Кишиневский Планетарий: когда-то Молдова жила мечтою о звездах
Читайте также:
- Парк Пушкина, он же Grădina Publică «Ştefan cel Mare», - старейший парк Молдовы (07.04.2019 15:00)
- Памятник Штефану чел Маре - свидетель бурной истории Бессарабии (24.03.2019 15:30)
- Филармония была отдушиной для любителей классической музыки (23.02.2019 12:45)
Руководство независимой Молдовы почему-то решило, что жителям республики не нужен Космос, и начало методично уничтожать все, что с ним связано.
А когда-то в Кишиневе был настоящий Планетарий. Располагался кишиневский Планетарий в здании, построенном в 1902 году архитектором М. Сероцинским. Это была церковь мужской гимназии (другое название этого храма — Гимназическая церковь Константина и Елены). Дело в том, что там, где сегодня располагается СИБ, в конце XIX века находилась мужская гимназия №2. Одновременно со строительством учебного корпуса планировалось построить и домовую церковь при гимназии. Но средств на эти цели, половину из которых составляли частные пожертвования, было немного – всего 15 тыс. рублей. Поэтому предполагали соорудить во дворе скромную пристройку, нижний этаж которой служил бы гимнастическим залом, верхний – домовой церковью.
Однако нашелся в Кишиневе благотворитель, который решил пожертвовать на церковь в два раза больше имевшейся суммы, – это был коллежский советник Константин Наместник. Правда при этом он выставил условия: дать храму имя Святых Равноапостольных Константина и Елены и захоронить его, Константина Наместника, прах в склепе под церковью. Горожане согласились, оба условия были выполнены (одно сразу, другое после смерти Константина Наместника в 1905 г.).
Так получилась, что во время Второй мировой войны церковь не пострадала. В апреле 1962 года храм был перепрофилирован в городской Планетарий, что было вполне закономерно. Когда в Космос полетел первый советский человек Юрий Гагарин, Молдавия, вместе с другими республиками СССР, стала частью космической державы. И, наверное, не было в стране мальчишки, не мечтавшего стать космонавтом. Тогда на каждой детской площадке была ракета, а вся страна с гордостью и замиранием сердца следила за каждым запуском космического корабля. Космонавты были живыми легендами – их всех знали по именам и помнили дату каждого полета. А День Космонавтики был действительно всенародным праздником с салютами и народными гуляньями.
Причем следует отметить, что тогдашняя Молдавия была частью космической державы не только на словах. Научно-исследовательский институт пищевой промышленности Академии наук МССР разрабатывал еду для космонавтов. В десертное меню, которым занималась Молдавия, вошло более 20 наименований соков, 15 фруктовых палочек в различных сочетаниях, фруктовые пюре и вкуснейшие овощные соусы. Космонавт Павел Попович утверждал, что под овощным соусом «Молдова» можно съесть даже башмак. Также были созданы общеукрепляющие, насыщенные витаминами пастилки из винограда сортов «Изабелла».
В Дубоссарах был разработан бальзам «Сэнэтатя» («Здоровье»).
- Бальзам был создан по личной просьбе Григория Гречко, который пожаловался, что, когда впервые вернулся из космоса, долго не мог прийти в себя, пока не выпил бутылку молдавского «Каберне». Именно он попросил изготовить лечебно-тонизирующий напиток, дающий энергию космонавтам в полете и после посадки. И был создан такой чудо-бальзам, в букет которого вошли столовое вино, виноградный сок, элеутерококк, женьшень и разные травы. По восторженным отзывам тех, кому он предназначался, получился настоящий напиток здоровья. Кстати, автором этикетки вызвался стать космонавт Алексей Леонов, - рассказал бывший замминистра винной промышленности МССР Григорий Козуб.
Тираспольский завод металлолитографии разработал тюбики для еды космонавтов с выходным диаметром 8 мм, что позволило космонавтам питаться мясным паштетом, рублеными овощами и фруктами. Эти разноцветные тюбики и гранулы демонстрировались на молдавском павильоне ВДНХ. Ни так давно этот уникальный Институт был расформирован.
В США десятилетиями бились над проблемой записей в условиях невесомости. А на кишинёвском заводе «Культприбор» изобрели специальный карандаш «КИМЕК», которым до сих пор пользуются в Космосе. Учёные Советской Молдавии изобрели и многоразовую фотопленку для Космоса, пользовавшуюся огромным успехом. Каждый кадр такой плёнки был покрыт несколькими слоями специального светочувствительного соединения, что позволяло использовать его до тысячи раз.
Не удивительно, что на этой космической волне в Кишиневе появился настоящий Планетарий. Он находился на перекрестке улиц Ленина (нынешнего бульвара Штефана чел Маре) и С. Лазо. Там можно было посмотреть на движение космических кораблей, полярные сияния и затмения, понаблюдать за звёздами и планетами.
В этом своеобразном звездном театре, где зрелищность сеансов сочеталась с их научно-образовательным предназначением, проводились лекции и семинары, тематические вечера и встречи с учеными. В столице не было преподавателя физики и астрономии, который хотя бы раз в год не приводил сюда своих учеников. Сельские школьники приезжали на лекции автобусами.
Кишиневский звездный театр действительно был особенным.
