Молдова Вторник, 23 апреля
Культура, 21.05.2021 12:13

Такого вы еще не видели - новая экспозиция в доме-музее Пушкина в Кишиневе

Новая выставка откроется в кишиневском доме-музее Пушкина.

Экспозиция получила название «В нашей Бессарабии в впечатлениях недостатку нет» и посвящена 200-летию европейских событий 1821 года.                                                                                                

Выставка приурочена к «Международному Дню музеев-2021» и «Европейской ночи музеев».

На выставке будут представлены уникальные экспонаты из фондов музея. В экспозиционном зале после долгого перерыва вновь вывешены флаги гетеристов (реконструкция), а в одной из витрин выставлена серия миниатюрных портретов героев греческой революции, выполненная художником Д. Негряну.

Посетители смогут увидеть рукописные листы А. С. Пушкина, в частности, рукопись поэта «Гречанка верная! Не плачь. Он пал героем!», датируемая июлем-октябрём 1821 г. Особое внимание привлекут редкие старинные гравюры (Ф. Т. Гильденбрандт, «Портрет господаря А. Ипсиланти», гравюра, 1788 г., Ф. Брокгауз «Вид города Галаць, нижняя придунайская часть», XIX в.), рукописные листы из архива И. П. Липранди с текстами песен «На убийство Т. Владимиреску и Саввы Бим-Баши» ( август-декабрь 1831г.), турецкие монеты, которые ходили в обращении в XVIII веке, а также греческая лепта XIX в., оригинальные турецкие предметы быта XIX века ( кофейная терракотовая чашка с позолотой и чубук).

Отдельная витрина посвящена старинному оружию XVIII – XIX веков, где можно увидеть пистоль кремневый (1765 г.), шпагу с гравировкой, клинок охотничий с ножнами, турецкое охотничье ружье, а также дробницу XVIII, выполненную из кости и украшенную декоративной резьбой.

Неподдельный интерес вызовут у посетителей музейные экспонаты, имеющие отношение к масонской атрибутике (перчатки, подвески, меч).

1820-й, 1821-й, 1822-й, 1823-й… Годы бессарабской ссылки Александра Сергеевича Пушкина. Время важнейших для пушкинской биографии и творчества событий. Время, полное революционных взрывов. Пресс-служба дома-музея Пушкина приводит цитаты из текстов тех, кто наблюдал события, о которых идет речь:

«От одного конца Европы до другого видно одно и то же – от Португалии до России, не исключая ни единого государства, даже Англии и Турции, сих двух противоположностей. То же зрелище представляет и вся Америка. Дух преобразования заставляет, так сказать, везде умы клокотать (fait bouillier les esprit)», – так охарактеризовал 20-е годы ХIХ века Павел Иванович Пестель, глава Южного общества декабристов, автор «Русской правды».

«Кишинёв, который несколько лет тому назад был всего лишь незначительной деревушкой, приобрёл в последнее время определенное значение, будучи местом пребывания правительства (Бессарабии) и резиденции экзарха и других высоких представителей молдавской, сербской и армянской церквей. Он расположен на берегу небольшой реки Бык и разделён на три части в соответствии изменениям ландшафта той местности, на которой он построен. Население его составляет приблизительно 20.000 тысяч жителей, принадлежавших к различным национальностям и ведущих различный образ жизни», – это цитата из Эдварда Хандерсона, британского миссионера, путешествовавшего по России в 1821-1822 годах.

«День был праздничный, погода была какого-то живительного свойства, дышалось как-то свободно и легко... Насмотрелся на атлетическую борьбу булгарскую, на джок молдаванский, на музыку цыганскую; зашёл в бакалею греческую, в кафене турецкую, взглянул на вывеску французскую , послушал арфистку и певицу тирольскую, полюбовался на коня арабского, на арнаута, стоящего с трубкой на запятках, и на его великолепную одежду албанскую, на суруджи, сидящего на козлах и на его одежду венгерскую , на толпу колонистов и на их штаны немецкие и, в заключение, разменял бумажку русскую на медное серебро австрийское. Приехать из глухого переулка белокаменной Москвы на перекресток брожения и столкновения всех древних народов Азии и Европы и найти их в такой дружбе и согласии очень приятно», – Александр Фомич Вельтман, участник военно-топографической съемки Бессарабии, впоследствии известный писатель, из романа «Странник», 1831.

