На месте еврейской синагоги в Кишиневе оказался русский театр: преодоление «рока»
Читайте также:
- Как жена чиновника помогла Котовскому бежать из тюремного замка в Кишиневе (19.11.2017 12:03)
- Парадоксальный Кишинев: от кафедрального собора к театру имени гения абсурда (12.11.2017 08:51)
В наше время большинству зрителей, посещающих спектакли в Русском драматическом театре имени А. П. Чехова, вряд ли известно, что в его здании, располагающемся по адресу ул. Влайку Пыркалаб, 75, раньше находилась самая большая синагога Кишинева – Хоральная синагога.
Открытие Хоральной синагоги в 1913 году было приурочено к трехсотлетию дома Романовых. Синагога на улице Синадиновской (так тогда называлась улица Влайку Пыркэлаб) по первоначальному замыслу должна была стать молитвенным местом для учащихся еврейской общинной школы (Талмуд-Торы), располагавшейся напротив. Но поскольку синагога строилась на деньги всей общины города, а не на средства небольшой профессиональной группы, цеха или гильдии, то она приобрела значение общегородской и хоральной. То есть, в богослужении принимал участие хор, состоящий, согласно канонам, исключительно из мужчин.
Хоральная синагога была самым большим из 65 известных на то время еврейских молитвенных домов Кишинева. Здание, оформленное в мавританском стиле, состоящее из трёх помещений общей площадью в 1350 кв.м, стало одним из красивейших в городе. Особо поражал купольный свод, который был богато расписан в виде звёздного неба и зодиакальных созвездий.
Символ единения
Появление самой большой Хоральной синагоги в городе со 110-тысячным населением, почти половину которого в тот период составляли евреи, имело значение, выходящее за пределы губернии.
В Молдове еврейский анклав был разнородным по своему этническому происхождению. Здесь с XVII и до начала XX века проживали различные группы еврейского населения: ашкенази и сефарды, бухарские и грузинские евреи, горские и крымские (караимы и крымчаки) и т.д. Наибольшими были общины ашкенази, сефардов и крымчаков.
В отличие от многих других регионов, в Молдове все еврейские группы слились в единый народ. Помимо смешанных браков, этому способствовали синагоги (на иврите – дом собрания), которые были не только местом коллективной литургии, но и центром культурной жизни евреев. Посещение общих синагог вырабатывало и некоторые ставшие общими этнографические и культурные особенности, и общее самосознание, характерное именно для евреев Молдовы.
В то время как к началу ХХ века этническое многообразие евреев Бессарабии постепенно стиралось, в мировом иудаизме активно развивались разные направления. В Бессарабии распространенным было хабадское направление ортодоксального иудаизма, но существенное влияние приобретало и либеральное течение. Здесь не было открыто выраженной враждебности между разными направлениями, и наряду с синагогами ортодоксального толка стали появляться синагоги и либерального направления.
Появление в то время Хоральных синагог с рядом новых элементов, по мнению современных исследователей, было чертой именно либерального направления. Но поразительно, что евреи Молдовы считали Кишиневскую Хоральную синагогу своей и вполне ортодоксальной. И для главного раввина Бессарабии, пребывавшего в этом качестве с 1908 по 1941 годы, известного государственного деятеля Российской империи и королевской Румынии (за что был подвергнут травле уже в советское время) Л. Цирельсона эта синагога стала его вторым родным домом. А ведь он придерживался ортодоксальных взглядов.
Хоральная синагога. Начало ХХ века.
«Роковое» название
В ортодоксальном иудаизме помимо синагог для мест совместного моления использовались молитвенный дом и молитвенная школа. Но ни одно из этих трех мест не могло называться храмом. Храмом у евреев считался только один – Иерусалимский Храм.
Но в целом ряде различных документов той эпохи синагога на Синадиновской стала называться «Хоральным Храмом». Возможно, так случилось именно из-за влияния либеральной традиции, но тогда это было грубейшим нарушением еврейских правил и традиций. По мнению известного исследователя иудаики Молдовы Е. Брика, «это и определило трагическую судьбу данной постройки».
Но, может, не только постройки? Еще при строительстве синагоги, во время ее осмотра, погиб, упав с лесов, один из главных пожертвователей Д. Х. Хигер.
По законам Российской империи в черте оседлости разрешение на открытие синагоги мог дать только лично сам губернатор. Должность губернатора Бессарабии с 1912 года, то есть уже при открытии синагоги, занимал М. Э. Гильхен. Разрешение на ее строительство выдавал еще предшествующий губернатор граф И.В. Канкрин, впоследствии после революции пропавший без вести. Но открытие синагоги, приуроченное к трехсотлетию династии Романовых, без согласия М. Э. Гильхена не состоялось бы. В 1915 г. Гильхен, если верить некоторым источникам, из-за своего немецкого происхождения (шла Первая мировая война) был смещен Государственной Думой с поста губернатора и покончил собой в начале 1916 г.
