Обвал потолка в главном кинотеатре Молдовы унес жизнь государственного чиновника
Читайте также:
- Киртоакэ лично завизировал разрешение на снос кинотеатра «Гаудеамус» (12.06.2018 15:05)
- Уничтожение легендарного кинотеатра начали в Кишиневе (08.06.2018 11:41)
- Молодежь изнывает от скуки: единственный кинотеатр в Бельцах закрыли на ключ (16.04.2018 14:16)
Первый широкоэкранный кинотеатр оказался на месте «Благородного собрания».
В последнее время новостные ленты все чаще пестрят заголовками о закрытии, продажах и ликвидациях некогда популярных столичных кинотеатров. Советское поколение с ностальгией вспоминает то время, когда поход на показ фильма становился семейным праздником. Горожане надеются на то, что молдавское кино еще возродится, а залы кинотеатров будут наполнены ценителями этого самого доступного искусства. Корреспондент «Блокнота Молдовы» проследил историю зарождения и упадка кино в нашей стране.
«Пате-журнал» вместо телевизионных новостей
Впервые с искусством кино жители Кишинева познакомились в сентябре 1896 года. Устроил эти первые киносеансы гастролер из Одессы некий Гудман. А еще через год в Кишинев приехал специальный представитель братьев Люмьер - кинооператор Феликс Месгиш. Он был в одном лице и оператором, и лаборантом по обработке пленки и печатанию позитива, и киномехаником, и даже билетером, совмещая киностудию и прокат в одном лице. Зал «Благородного собрания» стал на один вечер и первым кинотеатром Кишинева.
В «Ведомостях Кишиневской городской думы» №113 за 9 ноября 1906 года появилась публикация следующего содержания: «Пассаж - отделение известного одесского электрического театра ежедневно с 4-х до 10 часов вечера демонстрирует новейшие картины: драмы, оперы, оперетты, фейерии, сказки и балеты в красках, а также массу картин с натуры». Далее, в ускоренном режиме, в Кишиневе стали появляться и другие электротеатры. Но назвали их уже по-новому – иллюзионы.
Кроме обычного репертуара ("Головокружительные высоты славы», «В царстве польском», «Кошмар матери», «Рассеянный Глупышкин», «Курортный Отелло») предлагалось посмотреть «Пате-журнал», публиковавший хронику международных новостей - открытие выставки в присутствии короля в Брюсселе, моды парижских дам, русская эскадра в Италии, присяга новобранцев в Москве. Таким образом кишиневцы, в отсутствии телевидения, благодаря «Пате-журнала» могли быть в курсе основных событий мирового значения.
В зале «Благородного собрания» Феликс Месгиш устроил первый киносеанс
Администратор первого кинотеатра исчез
В 1906 году бессарабский житель греческого происхождения Георгий Эммануилович Пападаки, которому только исполнилось 30 лет, начал «крутить кино» в ресторане «Бомонд», но вскоре перебрался в полуразвалившееся здание на углу улиц Александровской и Пушкина, принадлежащее примарии. Вложив крупные средства в ремонт и восстановление дома, он превратил его в один из самых удобных, уютных и престижных кинотеатров бессарабской столицы «Орфеум». В период между двумя мировыми войнами кинематографическая жизнь на территории Бессарабии проходила довольно интенсивно. И если в первый период, до установления дипломатических отношений между Румынией и СССР, здесь демонстрировались главным образом картины русских режиссеров-эмигрантов, то начиная со второй половины 30-х годов стало появляться больше картин советского производства.
Огромным успехом у кишиневцев пользовался фильм известного русского режиссера Якова Протазанова "Отец Сергий" по повести Льва Толстого, созданный в 1918 году в России. На экране кишиневского кинотеатра "Орфеум" он был выпущен уже через год. Сеансы «Отца Сергия» начинались в 17, 19 и 21 час. Кроме того, почтенная публика извещалась, что ввиду огромных затрат на постановку цены повышены от 4 рублей до 6 р. 50 коп. Ложи - 25 рублей. Администрация «Орфеума» неплохо заработала на интересе зрителей к русскому кино. При этом следует отметить, что в ту пору цены на билеты были еще в царских рублях.
Георгий Эммануилович сделал очень многое для развития первого кинотеатра в Кишиневе, но сама его жизнь сложилась трагично. Однажды в Кишиневе появилась русская женщина, отличавшаяся необыкновенной красотой. Она тайком перешла границу по льду Днестра у Тирасполя, а оттуда пробралась в Кишинев, где ее приютил богатый грек Пападаки. Эта женщина должна была ежедневно являться в комендатуру, ее подвергали допросам, стараясь выяснить, не является ли она шпионкой.
Она имела несчастье обратить на себя внимание всесильного диктатора Бессарабии - генерала Петра Поповича. Изматывая ее допросами и запугивая, генерал в конце концов предложил ей сойтись с ним, обещая за это свободу. Дама отказалась. Видя, что сломить ее упорство невозможно, разъяренный генерал приказал погнать женщину по льду Днестра обратно в Советскую Россию. В пять часов утра ее вывели на берег реки. Когда женщина отошла на некоторое расстояние, ей вдогонку послали несколько пуль.
Узнав об этом, Георгий Эммануилович Пападаки бросился в Бухарест, взял лучшего адвоката и, не жалея денег, обращался во все инстанции и требовал расследования. Он подавал жалобы министрам и даже дошел до короля, но всё было напрасно. Тогда Пападаки поднял на ноги прессу. Оппозиционные газеты затеяли настоящую травлю генерала, коллегия адвокатов заявила формальный протест в суде, скандал разросся до небывалых размеров. И тем не менее, дело замяли, а грек таинственным образом исчез.
