Молдова Суббота, 27 апреля

«Масонский дом» Кацики в Кишиневе помнит Пушкина, Раевского, Орлова…

В Кишиневе найдется всего пара-тройка зданий, которые могут похвастаться более почтенным возрастом, чем дом, расположенный по улице Б.П. Хашдеу,2.

В настоящее время это охраняемый государством памятник архитектуры, построенный еще в начале ХIХ века этническим греком Михалаки Кацики и зарегистрированный под номером 31 в Регистре памятников Республики Молдова. А известен он главным образом тем, что в 20-х годах ХIХ века в нем располагалась кишиневская масонская ложа «Овидий-25». Членами ложи являлись многие неординарные и выдающиеся личности того времени. Одним из них был переведенный из Петербурга на юг в кишинёвскую канцелярию графа И. Н. Инзова, великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин.

дом Кацики9.jpg

Владельцем дома, в подвале которого собиралась ложа, был грек из родовитой семьи, переехавшей жить в Молдову в 1804 году, Михалаке Кацика. В этот период Кацика был сборщиком налогов, а, дослужившись до чина берегового капитана, в 1826 году вышел в отставку. Точно никто не знает, состоял ли он в ложе, но не исключено, что подвал он предоставлял братьям-каменщикам в аренду.

Согласно многочисленным историческим свидетельствам, Кишиневская масонская ложа «Овидий-25» была учреждена генерал-майором Павлом Сергеевичем Пущиным. Ложа получила свое название в честь древнеримского поэта, отбывавшего ссылку на берегах Черного моря. 25 – порядковый номер. Подготовка к открытию масонского объединения в Кишиневе началась весной 1821 года под покровительством Великой ложи «Астрея» в Петербурге. Однако ряд руководителей «Астреи» относились весьма скептически к учреждению братства «вольных каменщиков» в Кишиневе, и «Овидий-25» получил патент о своем создании только 7 октября 1821 года. А уже к концу года ложа в Кишиневе была официально ликвидирована.

дом Кацики3.jpg

Одним из основателей и лидером ложи «Овидий» – был генерал-майор Павел Пущин, участник Отечественной войны 1812 года и Зарубежного похода в Европу, кавалер многих орденов. В период после разгрома Наполеона был на хорошем счету у будущего автора первых Конституций Молдовы и Валахии Павла Киселева, тогда – начальника штаба второй армии. После роспуска ложи в Кишиневе участвовал в подавлении Польского восстания.

Список членов ложи «Овидий», датируемый 10 октября 1821 года, который был направлен в Санкт-Петербург, в Великую ложу «Астрея», приводит историк Станислав Церна. Согласно документу, вторым по старшинству и первым надзирателем являлся барон Карл Шамбоно, бывший офицер французской службы. Второй надзиратель — швейцарский естествоиспытатель Луи-Венсан Тардан, впоследствии учредитель колонии Шабо.

Писатель Иван Бранкович носил звание «вития», оратор, а адвокат Петр Флеристал был секретарем ложи. Казначеем (aumonier) тайного общества являлся генерал-майор Сергей Тучков, основатель города Тучкова (ныне – Измаил). Доктор медицины Рафаэль Гирлянда стал церемониймейстером (maitre des cérémonies) ложи. В числе других членов кишиневского сообщества масонов были майор Михаил Максимович, бывший полковник, испанский эмигрант Луи Треска, боярин Мануэль Бернардо, подполковник, в будущем — комендант аккерманской крепости Перт Кюрто, купец Матвей Драгушевич и подполковник Яков Бароцци.

массоны.jpg

Жизнь Александра Сергеевича Пушкина и история бессарабского масонства оказались прочно переплетены. Будучи в южной ссылке, Пушкин был принят в масонскую ложу «Овидий- 25». Поэт охотно принял это предложение, тем более что инициатива исходила от покровителя Пушкина в период южной ссылки – наместника Бессарабской области Ивана Никитича Инзова, тоже масона.

- В Кишиневе я был дружен с майором Раевским, с генералом Пущиным и Орловым. Я был масон в Кишиневской ложе, т. е. в той, за которую уничтожены в России все ложи. Я, наконец, был в связи с большою частью нынешних заговорщиков, - писал Пушкин Жуковскому во второй половине января 1926 г.

музей Пушкина.jpgЭкспонаты музея Пушкина в Кишиневе

Известны его стихи, обращенные к генерал-майору П.С. Пущину, бывшему тогда Досточтимым мастером ложи «Овидий»:

… И скоро, скоро смолкнет брань
Средь рабского народа,
Ты молоток возьмешь во длань
И возгласишь: свобода!
Хвалю тебя, о верный брат,
О временщик почтенный!
О Кишинев, о темный град,
Ликуй, им просвещенный!

Однако наверняка неизвестно, прошел ли Пушкин обряд посвящения. Многие документы, связанные с деятельностью масонов, не сохранились или были намеренно уничтожены, а сами масоны нередко скрывали свою принадлежность к братству «вольных каменщиков». Но есть как минимум два важнейших доказательства того, что Пушкин состоял в кишиневской ложе. Это его личное свидетельство в письме Жуковскому и «масонские тетради» Пушкина, которые были подарены ему в Кишиневе Алексеевым – в ложе в подобных тетрадях велись записи. На тетрадях – масонские знаки. В одной из таких тетрадей и был начат Евгений Онегин. Вряд ли масон Алексеев подарил бы особые тетради общества человеку со стороны. Кстати, в кишиневском дневнике Пушкина (1821 г.) имеется запись: «4 мая был принят в масоны».

