Как вынудить молдавского Шумахера сбросить скорость? Несколько мыслей о злободневном...
Читайте также:
- Сегодня похоронили погибшего в страшной аварии водителя такси, его проводили в последний путь сотни человек (19.05.2020 15:54)
- Помимо нашумевшего смертельного ДТП, в минувшие выходные в столице случились еще 36 аварий (18.05.2020 16:01)
- Глава полиции: Родственники не помогут виновнику аварии! (18.05.2020 15:19)
Есть простые логичные решения.
Примерно раз в год в Кишиневе или рядом с ним случается авария, которая ставит на уши все общество, выявляя те или иные болезненные проблемы, о решении которых мы мечтаем с тех самых пор, как встали на рельсы рыночной экономики, "дикого капитализма" и всего того, что происходит с нами последние тридцать лет.
В 2014-м году общество всколыхнула августовская авария под Кишиневом, в которой погибли сразу восемь молодых людей, решивших умчаться от полиции. В 2018-м аналогичная авария произошла под Пересечино - выскочивший на встречную полосу BMW стал гробом для четверых молодых людей. Впрочем, та авария стала скорее просто следствием безумного лихачества на дороге, чем "мажорного" отношения к окружающим.Тут, конечно, приходит время вспомнить прошлогоднюю аварию Porsche, который врезался в троллейбус.
Та нашумевшая история, впрочем, ничему не научила некоторых "мажоров" - и вот, еще одна поражающая воображение своей жесткостью и последствиями авария. Лихач-"шумахер" на Audi пролетел на красный свет на скорости в 150 км/час и буквально уничтожил такси, проезжавшее перекресток на разрешающий сигнал светофора. Двое погибших, еще одна семья пострадала в полном составе, хотя и не смертельно, большой общественный резонанс - и большой запрос на справедливое наказание за такие деяния.
Но в этот раз хотелось бы поговорить не о том, как "реформировать правосудие", это уже давным-давно заезженная тема, которую обсуждают все годы независимости. Для этого, сдается, надо поменять всю общественно-социальную модель, хотя, с другой стороны, возможно, ее просто не стоило менять тридцать лет тому назад - в советское время с этим особых проблем не было, наказание получал каждый, вне зависимости от своих связей и знакомств.
В этот раз хотелось бы поговорить о том, как можно было избежать подобного сценария для перекрестков, которые, как известно, остаются самым опасным с точки зрения потенциального ДТП местом. Хотя в кишиневском обществе преобладает скептическое отношение к круговым развязкам, случившееся еще раз подчеркнуло необходимость пересмотра подобного отношения.
Круг на пересечении улиц Измаил и Штефана чел Маре в данной ситуации остановил бы лихача - или, по крайней мере, заставил бы сбросить скорость до адекватной. Если бы он в силу тех или иных причин решил бы не делать этого - что ж, в таком случае пострадал бы прежде всего он сам, легко представить себе развитие событий. Таран, прыжок на бордюре, потеря управления, погашение скорости - да, не исключено, что в итоге и в этом случае все закончилось бы столкновением с другим автомобилем, но на совершенно иной скорости и с совершенно иными последствиями.
Да и сам водитель такси, зная, что он подъехал к кругу, будет внимательнее, зная, что выезжает на круг, и, возможно, благодаря этому избежал бы опасности, даже если "летчику" на Audi по какой-то причине и круг не стал бы помехой. Круг - простое решение, которое широко используется в европейских городах и позволяет разгружать транспортные развязки естественным образом. Вне всяких сомнений, с нормально организованным круговым движением (круг должен быть большим, не таким, как у Панкома) ситуация с пробками в том месте станет менее напряженной.
Проезжая место воскресного ДТП спустя сутки, автор данных строк обратил внимание на то, что чуть дальше, в районе улицы Болгарской, появился полицейский патруль, а вышедший из машины сотрудник полиции с радаром в руках измеряет скорость проезжающих автомобилей. Идея в данном случае хорошая, однако, к сожалению, вряд ли полицейских хватит надолго.