Здание украшала старинная дубовая дверь позапрошлого века. Потолок холла – витражи с изображением известных созвездий. Макет Земли в разрезе имел внушительный вид - два метра в диаметре. Эту действующую модель, показывавшую движение магмы, изготавливали по специальному заказу, и стоила по тем ценам огромных денег - 10 тысяч рублей. Впрочем, все оборудование планетария было невероятно дорогим.
Был в холле просто гигантский глобус, снабженный электронным механизмом вращения – рукой такую махину не покрутишь! Макет Луны давал визуальное представление о поверхности планеты-соседки с ее 1400 кратерами. Внимание посетителей приковывал глобус звездного неба. Холл украшал макет первого советского спутника в натуральную величину и копия лунохода.
Кафедра звездного зала по оснащенности напоминала пульт управления космическими полетами. Одних переключателей и различных ручек (и все они работали!) там насчитывалось более полусотни. Уйма технических приспособлений и аппаратуры, которой был напичкан этот зал, позволяла лектору создавать эффект присутствия. За кафедрой находилась аппаратная с двумя широкоформатными кинопроекторами и громадным магнитофоном - архив киноматериалов. Планетарий располагал также богатейшим собранием фотографий, которое пополнялось за счет всесоюзного Общества «Знание», писал о нем «Кишиневский обозреватель».
Сердцевиной лектория являлся сложный оптико-механический прибор «планетарий», который позволял проецировать на куполообразный экран изображения различных небесных тел и моделировал их движение. Именно этот прибор создавал иллюзию ночного неба и воспроизводил с большой точностью положение, движение звезд и планет для наблюдателя на любой географической широте и на любой момент настоящего, прошлого или будущего. Название прибора распространялось на само здание, без которого оно превращалось в обычный лекционный зал. В комплект прибора входил разборный матерчатый купол со специальным механизмом, он превращал купол в звездную сферу...
Планетарий активно сотрудничал с астрофизической обсерваторией КГУ, которой руководил доктор физико-математических наук Василий Антонович Чернобай.
- В те годы в Кишиневе сложилась благодатная среда для молодежи, увлекавшейся астрономией. Во многом благодаря подвижникам науки: В. А. Чернобаю, директору обсерватории, В. Ф. Душенко, руководителю кружка астрономии Республиканского дворца пионеров и школьников, И. М. Наку, сотруднику обсерватории, который курировал работу инструмента. Каждый из них всегда приветствовал и поддерживал начинающих исследователей, - рассказал руководитель Кишиневского клуба любителей астрономии Олег Зестря.
Астрономический кружок во главе В.Ф. Душенко часто выезжал на практику в обсерваторию. Школьники разбивали на охраняемой территории обсерватории лагерь, и ночи напролет вели наблюдения за небесными телами. Сотрудники обсерватории, открывая ребятам доступ к инструментам, которыми сами работали, прививали интерес к науке и открытиям, развивали в них самостоятельность.
В Планетарии проводились научно-популярные лекции, сеансы по астрономии, а также конференции, семинары, тематические вечера, встречи с учеными. К 1982 году планетарий посетило около 213 тыс. человек. А еще, по утверждению старожилов, кроме познавательных экскурсий, в здании Планетария проводились занятия по подготовке абитуриентов к поступлению в ВУЗы – лекции и практические занятия. Очень интересные, насыщенные и достаточно популярные. Многим жителям столицы в свое время это очень помогло при поступлении, причем в самые престижные ВУЗы СССР.
Все годы существования планетария по городу ходили слухи о его закрытии и передаче церкви. Местонахождение культового здания в самом центре, похоже, и стало причиной гибели планетария. В 1989 году, в одну из ночей после многолюдной манифестации на Площади Великого Национального Собрания в планетарии случился пожар, в результате которого обвалился купол. А утром на город обрушился проливной дождь. Придя на место трагедии, сотрудники планетария увидели во дворе обгоревший остов аппарата «планетарий», который успел уже заржаветь. Они до сих пор убеждены, что поджог совершили не демонстранты, как тогда объявили представители правоохранительных органов, которые так и не нашли виновников, а, возможно, и не сильно искали. Прочные решетки на окнах и массивные двери оказались нетронутыми. Поджигатели явно проникли в помещение с помощью ключей.
В 1991 году в здании была проведена реставрация. Сейчас на перекрестке нынешнего бульвара Штефана чел Маре и улицы Лазо расположен Преображенский собор.
А принадлежность Молдовы к освоению Космоса всячески пытаются вычеркнуть из памяти ее жителей. Проспект Космонавтов был переименован в честь униониста Константина Тэнасе. Причем против этого выступила только фракция ПСРМ в Муниципальном совете, и никто не вышел протестовать, когда на зданиях меняли таблички. Ненавидимый кишинёвцами, но избранный голосами Колоницы и Бачоя примар Дорин Киртоакэ, находящийся под следствием по делу о коррупции, пытался переименовать и бульвар Гагарина, чтобы окончательно стереть память о космической эпохе в молдавской истории.
Как-то политолог Виктор Жосу привел слова одного из бывших фронтистов – тогдашнего советника президента Мирчи Снегура, с объяснением, почему Молдове не нужен Космос: «А зачем свиньям смотреть на звёзды?». Комментарии излишни...