Кинотеатр «Орфеум»
С «Патрии» начался звездный путь известных молдавских музыкантов
В июле 1940-го известный русский советский писатель и сценарист Иосиф Моисеевич Фрейлихман был направлен в нашу столицу для участия в национализации городских кинотеатров. Тогда же впервые заговорили о молдавском кино.
«Молдова-фильм» берет начало от корреспондентского пункта Украинской кинохроники, созданного в Кишиневе в 1940 году после присоединения Молдавии к СССР. Через 4 года корреспондентский пункт возобновил свою работу, и уже в 1952 году на его базе была создана киностудия хронико-документальных фильмов. Ее директором стал Владимир Севелев.
24 января 1957 года она была преобразована в киностудию художественных и хроникально-документальных фильмов и получила название «Молдова-фильм». В советское время в состав киностудии входили пять творческих объединений («Арта», «Лумина», «Лучафэрул», «Панорама», «Стелуца»), ежегодно выпускающих до 6 полнометражных игровых фильмов (три из которых по заказу Центрального телевидения), 4 мультфильма, 25 документальных и 20 научно-популярных и учебных фильмов, а также 12 номеров киножурнала «Советская Молдавия» и 6 номеров сатирического журнала «Устурич».
Новинки молдавского кино можно было увидеть в кинотеатре «Родина» ("Патрия"), в его здании ранее располагалось «Благородное собрание». Благодаря выдающимся архитекторам Валентину Войцеховскому и Михаилу Берберу отреставрированное здание отлично вписалось в архитектурный ансамбль центральной части Кишинева, а первый широкоэкранный кинотеатр Молдавии завоевал такую популярность, что попасть на сеанс считалось большой удачей. В кино ходили семьями как на праздник.
Перед сеансами выступал джаз-оркестр Шико Аранова, создателя национальной эстрадной музыки. Пел, играл на скрипке и саксофоне любимец публики Рудольф Капланский. Иногда в концертах участвовал создатель первой молдавской оперы «Грозован» Давид Гершфельд. С «Патрии» начинался звездный путь Николая Сулака и других музыкантов.
В фойе стояли кресла, рядом на столиках лежали журналы, газеты. Буфет славился бутербродами с красной икрой, свежими булочками и настоящим черным кофе. Столы искрились накрахмаленными скатертями, посетителей обслуживал вышколенный персонал.
На протяжении четырех десятилетий Фрейлихман работал директором «Патрии» и сделал всё возможное, чтобы кишиневский кинотеатр стал опорным пунктом журнала «Советский экран», который самостоятельно изучал зрительские мнения о новых фильмах. Иосиф Моисеевич следил и за тем, чтобы в помещении зрителям было как можно более комфортно. Так, в 1973 году в здании вступила в строй система кондиционирования воздуха. Современное оборудование из холодильных машин и центрального кондиционера обрабатывало 60 тысяч кубометров воздуха в час, в зрительном зале температура поддерживалась на уровне 22-х градусов.
Впрочем, рядом с успешной историей самого знаменитого молдавского синематографа есть и печальная страница. В конце 80-х кинотеатр «Патрия» после капитального ремонта посетил заведующий отделом промышленности и строительства ЦК КПМ Иван Райлян. Занял удобное кресло в партере, потом решил поменяться местами с женой. Когда погас свет, в темноте с потолка оторвалась отделочная плитка и ребром ударила высокопоставленного зрителя по голове. Чиновник погиб на месте.
Как выяснили компетентные органы, потолок находился в полном порядке. Но из-за бесчисленных ремонтов толщина слоя штукатурки намного превысила допустимые нормы: опалубка упала под собственной тяжестью. Директора кинотеатра никто не винил, но тут же вспомнили, что он достиг пенсионного возраста, и предложили уволиться.
После несчастного случая с летальным исходом государственного чиновника вспомнили странное совпадение, связанное с Фрейлихманом. Еще в 1940 году он был участником открытия кинотеатра «Орфеум», и сразу после капитального ремонта, в ночь перед открытием, в кинозале потолок рухнул полностью. Произойди это во время сеанса - была бы катастрофа. Но даже после такого увольнения с поста директора «Патрии» горожане не переставали считать Иосифа Моисеевича самым талантливым организатором кинопроката в стране.
Самый известный молдавский кинотеатр - «Патрия»
Закат молдавского кино
До 1982 года «Молдова-фильм» выпустила 120 художественных и 800 документальных фильмов, 750 номеров киножурнала «Советская Молдавия», 40 номеров журнала «Устурич» и 40 мультипликационных фильмов. На киностудии, среди прочих, дебютировали в кино режиссеры Михаил Калик, Эмиль Лотяну, Вадим Дербенев и Петр Тодоровский, актеры Татьяна Васильева («Марк Твен против», 1975) и Михаил Боярский («Мосты», 1974). В студии работали такие режиссеры как Валериу Гажиу, Моисей Израилев, Валериу Жереги и Михаил Тимофти. Музыку ко многим фильмам киностудии написал известный молдавский композитор Евгений Дога.
Сегодня государство Молдовы не финансирует кинематограф. Люди старшего поколения уже практически не снимают, многие, кто делал славу молдавскому кино, уже ушли, а молодежь всё чаще работает на другие страны, многие уезжают в Румынию или Россию, зарабатывают на рекламе, пытаются снять свои фильмы. Не менее плачевную ситуацию можно наблюдать и со столичными кинотеатрами, то и дело в новостях всплывают новости об их продаже или разрушении под постройку очередного многоэтажного дома. И хотя современное время диктует новые веяния, а Интернет вытеснил трепетное отношение к театру и кино, еще остается надежда на то, что мир «синема» не исчезнет насовсем из жизни кишиневцев.
Режиссер Валерий Гажиу во время съемок молдавского кино
Александра Пынзарь
Новости на Блoкнoт-Молдова