Памятник Штефану чел Маре - свидетель бурной истории Бессарабии
Читайте также:
О памятнике одному из самых видных господарей Молдовы – Штефану чел Маре в Кишиневе – известно каждому жителю страны.
Монумент Штефану чел Маре – один из главных символов города и гордость всего молдавского народа – установлен в центре Кишинева у площади Великого Национального Собрания, на улице, названной в честь самого господаря – проспекте Штефан чел Маре, у входа в центральный парк. Великий господарь, который руководил Молдовой на протяжении 47 лет, а именно с 12 апреля 1457 года до 2 июля 1504 года, изображен в короне и богатом одеянии правителя, подняв над головой в левой руке крест, а в опущенной правой руке держа меч.
Вроде бы, памятник как памятник, но судьба его полна любопытных моментов. Примечательно, что с момента установки памятника по нему можно наглядно проследить бурную историю Бессарабии – он несколько раз переезжал из Молдовы в Румынию, и даже в Кишиневе неоднократно менял место своего нахождения.
Началось всё с того, что в 1923 году местному скульптору Александру Плэмэдялэ было предложено создать проект памятника Штефану чел Маре. Работы планировалось закончить к 1928 году – к празднованию десятилетия «Унири» – присоединения Бессарабии к Румынии. Скульптор с готовностью и воодушевлением взялся за работу. Основой для будущего памятника стала небольшая фигура господаря, найденная в Хуморском монастыре в 1457 году (бывшая Румыния). Эта миниатюра считалась наиболее схожей с самим Штефаном чел Маре.
Уже спустя некоторое время скульптором было предложено насколько вариантов макетов будущего монумента. Работал Плэмэдялэ в помещении школы на нынешней улице Тигина (сейчас здесь располагается Комиссариат Полиции).
На первом варианте господарь в доспехах опирался двумя руками на меч. Второй вариант представлял собой господаря, держащего в опущенной правой руке меч, а в поднятой левой – хоругвь и крест. Этот макет даже был отлит в гипсе в натуральную величину. И хоть второй вариант Александру Плэмэдялэ не нравился, но над ним настоял комитет, которому и предстояло выбрать окончательный вариант. В итоге в 1924 году все же был принят третий вариант памятника – Штефан чел Маре с короной на голове стоит, подняв над головой в левой руке крест, а в опущенной правой руке держа меч. Именно его мы можем наблюдать в настоящий момент в центре Кишинева.
Перед скульптором встал вопрос, где отливать достаточно большой памятник. Возможности организовать это на месте, в кишинёвских литейных, не было. Стало ясно, что такие работы качественно можно будет произвести в Бухаресте, для чего
была выбрана литейная Рышкану. Символично, что в качестве материала для памятника были использованы трофейные бронзовые турецкие пушки, захваченные в русско-турецкую войну 1877-1878 годов, когда Румыния выступила на стороне России и завоевала себе независимость от Турции.Статуя отливалась по частям. А сам памятник был собран уже в 1925 году из трёх фрагментов.
Место под будущий памятник выбрал также Александр Плэмэдялэ. Это был один из углов Городского Сада - пересечение нынешних проспекта Штефан чел Маре и улицы Митрополит Бэнулеску-Бодони. Тогда же, в 1925 году, в Кишинёве начались работы по обустройству места и постамента, на котором будет стоять статуя. А для постамента он использовал камень, найденный в селе Косэуць в Сорокском районе.
Установка постамента и других частей монумента происходила при участии архитектора Евгения Бернардацци, скульптора Александра Плэмэдялэ и инженера Георгия Левицкого. Последний был уполномочен кишневской примэрией контролировать ход всех работ – от начальной фазы (добычи камня из косэуцкого карьера) до организации площади вокруг памятника.
Работа шла очень медленно – установка памятника была завершена только весной 1928 года и обошлась примерно в 4 000 000 леев. Сама конфигурация площадки, где был установлен монумент, по замыслу скульптора символизировала Молдову. Парковые тропинки, сходящиеся здесь, как бы иллюстрировали идею Г. Уреке, согласно которой Молдова находится на пути всех бед; четыре клумбы, играющие роль декоративных медальонов, повторяли рисунок традиционного молдавского ковра - миниатюрная модель рая. На постаменте был изображен герб Молдовы, а листья аканта – из византийской культуры – иллюстрировали связь с византийской церковью.