В советские времена были популярны стационарные посты ГАИ, и, подъезжая к ним, водитель всегда знал - надо сбрасывать скорость. Пара подобных постоянных постов на протяжении бульвара имени Штефана чел Маре быстро охладят пыл "гонщиков" - им просто не останется места для раздолья. Какой смысл разгоняться, если тут же придется тормозить?
Но, к сожалению, несмотря на все попытки преобразования, реформ, менталитет молдавских полицейских остается прежним - они не работают на профилактику и предупреждение нарушения, это невыгодно финансово, что получишь с водителя, который ничего не нарушил? Ничего не получишь. Все эти время от времени публикуемые полицией ролики о том, что они провели акцию по предупреждению нарушений, останавливая водителей и напоминая им о необходимости придерживаться скоростного режима и так далее - это лишь пускание "пыли в глаза".
Настоящий молдавский полицейский считает это глупостью - гораздо логичнее, с его точки зрения, словить нарушителя за руку и что-то получить с него. И этот подход не меняется уже десятилетиями, вне зависимости от того, кто являлся и является министром внутренних дел, премьером или президентом страны. Стоять на месте с включенными проблесковыми маячками, предупреждая "мы тут, мы контролируем скоростной режим и предупреждаем вас об этом" - это пустая трата времени, с точки зрения среднестатистического молдавского полицейского. Лучше "двигаться и зарабатывать".
Понятно, что после каждой такой аварии в МВД тут же принимают, как они считают, должные меры - в прошлом году после ДТП с Porsche они целый месяц ежедневно устраивали фильтры на дорогах, буквально каждый вечер. Но прошло время, и все это как-то сошло на нет. Сейчас тоже встрепенулись. И тоже, скорее всего, ненадолго. И все в итоге так и останется по-старому - дорожная полиция по-прежнему будет пытаться заработать, а не снизить аварийность и дисциплинировать водителей. Принцип повышения штрафов давным-давно не работает, не стало меньше пьяных за рулем, несмотря на безумно высокие штрафы и перспективу остаться без водительских прав, не стало меньше лихачей.
Сам по себе подход порочен - представьте себе, вас останавливают на трассе за превышение скорости, штрафуют и все, вы вольны ехать себе дальше, причем можете снова превышать скорость, а дальше уже как повезет. Более того, если вы куда-то спешили, а вас остановили за превышение скорости, то возникает стимул после общения с полицией и уплаты штрафа еще сильнее нажать на газ, чтобы компенсировать потерянное время и успеть вовремя. В результате полиция имеет с вас штраф, а вы продолжаете ехать быстро. Все, вроде бы, довольны. До поры до времени.
Как поступает сегодня полиция в некоторых европейских странах (можно долго обсуждать их политику в отношении РМ, но есть вещи, которые необходимо брать на вооружение и без всякой "ассоциации и интеграции")? Допустим, вы спешите, вас останавливает полиция и фиксирует +20 км/час от дозволенного максимума. В РМ вы платите штраф или "договариваетесь", и езжайте себе дальше.
А в этом случае все иначе - превысили на 20 км/час скорость, будьте добры, постойте на обочине 20 минут, подождите. Превысили на 40 км/час - подождите 40 минут. Для водителя, который спешил, в таком случае спешка просто теряет смысл - нет никакой разницы, опоздаете ли вы на полчаса, или на целый час. Вы в любом случае опоздаете. Самолет улетит, женщина покинет место несостоявшейся встречи. После пары таких задержек люди начинают понимать, что ехать по правилам просто-напросто быстрее и эффективнее.
"Тише едешь - дальше будешь" - этот золотой принцип известен и у нас. Надеемся, что господа патрульные полицейские наконец-то по-настоящему возьмутся за работу и начнут работать на совесть.
Автор: Дан Дудка
«Блокнот Молдова» предлагает подписаться на наш телеграм-канал https://t.me/bloknotmd - все новости в одном месте.
Новости на Блoкнoт-Молдова