Молдова Суббота, 27 апреля

Снято в Молдавии. Два имени на Знамени Победы. К 80-летию Ясско-Кишиневской операции

Этот снимок вот уже 80 лет входит в мировую серию «У войны недетское лицо». 

Но только в наши дни установлено, что  снимок сделан в Кишиневе, в дни его защиты, в дни его нещадных бомбардировок немецкой авиацией.

    Под детскими ладошками испуг, страх, непонимание того, кто и зачем сбрасывает с рычащих самолетов с крестами бомбы, несущие огонь и смерть.

 И тут же, обычный живой интерес, за которым просматривается первое упрямство, воля и еще не осознанная вера. Боженька! Папа, мама, девушка, бабушка, братик, сестричка… Защитите нас. Спасите нас. Спасите всех…

    И одинокий взгляд из глубины снимка на нас – сквозь века, на века. В нем жестокая правда войны. Ибо он небеззащитен… В нем понимание того, что нет ничего хорошего в войне. И надо бороться за мир в родном доме, на родной земле, на всей планете Земля. От этого и взор кажется взрослым. Взор ангела. Взор защитника, бойца, освободителя…

   Автор этого снимка Борис Николаевич Ярославцев – один из лучших военных фотокорреспондентов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Снимок сделан в ходе тяжелых боев – в Кишиневе 29 июня 1941 года. Тогда Ярославцев был фотокорреспондентом газеты «Во славу Родины». 16 июня вражеская армада оккупирует Кишинев и всю Бессарабию. Борьба с врагами родной земли перейдет из открытой стадии в подпольную. Она будет полна лишений, страданий, боли и горя.

   Борис Николаевич Ярославцев (1913-1993) – коренной москвич. За 10 лет до начала войны ему было всего 15 лет. Он стал учеником в фотолаборатории газеты «Московская правда». С тех пор никогда не расставался со своей «Лейкой». Более 50 лет работал фотокорреспондентом этой газеты. В 1937 году стал участником Первой Всесоюзной выставки фотоискусства. С началом войны – военный фотокорреспондент армейской, затем фронтовой газеты – «За Родину». Дорогами войны прошел от Москвы до Берлина. Снимал на Южном фронте, участвовал в обороне Одессы, Сталинграда. С осени 1942 года –  на Западном (2-ом Белорусском) фронте. Участвовал в освобождении Минска, Могилева, Рославля. Освобождал Польшу, Восточную Пруссию. 9 мая 1945 года встретил в Берлине. Награжден орденами Красной Звезды, Отечественной войны II степени, медалями. После войны вернулся в родную редакцию, где служил до пенсии.

   

    Второй снимок сделан в ходе Ясско-Кишиневской операции – на 1009-й день войны.

  В первых числах марта 1944 года, когда Красная армия рвалась к западным границам СССР, Главное управление пограничных войск и наркомат внутренних дел СССР подготовили предложения по участию в восстановлении и последующей охране государственной границы полков действующей армии. Но Генеральный штаб эти предложения не поддержал и предложил для проведения мероприятий по восстановлению государственной границы сформировать новые пограничные части из состава войск НКВД. Для этого дополнительно были выделены 57 тысяч человек из Народного комиссариата обороны.


   В те дни все с нетерпением ждали выхода на государственную границу, особенно бойцы и командиры 24-го пограничного полка, под командованием подполковника С. Е. Капустина. Его полк выходил к границе именно на том участке, что охранялся этим же полком до войны.

    26 марта главные силы 27-й и 52-й армий вышли на 85-километровый участок от Лопатника (25 км юго-восточнее Липканы) до Скуляны (20 км севернее Яссы) к реке Прут – государственной границе СССР. Этот день и вошел в историю войны  как историческая дата. По приказу Верховного главнокомандующего Москва возвестила об этом событии двадцатью четырьмя залпами из трехсот двадцати орудий. Это был салют первой категории.

   Ожидания Капустина оправдались. Его пограничный полк взял под охрану весь участок освобожденной границы на Пруте. Тут же установили первый пограничный столб.