Погиб в первые же дни Великой Отечественной войны во время бомбардировки Кишинева и раввин Л. Цирельсон.
В 1940 году Кишиневская Хоральная синагога перестала существовать. Ее здание, как и здание школы Талмуд-Торы, были национализированы Советской властью.
Храм разрушен. Да здравствует театр!
Здание синагоги серьезно не пострадало в годы войны, его в 1945 году передали и ныне действующему Русскому драматическому театру им. А. П. Чехова.
Видимо, знаменитая сталинская формула, определяющая характер многонациональной советской культуры: «национальная по форме, социалистическая по содержанию» – не позволяла сохранять облик Русского театра в прежнем виде еврейской синагоги. В 1966 году здание было капитально перестроено. Проект архитектора Р. Бекесевича кардинально изменил и внешний облик, и внутреннюю планировку, теперь больше соответствующую требованиям театра.
К моменту новоселья театр им. А. П. Чехова имел более чем 10-летнюю историю: он был основан в Тирасполе – столице Молдавской АССР в ноябре 1934 года. Его организатором и, соответственно, первым директором был артист М. П. Зубов, а первые постановки осуществлял художественный руководитель театра Т. Я. Назарковский.
В 1940 году, когда Бессарабия отошла к Советскому Союзу, театр переехал в Кишинев и вселился в помещение бывшего театра «Экспресс».
В первые дни Великой Отечественной войны театр закрылся. Одни актеры ушли на фронт, другие эвакуировались вместе с театром. Сначала в 1941 году театр оказался в Одессе, потом на Северном Кавказе и в 1942 году был эвакуирован в туркменский город Мары. Здесь уже до конца войны оставшиеся артисты выступали с концертами и небольшими спектаклями в госпиталях и на оборонных заводах.
В 1944 году театр им. А. П. Чехова вернулся в Кишинёв и на следующий год справил новоселье в здании бывшей Хоральной синагоги.
С годами театр рос, развивался, особенно заметный яркий творческий период наступил в период хрущевской оттепели. Коллектив много гастролировал по Молдавии и Советскому Союзу. Театр ставил русскую и советскую классику, лучшие произведения зарубежной драматургии. На его сцене ставили спектакли выдающиеся режиссеры, в которых играли известные на всю страну актеры. Ко времени распада СССР и обретения независимости Республики Молдова чеховцы подошли на пике своей популярности.
50-е годы XX века
Театр им. А.П.Чехова. Советское время.
«Влачит жалкое существование…»
С начала 90-х годов для театра им. А. П. Чехова наступили трудные времена. Мизерность государственных ассигнований на культуру. Национальное напряжение в обществе. Назначение на руководящие должности случайных и некомпетентных людей, а иногда и просто авантюристов, жаждущих приватизировать помещения театра. Отсутствие гастролей, достаточного притока подготовленной актерской молодежи. Театр фактически выживал. Зрители, как могли, поддерживали своих любимцев. И на зимних премьерах нетопленный зал всегда был по-прежнему полон.
В 2000-е годы кризис усугубился. Новые некомпетентные руководители. Катастрофическая нехватка средств. Системные недостатки артистического образования. По-прежнему отсутствие гастролей и возможности участвовать в театральных фестивалях и, соответственно, ориентироваться на высокие образцы международного театрального искусства. Всё это снизило профессиональный уровень постановок. До обидного мало стало премьер. Из репертуара стали уходить спектакли, которые «имели своего зрителя и работали на развитие духовности».
О театре им. А. П. Чехова стали говорить, что он «не растет, сползает в провинциальность, дышит одним и тем же воздухом». Известный далеко за пределами Молдовы актер театра и кино, заслуженный деятель искусств Молдовы Всеволод Гаврилов в интервью 2008 года с горечью сказал о родном театре: «… он влачит жалкое существование, ему давно судьба уготована – никто не заинтересован в том, чтобы мы поднялись».
Наверное, нельзя полностью согласиться с именитым актером. Зрители! Зрители в первую очередь заинтересованы. Зрители, как и раньше, приходят в этот театр. А раз так, то театр им. А. П. Чехова будет жить, дарить людям новые спектакли и веру в то, что этот храм не будет разрушен.
Театр им. А.П.Чехова. 2009 г.
Театр им. А.П.Чехова. Внутри.
Аркадий Манеску
Новости на Блoкнoт-Молдова