Молдова Воскресенье, 24 ноября
Общество, 04.01.2022 17:18

«Я поступил на военную службу, а не чтобы надо мной кто-то издевался», - солдат-срочник

Условия в казармах заставляют многих людей отказываться от продолжения военной службы.

В Молдове молодые люди бегут из армии из-за страха и издевательств. Затем их преследуют по закону как дезертиров. После дела Марина Павлеску, рассказавшего о домогательствах в армии, в СМИ возобновились дискуссии о насилии в военных частях. Причины, которые делают Национальную армию местом, откуда молодые люди хотят сбежать, обсудило с экспертами, адвокатами, правозащитниками и представителем власти издание ZdG.

Александр Зубко, начальник отдела по предупреждению пыток в Офисе Народного адвоката, посетил воинскую часть в Кишиневе, чтобы проверить информацию об избиении солдата-срочника, появившуюся в СМИ. По словам омбудсмена, это был не единичный случай, двое других молодых людей подверглись насилию в тот же день. Впоследствии подтвердилось, что трое молодых людей были подвергнуты деяниям, квалифицируемым с точки зрения прав человека как пытки.

- Речь шла об ударах, жестоком обращении с использованием твердых предметов, так что на теле остались вполне видимые следы, – отметил Зубко.

Попытки обратиться в военную прокуратуру, чтобы пожаловаться на избиения, как правило, заканчивались обвинением в дезертирстве. А после возвращения солдата в часть, все продолжалось в том же духе.

- Не обязательно должен был иметь место конфликт, чтобы были проблемы. Зависело от настроения так называемых „дедов“ („дедовшина“ — неформальная практика инициирования и постоянного злоупотребления в отношении новобранцев во время их службы, прим. ред.). Например, ночью они могут вытащить вас из постели, прийти и проверить твою „фанеру“, то есть грудь. И такие же обычаи практикуют офицеры, -рассказал один из солдат.

Так было в 2008-2009 годах, так происходит и в наши дни.

В ноябре прошлого года 19-летний Марин Павлеску публично объявил, что он подвергался физическому и психологическому насилию после того, как в части узнали о его сексуальной идентичности. Молодой человек тогда заявлял, что он в полной мере осознает, что его действия будут классифицированы как дезертирство, но он готов понести возможное наказание, включая тюремное заключение. Военная инспекция Министерства обороны заявила, что провела расследование, и в своем заключении отметила, что «запугиваний, унижений и дискриминационных действий в отношении солдата Павлеску на основании, что он гомосексуал, обнаружено не было».

На портале судебных инстанций находится несколько приговоров за «дезертирство», где подсудимые говорят об издевательствах, которым они подверглись в казармах, деяниях, которые вынудили их уйти. 

Молодой человек, осужденный в 2019 году за дезертирство, в своем последнем слове сказал, что пошел проходить военную службу после дня рождения и думал о военной карьере, но там он пережил «издевательство». Он указал, что всегда ставил свою страну «превыше всего» и что именно поэтому он пошел в армию, но «он полностью разочаровался».

- Я ушел из части из-за страха, потому что поступил на военную службу, а не чтобы надо мной кто-то издевался. (…) Со стороны старших по званию имели место агрессивные действия. На военной службе я видел только одно: делал ремонты, убирал и рвал траву руками. Военная подготовка проходила дважды: вначале и один раз на полигоне, вместе с тем была военная подготовка, когда кто-то должен был приехать. (…) Я полностью разочаровался в Национальной армии, они «закапывают» не чужаков, а тех, кто хочет ее защищать, - отметил он.

Молодой человек получил наказание за правонарушение в виде штрафа.

По данным Министерства обороны, в 2019 году было зарегистрировано 78 случаев самовольного ухода из воинских частей, а в 2020 году — еще 53 аналогичных случая.

Срочная военная служба в Национальной армии длится 12 месяцев, а с сокращенным сроком – 3 месяца призываются выпускники высших учебных заведений.

Эксперты считают, что Молдова нуждается в корректировке законодательной базы, пересмотре определенного поведения, а также в обновлении стратегии национальной обороны.

По мнению адвоката «Promo-Lex» Вадима Виеру, устранение Военной прокуратуры, за которое проголосовали в 2016 году, было «не самым лучшим делом, в смысле предотвращения насильственных действий в воинских учреждениях, потому что интерес гражданских прокуроров к документированию таких дел меньше». Еще Виеру считает, что Национальная армия является зеркалом общества. Соответственно, там существуют те же стереотипы, те же проблемы дискриминации и дифференцированного обращения, которые существуют и в обществе.

Для улучшения ситуации, по его мнению, правительство должно уделять приоритетное внимание реформе, обеспечить профессионализацию армии и максимально исключить принудительный призыв, как это происходит в настоящее время.

Психолог Анна Никулаеш отмечает, что молодые люди берут с собой в армию модели поведения, которые они усвоили в своем окружении.

- Когда в обществе много насилия в семье, и дети воспитываются через физическое насилие, они узнают, что это способ общения, ошибочный, но инстинктивный, это модель, и, имея среду, где сила является основным элементом, она бессознательно поощряется или принимается, - утверждает психолог.

Никулаеш также отметила, что очень важно иметь государственную политику и процедуры, которые ясно дают понять, что у нас, как у государства, нулевая терпимость к насилию.

Подготовил Михаил Генчу

«Блокнот Молдова» предлагает подписаться на наш телеграм-канал https://t.me/bloknotmd - все новости в одном месте.


Новости на Блoкнoт-Молдова
армиянеуставные отношенияиздевательствадезертир
0
0