Цырдя рассказал о печальных последствиях реформы юстиции в Молдове
Читайте также:
- Область правосудия в числе приоритетов правительства, - Майя Санду (15.06.2019 11:13)
- Состояние молдавского правосудия ближе к коматозному, чем к полноценной жизни, - Грибинча (25.03.2019 18:59)
- Победа двойных стандартов над правосудием: журналистов оскорблять разрешается... (14.03.2019 21:29)
Реформа юстиции, проведённая на деньги Запада под чутким руководством ДПМ, привела к печальным последствиям.
Такое мнение высказал в своем блоге депутат и политолог Богдан Цырдя. По его словам, все изменения в системе молдавского правосудия были мнимыми, а десятки принятых демократами законов внесли серьёзный хаос и коррупционную составляющую в судебно-правовую систему страны. Ситуация стала хуже, чем до реформ.
В подтверждение своих слов Богдан Цырдя привел множество примеров.
По словам депутата, настоящим шоком для судебной системы стало изменение Закона №1216-XII от 3 декабря 1992 г. «О государственной пошлине». С инициативой изменения выступил тогдашний министр юстиции А. Тэнасе, поддержал её спикер М. Гимпу и председатель Апелляционной палаты И. Плешка.
20 мая 2010 года закон был принят и статья 3 (п.1) о госпошлине была изменена – новая статья предусматривала аннулирование госпошлины в 3% c исковых заявлений и её замена фиксированной суммой в 25 тыс. леев для физических лиц и 50 тыс. леев – для юридических.
- Эта мера позволила начать операцию по отмыванию денег «Ландромат». В 2011 – 2015 годах через молдавскую юстицию были отмыты $22 млрд (по данным Watch Dog – 70 млрд)! Бюджет потерял более $500 млн, о чём говорили многие юристы и адвокаты, в том числе А. Нэстасе и ваш скромный слуга. Ведь заплатить 3% c $22 млрд – это $660 млн, а не 50 тыс. леев, - пишет Цырдя.
По мнению эксперта, настоящий хаос в судебной системе вызвал Закон №76 от 21.04.2016 г. «О реорганизации судебных инстанций». Он был принят на основе «исследования» Центра юридических реформ В. Грибинчи об оптимизации судебной системы и о специализации судей.
- Согласно закону (ст. 1), 42 судебные инстанции (5 в Кишинёве и 37 в районах) сокращались до 15! Объём сокращений ужасает. В некоторых случаях объединялись две, в других – три, а иной раз и четыре районные инстанции! В Кишинёве суды Центр, Боюканы, Рышкановка, Ботаника и Чеканы объединяются, образуя Суд Кишинёва! То есть на один миллион граждан – одна инстанция! – пишет Цырдя.
Суды Бричан, Дондюшан и Окницы объединили с судом Единец. Суды Шолданешт, Резины и Теленешт объединили с судом Оргеева. Суды Чадыр-Лунги и Вулканешт объединили с судом Комрата – то есть на всю Гагаузскую автономию оставили одну судебную инстанцию! Также была прекращена деятельность «Окружного коммерческого суда и Военного суда.
- После реформы гражданин из Вулканешт должен преодолевать расстояние почти в 100 км до Комрата. Потратить деньги на проезд до Комрата и обратно – а судьи нет. На второй день нет адвоката. На третий день суд откладывается. И так далее, - отмечает депутат.
Эти новшества должны были быть введены постепенно до 2027 года, и, безусловно, вели к огромному хаосу – количество дел на одного судью увеличивалось минимум в три раза! Как отметил Цырдя, «о справедливости суда в таких условиях и мечтать не приходится».
- Постоянный страх попасть под оптимизацию привёл к нестабильности статуса судьи, его полному подчинению прокурорам. Ведь любой судья понимал, что в случае неправильного судебного решения он легко может попасть под оптимизацию! Не зря же Минюст менял десятки раз закон о статусе судьи. Последним примером может служить инициатива от 23 мая 2018 года, которая ужесточает продвижение судей, - отметил депутат.
В 2013 – 2018 годах было потрачено более €100 млн на реформу юстиции и Генеральной прокуратуры! И что происходило все эти годы? Какие достижения в области права, верховенства закона?
1. Молдавская юстиция – самая коррумпированная в мире (Всемирный экономический форум, 2014–2015 гг.).
2. Самый высокий уровень взяточничества в Европе (Transparency International, 2016 г., «Глобальный барометр коррупции»).
3. Самый высокий уровень хищений государственных ресурсов в Европе (Всемирный экономический форум, 2017 г.).
4. Самый большой обвал индекса восприятия коррупции в мире (2016). По данным Transparency International, Молдова обвалилась на 20 позиций – с 103 на 123-е место. В 2018 году – 117-е место (в 2009 г. были на 109-м).
5. Итальянский журнал LIMES отмечает в 2012 году превращение Молдовы в мафиозное государство (Исследование провел итальянский политолог Niccolò Locatelli ).
6.Молдова – захваченное государство (Transparency International, 2013 г.). Данный вывод был сделан в рамках Глобального Барометра Коррупции от июля 2013 года. 64% респондентов опроса Transparency International ответили, что государственные институты Молдовы захвачены частными интересами.
7. 14 ноября 2018 года Европейский парламент принял жёсткую резолюцию по Республике Молдова. В пункте 3 документа говорится, что «Молдова захвачена олигархическими интересами с концентрацией экономической и политической властей в руках небольшой группы людей, оказывающих влияние на парламент, правительство, политические партии, государственную администрацию, полицию, судебные органы и СМИ.
8. 8 июня 2019 года парламент Молдовы принял декларацию о захвате государства олигархами, которая констатировала, что НАЦ, СИБ, Генпрокуратура, Конституционный суд и др. вышли из конституционного поля за рамки правового государства.
9. Самый главный аргумент о провале реформ – это доверие населения к правосудию.
Богдан Цырдя отмечает, что с 2009 по 2019 годы вся юстиция была подчинена ДПМ. Вершиной топа, которая обеспечивала контроль над системой, была Генпрокуратура. НАЦ, НАК, Высшая судебная палата играли хоть и важную, но второстепенную роль. Всё это привело к тяжёлым и даже трагическим последствиям для страны. Вопреки подписанию договора об ассоциации (2014 год), страна резко деградировала по всем параметрам.
Полный текст по ссылке.
- Верно говорил Марк Туллий Цицерон: «Чем ближе крах империи, тем безумнее её законы», - заключил Богдан Цырдя.