Молдова Четверг, 25 апреля

Молдавский флот в Средневековье – грозная сила на Черном Море

Исторические факты, которые ныне почти неизвестны.

Сегодня в это трудно поверить, но были времена, когда морской флот молдавского княжества диктовал свои правила на Черном море. Это были великие годы развития государства, как в политическом, так и в экономическом плане.

Штефан чел Маре понимал, что для защиты интересов государства требуется не только хорошая армия на суше, но и флот, который сумеет сказать свое веское слово на море.

Таким образом, он положил начало кораблестроению в портах Четатя Албэ (Белгород) и Килия. Для постройки прочных кораблей не требовалось закупать древесину из других стран и везти ее в Молдову, так как наша страна в то время была покрыта вековыми лесами.

На территории княжества росли дубы, которые в те времена считались самыми прочными и, одновременно, самыми легкими. Мачты производились из высоченных елей, прямых как свечки, и привозились они с берегов рек Бистрица и Сирет.

Первые исторический доказательства о наличии сильного молдавского флота относятся к 1465 году при осаде Килии. Это была суровая зима, Дунай покрылся толстым слоем льда, и впервые Штефан чел Маре принял решение использовать артиллерию не на суше, а на палубах кораблей своего флота.

В определенный период Молдова осталась единственным оппонентом турецкого султана на Черном море – 6 июня 1465 года итальянская Генуя потеряла свой порт Каффа на черноморском побережье после турецкой осады. Молдова также теряет свои порты на побережье после того как османская империя занимает город Килия и Белгородский порт.

Штефан чел Маре принимает эпохальное решение превратить маленькую рыбацкую деревушку Галаць в развитый современный порт, и основывает верфь для постройки новых кораблей и современного хорошо вооруженного флота.

Сбежавшие из оккупированной турками Килии и Белгорода торговцы всячески поддерживают Штефана чел Маре в этом стремлении, помогая ему новыми коммерческими связями и деньгами.

И в скором времени это дало невероятные результаты – стало известно, что турецкий флот возвращался с богатой добычей после разграбления города Каффа. В результате прекрасно спланированной морской атаки, молдавским кораблям удается завладеть и турецкими кораблями, и добычей.

Историки отмечают, что в те времена военные и коммерческие корабли молдавского княжества совершали длительные плавания не только в порты Черного Моря, включая Стамбул. Есть документы, удостоверяющие регистрацию коммерческий кораблей Молдовы с товарами и грузами в портах острова Крит.

К сожалению, почти нет исторического описания того, как выглядели корабли княжества Молдова, но доподлинно известно, что все они с гордостью несли герб своего государства на флагах и парусах – на них была изображена голова зубра, с пятиконечной звездой на рогах, слева был изображен полумесяц, а справа еще одна пятиконечная звезда. Сами моряки носили традиционную молдавскую одежду – удобные штаны-ицары, простые рубахи с широкими рукавами, а на голове молдавскую шапку-кэчулу.

Известно, что корабли могли курсировать как по морю, так и вверх по течению Дуная, что говорит об их исключительной маневренности и профессионализме молдавских моряков.

Неоспоримым доказательством силы молдавского флота служит надпись, найденная в монастыре Зограф – Я, Штефан Воевод, милостию Божией, господин Земли Молдавской, сын Богдана Воевода, основал эту башню для наших молдавских кораблей в году 6982-м (1475).

Все эти факты доказывают, что в XV веке у княжества Молдова был сильный флот, построенный молдавскими кораблестроителями на молдавских верфях в богатых молдавских портах.

Автор: Михаил Генчу                                       

«Блокнот Молдова» предлагает подписаться на наш телеграм-канал https://t.me/bloknotmd - все новости в одном месте.

Новости на Блoкнoт-Молдова
историяМолдовафлотЧерное МореШтефан чел Маре
0
0