Молдова Четверг, 28 марта

Хватит обвинять русских в кишиневском погроме - новые факты от исследователей

До сих пор не утихают страсти вокруг причин первого еврейского погрома в Кишиневе.

В событиях начала апреля 1903 года кто-то пытается обвинить царское правительство, а также Союз русского народа и другие организации.

Выдающийся русский философ и публицист Вадим Кожинов (1930 — 2001) поднял этот вопрос в своей книге «Черносотенцы и революция».

Приведем здесь без комментариев некоторые фрагменты этой монографии.

– После того, как Бессарабия оказалась под властью Румынии, погромы там не только не прекратились, но приобретали подчас более ожесточенный характер. В обобщающей статье на эту тему, опубликованной в 1931 году, говорится о противоеврейских погромах в Бессарабии: «Первая волна… прокатилась в 1919-1920 годах, вторая — в 1925 году. Наконец, уже при правительстве… Маниу (пришло к власти в 1928 году) имел место ряд еврейских погромов.

– Реальная причина погромов— в описанном выше (на основе, кстати сказать, работ еврейских историков) тяжелом и в сущности неразрешимом экономическом конфликте, так отчетливо проявившемся в 1903 году в Бессарабской губернии. Конечно, к экономическому конфликту могли примешиваться и примешивались идеологические, религиозные и чисто бытовые моменты, но корень все-таки в финансово-торговой сфере.

   – Сотни погромщиков были после них осуждены, а представители местных властей во главе с губернатором были с позором отправлены в отставку — прежде всего, за то, что не обеспечили своевременных и решительных действий военной силы для пресечения погрома.

   – И еще одна деталь — вроде бы, мелкая, но весьма существенная. (Историк Владлен) Сироткин утверждает, что своего рода инициатором кишиневского погрома был, как он его не раз называет, «Павел Александрович Крушеван». Почему так торжественно? Да потому, что преследуется — сознательно или бессознательно — цель скрыть тот факт, что Крушеван принадлежал к знатному молдавскому роду, чем очень гордился, и носил чисто молдавское имя Паволаки (а не Павел). Да, читать о кишиневском погроме и тяжело, и больно, но, по меньшей мере, неуместно внедрять в разговор об этом «русского человека» и «русский народ». Владлен Сироткин может, конечно, возразить, что погромы имели место в начале века и в других, более «обрусевших» провинциях, но есть все же нечто недостойное и даже зловещее в «приписывании» именно кишиневского погрома русскому народу. Ведь это совершенно то же самое, что обвинить сегодня русский народ в зверствах по отношению к гагаузам, абхазам или туркам-месхетинцам!

Подготовил Михаил Генчу

«Блокнот Молдова» предлагает подписаться на наш телеграм-канал https://t.me/bloknotmd - все новости в одном месте.



Новости на Блoкнoт-Молдова
Кишиневеврейский погром
0
0