– Пушкина интересовало всё. Во всё проникал его «умственный вздор». Обладая феноменальной памятью, он всё сказанное, слышанное запоминал раз и навсегда. Не было события в повседневной жизни, которое прошло бы мимо него. Тем более, что «в нашей Бессарабии в впечатлениях недостатку нет», как писал сам поэт. Отголоски сербского восстания, начало греческой революции, нарастания движения, которое потом назовут декабристским, вступление в кишиневскую масонскую ложу «Овидий- 25». Уже первое стихотворение, написанное в Кишинёве ( «Дочери Карагеоргия». 1820 . 5 октября ), посвящено легендарному герою Сербии -   Карагеоргию (Георгию Черному .Тема трагической судьбы вождя сербского народа получила развитие в дальнейшем творчестве Пушкина – поэтическом цикле «Песни западных славян». И, конечно, молодой поэт с огромным интересом относился к греческим событиям. Стихи, заметки, зарисовки, сделанные на черновых листах рукописей, свидетельствуют об этом, - говорит куратор выставки, музеограф Валентина Грабовская.

Кишинёв был назван «колыбелью» греческой революции. Вождь Этерии производил на Пушкина двойственное впечатление. «Первый шаг Александра Ипсиланти прекрасен и блистателен. Он счастливо начал – мёртвый или победитель, отныне он принадлежит истории – 28 лет, оторванная рука, цель великодушная! – завидная участь».

Но уже в набросках плана незавершенной поэмы о гетеристах, относящихся к зиме 1821-1822-х годов, героем должен был стать не Ипсиланти, а Иордаки Олимбиоти. Пушкин сочувствовал «смелому» Владимиреску, «героям Скулян и Секу». Он рвался вступить добровольцем в отряд гетеристов, о чем усиленно хлопотал: «…если есть надежда на войну, ради Христа, оставьте меня в Бессарабии». Весной 1821 года Пушкин постоянно пишет в Петербург об отъезде: «Пиши ко мне, покамест я еще в Кишинёве» (брату Льву); «Недавно приехал в Кишинёв и скоро оставляю благословенную Бессарабию – есть страны благословеннее» (лицейскому другу Антону Дельвигу); «Не скоро увижу я вас: здешние обстоятельства пахнут долгой, долгою разлукой!» (поэту и переводчику Н.И.Гнедичу).

Командир 16-й пехотной дивизии М. Ф. Орлов готов был поддержать греков. Оказание революционной помощи восставшим рассматривалось членами кишинёвского тайного общества как часть общего революционного преобразования России. И именно здесь, в Кишинёве, - «крупнейший центр вольномыслия; левое крыло декабризма».   И хотя Пушкин, по словам поэта П.А.Вяземского, «не принадлежал к заговору, который приятели таили от него, он жил и раскалялся в этой жгучей и вулканической атмосфере». И если в Петербурге Пушкин с жадностью внимал тому, что говорили о необходимости преобразований в России Николай Тургенев, Никита Муравьёв, то в Кишинёве он уже спорит с Михаилом Орловым, Владимиром Раевским, братьями Давыдовыми, улавливая черты политического романтизма в их мечтаниях. Пушкин уже лучше их знает жизнь и пристальнее вглядывается в современные события в России и Европе, глубже постигает историческое прошлое своей страны.

– Проблемы истории вызывали живейшие дискуссии в Кишинёве. Здесь Пушкин пишет свой первый исторический труд «Заметки по русской истории ХYIII века». И если бы эта работа, как писал известный историк-пушкинист Натан Эйдельман, «не завершилась точной датой (2 августа 1822 года), и если бы эта дата не подтверждалась «перекрестными» доказательствами – вряд ли кто-нибудь решился бы приписать найденные страницы 23-летнему автору: гениальными юношескими стихами нас не удивить, но изумляет суровая, точная проза, к тому же историческая, требующая, кроме таланта, специальных знаний, - сказала куратор выставки Валентина Грабовская.

Подготовил Михаил Генчу

«Блокнот Молдова» предлагает подписаться на наш телеграм-канал https://t.me/bloknotmd - все новости в одном месте.

Новости на Блoкнoт-Молдова
музей Пушкинавыставка
0
0