    Бывший связист при штабе 24-го погранотряда сержант запаса И. Е. Чернов вспоминал: «… я видел повозку, в которой везли пограничный столб. Но как его устанавливали, не знаю – мы форсированным маршем шли вперед. Это видел командир нашего полка С. Е. Капустин: на встречах ветеранов он не раз рассказывал об этом знаменательном событии. Увы, его уже нет в живых…  Те подразделения, которые не получили приказа переправляться через Прут, остановились у взорванного моста. Медленно подъехала повозка 7-й заставы, в ней – окрашенный в красно-зеленые полосы пограничный столб. Начальник заставы лейтенант Запрудский, сержант Логачев, рядовые Меркулов, Кравченко и Дмитриченко спокойно и деловито выкопали яму и установили столб. Первый! Самый первый с 22 июня сорок первого года. Произошло это на 1009-й день войны».

    В тот момент 26 марта 1944 года  и был сделан первый снимок на границе. На нем рядовые 24-го погранполка Меркулов, Кравченко и Дмитриченко восстанавливают пограничный столб на границе с Румынией. Подробности этого момента можно найти в книге Ю. Г. Кисловского «От первого дня до последнего: За строкой боевого донесения и сообщения Совинформбюро», вышедшей в Москве в 1988 году.

    Американская газета «Нью-Йорк геральд трибюн» в статье «Граница достигнута» писала: «Немцы  встретили в лице Красной Армии «глубоко уверенную в своих силах, объединенную и вооруженную армию, являющуюся самой могущественной в мире».

   В  жаркий август 1944 года вышел  на реку Прут и 20-й пограничный полк. Пограничный столб установил Герой Советского Союза К. Ф. Ветчинкин, командовавший 3-й комендатурой этого погранполка. Вскоре  Ветчинкин был переведен в  Кагул, где принял под охрану участок границы, на котором служил до войны.

   Но кто же был автором всемирно известного снимка, сделанного 26 марта 1944 года при установке первого пограничного столба на границе СССР?

  Это – Виктор Антонович Тёмин. Родился в 1908 году в Царевококшайске, ныне Республика Марий Эл. В 1929 году по заданию редакции газеты «Красная Татария» фотографировал приехавшего в Казань всемирно известного писателя Максима Горького. Писатель и подарил ему «Лейку». С этим фотоаппаратом снимал первую экспедицию на Северный полюс, эпопею спасения челюскинцев, перелеты Чкалова, Белякова, Байдукова, экспедиции в Арктику на ледоколах. В 1938 году был на Халкин-Голе, у озера Хасан, там познакомился с Г. К. Жуковым. Автор снимков с советско-финской войны.

   22 июня 1941 года редактор «Правды» П. Поспелов командировал Тёмина спецкором в Киевский, Одесский, Белорусский военные округа. Этим же числом отмечено обращение в Генштаб Красной армии к тов. Жукову с просьбой перебросить самолетами в Киев и Севастополь военных корреспондентов газеты Коробова, Тёмина, Цветова и Нилина.

    1 мая 1945 года с борта самолета По-2 Тёмин сфотографировал рейхстаг и сделал снимок «Знамя Победы над рейхстагом», который был опубликован в «Правде», в газетах и журналах многих стран мира.

   Тогда возник серьезный конфликт между Тёминым и Жуковым. Военкор самовольно взял самолет от имени Жукова. Маршал был в гневе. Но расстрел сменил на милость, узнав причину такого поступка Тёмина. Да и Сталин обрадовался снимку с красным знаменем над рейхстагом.

   Тёмин автор снимков о подписании акта о капитуляции Японии, с Нюрнбергского процесса. 35 лет снимал Михаила Шолохова. Вошел в историю как один из самых оперативных и высокопрофессиональных фоторепортеров СССР. Его называли королем фоторепортажа. Кавалер трех орденов Красной звезды, двух орденов Отечественной войны, медали «За отвагу» и др. Похоронен в 1987 году на Кунцевском кладбище.

   Вот такие легендарные снимки, сделанные в Молдавии в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, и такие имена на бессмертном Знамени Победы.








На снимках:

1.Дети войны. Кишинев. 29 июня 1941 года.

2.Военный корреспондент Борис Николаевич Ярославцев.

3.Выход Красной армии на реку Прут. Восстановление  границы СССР. 26 марта 1944 года.

4.Военный корреспондент Виктор Антонович Тёмин.

Автор: Виктор Кушниренко, историк литературы Новости на Блoкнoт-Молдова
историяВОВ
2
0