Сохранился рассказ о курьезе, связанном с подвалом дома Кацики и масонами. В ритуал посвящения в ложу входила, - и у большинства лож прошлого и современности входит до сих пор, - имитация неофита, включающая его ритуальную смерть. В условиях ложи «Овидий» роль «места небытия» перед «возрождением в новом качестве» брата-масона и играл этот самый подвал, вход в который до сих пор расположен со стороны улицы. В подвал из жилой части дома посвящаемого выводили с завязанными глазами и связанными руками - это было частью ритуала инициации.

КАЦ.JPG

дом Кацики8.jpg

Во время посвящения в масонские тайны болгарского архимандрита Ефрема, жившего тогда в Кишиневе, и произошел скандал, после которого о ней пошла нехорошая слава. Однажды средь бела дня, на виду у толпившихся на площади беженцев, высокопоставленного священнослужителя, который незадолго до этого подъехал к дому Кацики, вывели в дверь в путах и с повязкой на глазах и повели в подвал. Здание от небольшой площади отделяла ограда, но через нее толпящиеся по своему обыкновению в большом количестве местные болгары и гетеристы узнали своего настоятеля и решили, что он в опасности. Толпа ворвалась в дом, проникла в подвал, где шла церемония принятия архимандрита в масонское братство, и «освободила» его. Причем, тут же каждый спаситель бросился просить у святого отца благословение - набожными были все. Уже вечером того же дня о происшествии знал весь город, а очень скоро весть о случившемся дошла да Санкт-Петербурга и Москвы.

Любопытно, что об этом курьезном инциденте Пушкин узнал одним из первых, ибо он случился дома, когда о нем донесли Инзову: «Пушкин и генерал Бологовский безжалостно острили над этим происшествием, в присутствии Пущина».

В начале ХХ века в бывшем доме Кацики располагались поочередно две начальные школы – 2-я женская и 5-я мужская. А в 1960-х - 1980-х в этом здании находился хлебный магазин. Отличался он тем, что работал по принципу самообслуживания. Затем дом пережил реставрацию, которая, к счастью, практически не изменила первозданного облика здания. Сегодня в здании расположено издательство.

дом Кацики7.jpg

Улица Богдана Петричейку Хашдеу – одна из старейших в Кишиневе. Дом Кацики, где располагалась масонская ложа, окружают остатки брусчатки, что придает этому месту своеобразный колорит. Не зря ведь самые красивые города мира не избавились от брусчатки, а сохранили ее. В 1924 году улица, на которой расположен дом была названа в честь его первого владельца и гордо проносила это название вплоть до 1944 года. В 1944 году улица была переименована в ул. О.Кошевого, а с 1992 года и до сих пор носит имя писателя-историка Б.П.Хашдеу.

Сейчас этот памятник национального значения и один из самых известных домов Кишинева, в котором бывали А. С. Пушкин, В. Ф. Раевский, М. Ф. Орлов, находится под угрозой. Рядом с ним идет строительство многоэтажки, от чего дом уже значительно пострадал со двора – а на месте снесенного фрагмента здания была обустроена строительная площадка.

дом Кацики1.jpg

дом Кацики5.jpg

Именно памятники такого рода создают ауру исторического города, притягивают туристов и являются гордостью горожан, однако вандалов, которые разрушают исторические здания, и чиновников, дающих на это добро, подобные «тонкости» не останавливают: в Кишиневе деньги решают все!

- Обыкновенный урбанистический фашизм. Дом Кацики. Масонская ложа «Овидий -25».Пушкин, Пущин, Орлов и прочие посетители этого места не интересуют вандалов и их покровителей. Теперь так выглядит это место - написал на своей странице в Facebook историк и экс-депутат Марк Ткачук.

Однако у этих актов городского вандализма есть конкретные авторы.

- Это не только заказчики строящегося рядом здания, ради которого, очевидно, и рушат нашу общую историю, но и чиновники, подписавшие разрешительные документы, и никак не реагирующие на очевидное нарушение закона органы власти. Это архитекторы, конструкторы, специалисты по отоплению и вентиляции, геодезисты, строители. Коллеги, одним словом. Вам-то, созидателям, не стыдно? Ведь вы видите и понимаете, что делают вашими руками. С чем вы останетесь, что детям будете рассказывать? – отметил в социальной сети архитектор Михаил Орлов.

wx1080.jpg

Как сообщил директор Национального агентства по инспектированию и реставрации памятников Ион Штефэницэ, «часть этого здания, которая была снесена, не имела статуса памятника архитектуры, хотя и примыкала к «масонскому дому» вплотную».

- В жизнь претворяется проект, предусматривающий строительство здания на месте снесенного. Проект согласован со всеми профильными структурами. Им занимается Борис Гангал, архитектор четвертой категории, то есть с правом реставрации исторических зданий. Он же – автор проекта, а заказчик – издательство «Litera», - рассказал Штефэницэ.

дом Кацики6.jpg

Но, учитывая, сколь мало осталось в Кишиневе зданий позапрошлого века, и с какой поспешностью и цинизмом убираются с городских улиц последние памятники архитектуры и истории, возникают сомнения, что новое строительство «будет проводиться аккуратно, чтобы «масонский дом» не пострадал». 


Новости на Блoкнoт-Молдова
дом КацикимассоныА.С.Пушкин
0
1