную перемену учителя не успевают перейти из кабинета в кабинет и как следует подготовиться к уроку, не говоря уже хотя бы о минуте отдыха.

Как всегда, вопросов больше, чем ответов...

Изуверы и хамло

А еще большие вопросы к кадрам. Например, ученик девятого класса столичной средней школы Джинта Латинэ был госпитализирован в реанимацию после урока физкультуры. По словам бабушки ученика, он вместе с тремя одноклассниками опоздал на физкультуру, и учитель решил наказать их за это 150-ю приседаниями. Дети с огромным трудом выполнили данное упражнение. Позже один из учеников, у которого были некие проблемы со здоровьем, пошел домой и на следующий день был госпитализирован в реанимационное отделение одной из кишиневских больниц. Подробности здесь.

Если такое происходит в столице, то что говорить о райцентрах, где вопросов к подготовке и компетенции педагогических кадров еще больше?! Многие помнят, как преподаватель из Окницы настраивал своих детей против тех, кто голосует за социалистов на выборах. Подробности здесь.

Почему у нас есть такие учителя? Потому что нужно дать им нормальную зарплаты, сагитировать под это молодые кадры, затем устроить глобальную чистку педагогического корпуса, чтобы такие вот, как фигуранты этих двух примеров, даже близко к детям не подходили. Сначала накормите людей, дорогие власти, а потом уже что-либо с них требуйте!

Хорошо, хоть, что теперь в школах Молдовы запретили собирать деньги с родителей на подарки учителям, а также на различные ремонтные работы. Постановление Министерства образования вступает в силу с первого января 2021-го года. Так что, дорогие стяжатели, торопитесь наскрести копеечку до нового года, потом будет поздно! Но и это явление, в принципе, - следствие отсутствия дотаций и низких доходов преподавателей. Так что, смотри, как говорится, пункт первый.

Кстати, в прошлом году, согласно результатам нашего опроса, уровень образования в Молдове был оценен едва ли в 2,5 балла по 5-балльной шкале. Также большинство опрошенных уверены, что их детям не стало легче учиться в 2019 году. Посмотрим, как проголосуют наши читатели касательно года нынешнего.


Подготовил Николай Костыркин

«Блокнот Молдова» предлагает подписаться на наш телеграм-канал https://t.me/bloknotmd - все новости в одном месте.


Новости на Блoкнoт-Молдова
школавузкоронавирускарантиндетиобразование
2
0