Торжественное открытие памятника Штефану чел Маре состоялось 28 апреля 1928 года. Новая скульптура сразу же стала одной из главных достопримечательностей Кишинева, притягивая к себе прогуливающихся горожан и фотографов.
В июне 1940 года ситуация в мире резко изменилась, и Бессарабия вошла в состав СССР. Памятник Штефану чел Маре был вывезен в Румынию и установлен в городе Васлуй. А постамент в Кишинёве был разобран новыми властями. После нападения Германии на Советский союз и вступлению Румынии в эту войну на стороне фашистов Бессарабия снова отошла к королевству. А уже год спустя, в августе 1942 года, памятник был возвращён в Кишинёв, но установлен он был в этот раз на новом месте – напротив Святых Ворот, там, где до него стояли памятники российскому императору Александру I и румынскому королю Фердинанду I, а после — и В.И.Ленину.
На новом месте Штефан чел Маре простоял два года. Весной 1944 года скульптура была снова эвакуирована в Румынию, в этот раз в Крайову, а его постамент еще некоторое время использовался немецкими войсками как полотно для указательных знаков.
И в конце августа 1944 года Кишинёв в очередной раз стал советским, и на пустующий постамент был установлен портрет Сталина.
В 1945 году ученица А. Плэмэдялэ, скульптор К. С. Кобизева, случайно обнаружила памятник Штефану чел Маре, выглядывающим из-под снега в небольшом парке. В этот же день об этом узнал полковник Ворошилов, и памятник отправили обратно в Кишинёв. На этот раз памятник установили на его первоначальном месте, а с постаментом решили долго не возиться, соорудив его в очень упрощённом виде.
Столь частые путешествия отразились на статуе не самым лучшим образом — были утеряны оригинальные меч и крест. И если новый меч не особо бросался в глаза, то крест, сооружённый из подручных материалов (дерево), очень сильно отличался от настоящего.
В таком виде он простоял 30 лет, пока в 1972 году не была проведена реставрация, в результате которой памятник принял практически первоначальный вид: теперь на нем не было герба Молдовы и вместо оригинальных надписей были выбиты слова русского историка Н. М. Карамзина о Штефане Великом. Да и сам монумент по непонятной причине был убран вглубь парка - подальше от людских глаз.
На очередном, третьем по счёту месте в Кишиневе, памятник простоял почти 30 лет. 31 августа 1990 года он был заново открыт там же, где и был установлен в 1928 году, и с тех пор его местоположение не менялось. Следует отметить, что на оригинальном постаменте был изображён герб средневековой Молдовы – тур со звездой между рогами. Звезда была пятиконечной, что вызывало нездоровые ассоциации у приемной комиссии, поэтому по чьей-то глупой прихоти на нынешнем постаменте появилась непонятно откуда взявшаяся восьмиконечная звезда.
В настоящее время памятник Штефану чел Маре является одним из главных символов Кишинёва и всей Молдавии. Изображение памятника присутствует на всех денежных купюрах Молдовы. Площадка перед памятником не раз становилась местом проведения различных политических акций и манифестаций, в основном, устраиваемых правыми националистическими силами Молдовы и Румынии.
Любопытный эпизод произошел в 1989 году, когда памятник Штефану чел Маре стал не просто свидетелей очередной политической акции унионистов, но и одни из главных действующих лиц. Молдавская поэтесса Любовь Йорга, более известная под именем Леонида Лари, развелась со своим русским мужем и обвенчалась с памятником. «Обряд» венчания провёл священник Петр Бубуруз. Действо заключалось в том, что священник в присутствии огромной толпы торжественно обвенчал «молодожёнов», постучав обручальным кольцом по монументу (на сам памятник кольцо не надевали). После он надел это кольцо на палец поэтессе, объявив «молодых» мужем и женой. Леонида Лари вскоре после «венчания» с памятником покинула Молдову и переехала жить в Румынию, Бубуруз за кощунственное деяние отстранили от служения - ныне служит настоятелем одного из храмов не относящейся к Московскому Патриархату Бессарабской Митрополии, где его деяние не сочли порочащим церковь. В 2011 году Леонида Лари умерла и памятник, тем самым, стал «вдовцом». Интересно, что в настоящее время невозможно найти фото и видеоматериалы этого «бракосочетания».
Новости на Блoкнoт-Молдова