Земский музей, ныне Национальный музей природы и этнографии – одно из немногих зданий, сохранивших свое назначение
Читайте также:
- Кишиневский Планетарий: когда-то Молдова жила мечтою о звездах (14.04.2019 12:20)
- Парк Пушкина, он же Grădina Publică «Ştefan cel Mare», - старейший парк Молдовы (07.04.2019 15:00)
- Календарь: 70 лет назад в Кишиневе был открыт дом-музей Пушкина (10.02.2018 09:00)
Зоологический, сельскохозяйственный и кустарный музей Бессарабского земства, ныне Национальный музей природы и этнографии – одно из немногих старинных зданий в Кишиневе, дошедших до наших дней в своем первоначальном виде.
Итак, с чего все началось? Вернемся в конец Х1Х века, а точнее – в 1889 год. В Кишиневе проводится первая сельскохозяйственная ярмарка, организованная Бессарабским губернским земством, на которой побывали 33 000 человек. Тогда и родилась идея создания местного бессарабского музея. Организовывало данное мероприятие губернское земство, а именно – барон Александр Стюарт. Выходец из Шотландии, из древнего королевского рода Стюартов, родившийся в Бессарабии, блестяще образованный доктор философии Геттинского университета и магистр зоологии Тартуского (Дерптского) университета, Александр Стюарт после успешного окончания работы выставки предложил организовать постоянный Музей зоологии, сельского хозяйства и ремёсел бессарабского земства, на основе некоторых из её экспонатов.
Изначально музей ютился в одном из помещений земства на улице Леовской (ныне Щусева). Главная его цель, по словам его основателей, была в основном практическая – «знакомить сельских хозяев с лучшими семенами, образцовыми планами построек, новейшими машинами, орудиями, мерами борьбы с вредителями». Тесно связана с этим направлением была и вторая цель – «представить наиболее полезные коллекции по предметам естествознания».
Во главе музея находился Стюарт, который с самого начала своей деятельности начал пополнять его коллекции, выписывать научные работы, привлекать к деятельности музея видных специалистов из Москвы, Петербурга, Киева и Одессы. На выставке Стюарт познакомился с Францем Остерманом — портным, страстным охотником и таксидермистом, который с 1891 года стал главным препаратором и консерватором музея, организовывая выставки и коллекции в соответствии с виденными им западноевропейскими образцами. Энтузиазм первых работников музея был столь велик, что уже через пять лет экспонаты из Бессарабии отправились в Санкт-Петербург на выставку садоводства и плодоводства, где имели огромный успех.
Фонды музея росли, как на дрожжах. Появились коллекции по анатомии, эмбриологии, биологии, были представлены многие виды насекомых, птиц и животных Бессарабской губернии, проведены глубокие научные исследования. Экспонаты постоянно становились достоянием публики различных имперских и международных выставок, фонд пополнялся всё новыми и новыми предметами, организовывался обмен с другими сходными учреждениями России и Европы, издавались сборники научных работ. В музей попадали вещи со всей Бессарабии, от карпатских пастухов Буковины и до килийских рыбаков Нижнего Дуная.
Начала разрастаться этнографическая секция, в ней появились народные ковры, рубашки, платья, музыкальные инструменты. Музей заработал, и вскоре он намного превысил масштабы некогда породившей его сельскохозяйственной выставки. Успехи музея и его сотрудников не остались незамеченными, в том числе и на государственном уровне, и в 1894 его посетили важные гости из Петербурга — министр сельского хозяйства и государственного имущества Российской Империи А. Ермолаев и П. Костычев, директор департамента сельского хозяйства. Музей стал занимать важное место в жизни края, превратился в научно-просветительский центр, тем более что некоторые коллекции и работы превосходили экспонаты музеев европейских столиц. При том, что Кишинев в то время был всего лишь провинцией!
Что представлял собой этот музей в конце 19-го века? Расположенный в небольшом, одноэтажном здании в центре города, он, тем не менее, пользовался вниманием посетителей. Экспонатов было немного, однако помещённые в стеклянные шкафы образцы семян, сельскохозяйственных культур, орудий, фотографии и в особенности уникальные чучела животных, созданные Остерманом, являлись чем-то новым и интересным для кишинёвской публики. При музее находилась библиотека, содержащая 719 названий книг, главным образом специальных, относящихся к отделам музея. Книгами мог пользоваться каждый посетитель, но только в стенах музея.
И тогда земство приняло решение, что музей должен иметь собственное здание. Был объявлен конкурс, на котором победил проект архитектора Владимира Цыганко. На строительство была выделена немалая по тем временам сумма в 20 тысяч рублей, однако реальные затраты намного превысили выделенную сумму, достигнув 127 тысяч рублей. Но результат того стоил – Кишинёв обогатился уникальным зданием, построенным в псевдомавританском стиле, с просторными залами, двумя этажами, обширными хранилищами и подсобными помещениями.
Возле музея Ф. Остерманом был разбит первый в Кишинёве Ботанический сад, который содержал экземпляры цветов, кустарников и деревьев со всей Бессарабии. В саду находилась деревянная беседка, построенная по проекту великого Бернардацци, — своеобразный дар знаменитого зодчего комплексу Земского музея. Строительство музея завершилось в 1905 году, еще год понадобился на перенос коллекции.
Сама постройка выглядела для Кишинева крайне необычно и очень притягательно. Владимир Цыганко составил проект, основываясь на особенностях архитектуры мусульманских стран – Алжира и Марокко, т. е. области, называемой Мавританией. Здание и вправду очень напоминало мечеть, только отсутствовали минарет и купол. В оформлении использовались голубые, розовые, светлые оттенки, а также арабская вязь. Крыша была украшена шикарным витражом.
К счастью, и музей, и сад сохранились до наших дней, несмотря на годы, войны и землетрясения. Сохранилась и деревянная беседка Бернардацци. А могучие деревья, растущие в Ботаническом саду, до сих пор должны помнить и знаменитого зодчего, и барона Стюарта, и Франца Остермана - всех тех, кому Кишинёв обязан своим самым красочным ориентальным зданием.
При музее имеется небольшой зоосад, в котором живут в основном птицы, хотя раньше там можно было увидеть даже косуль.
- На территории Республиканского историко-краеведческого музея есть небольшой уголок, в котором обитают некоторые представители молдавской фауны. Несколько лет живет здесь семья косуль - Женька и Комарик. Недавно эта семья пополнилась близнецами. Они - почти точная копия родителей, только еще симпатичнее и пятнистее. За косулями заботливо ухаживает бывший таксидермист музея В.А.Вейлант. Косули чувствуют себя превосходно, - писал об этом месте в мае 1974 года «Вечерний Кишинев».
Здание, и ботанический сад, как и столетие назад, принимают посетителей. В музее имеется два абсолютно уникальных экспоната - скелет динотерия и рельефная карта Молдавии. Карту создал топограф Юрий Леонидович Беленький (ему помогали Э.Костюк и дочь – Татьяна Юрьевна Беленькая). Было это в самом конце 1980-х.
За время существования музея его коллекции значительно возросли - сегодня музей вмещает и предметы археологии, палеонтологии, современного искусства. Отдельные отделы уже определены под экспонаты начала 20-го века - время, когда был построен музей, уже стало историей.
Обязательно найдите время, чтобы сводить детей в Земский музей - ныне Национальный музей природы и этнографии.
Автор: Галина Малышева
Новости на Блoкнoт-Молдова