Молдова Воскресенье, 24 ноября

19 июня 1992 - Бендерская трагедия. Кто «насоветовал?»

Циничный поход на земляков.

День 19-го июня - один из самых трагичных в новейшей истории Молдовы. Этот день считается днем начала Бендерской трагедии, унесшей, по самым скромным оценкам, несколько сотен жизней в течение трех недель, покуда шли активные бои за город.

Сейчас, по происшествии стольких лет, можно взглянуть на случившееся беспристрастно, имея перед глазами всю картину произошедшего, тогда же, в 1992-м году, понять, что куда и зачем, было куда сложнее - слишком динамично менялась ситуация, слишком мало адекватной информации поступало в уши обывателя, для того, чтобы разобраться, что на самом деле происходит.

Хотя кишиневские власти, как тогда, так и сейчас (впрочем, сейчас об этом уже стараются просто не вспоминать), уверяли, что все это произошло спонтанно, в результате некоей провокации, есть основания считать, что провокация, если и была, то, скорее, как раз с кишиневской стороны. Весной и летом мало кто понимал, что происходит, и почему центром противостояния с сепаратистами левобережья стал город Дубоссары. Но простая логика и последовательность событий дают ответ - именно там Приднестровье наиболее уязвимо, именно там его легче всего перерезать надвое, так как от Дубоссар буквально пять-шесть километров - и уже граница с Украиной. Неудивительно, что именно там накапливалось напряжение, которое вылилось весной 1992-го года в боевые действия.

Но взять Дубоссары не получилось - и тогдашнее руководство Молдовы, на которое огромное влияние имели радикалы из НФМ (им поддакивал даже Снегур), решили - не получается брать все Левобережье, надо захватить хотя бы "Тигину" (румынское название Бендер)! Был ли это план рожден где-то в кабинетах высшей кишиневской власти, или же был подсказан "друзьями", узнать не представляется возможным.

Но прощупывание ситуации началось еще задолго до 19-го июня 1992-го года. В Бендерах, как и в Дубоссарах, сложилась следующая ситуация - здесь даже в начале 1992-го года, несмотря на то, что де факто и Молдова, и ПМР уже были отдельными государственными структурами и не имели ничего общего с СССР, действовали две полиции, районная, которую контролировал Кишинев еще с тех времен, когда все было мирно и называлась она милиция (полицией стала в конце 1990-го года), и свеженабранная городская, которая подчинялась Тирасполю и состояла из людей местных (районная, как правило, комплектовалась кадрами со стороны, из других районов республики, и, разумеется, преданных Кишиневу).

Совершенно естественно, что время от времени возникали сложности, связанные с трениями на профессиональном уровне. Например, горожане не желали иметь дела с полицией, предпочитая местную милицию, а вот жители близлежащих сел, например, Варницы, больше доверяли "своим", то есть назначенным полицейским из Кишинева. В такой ситуации конфликты были чем-то самим собой разумеющимся, вдобавок, в Бендерском комиссариате полиции любили поплакаться в Кишинев на то, что им мешают работать, зачастую сгущая краски (а как тут не сгущать, когда тебя кормят прессой, в которой с утра до вечера пишут про "коварных сепаратистов" - разумеется, вскоре они начнут тебе мерещиться в каждом прохожем).

Кишинев отвечал тем, что порывался отправить на "помощь своим героям" дополнительные подкрепления. Именно так и произошла перестрелка на окраине Бендер рано утром 1-го апреля 1992-го года, когда втихаря заехавший в город отряд легкой бронетехники (два БТР) наткнулся на патрульную машину местного ГАИ, в результате чего начался бой.

Силы были неравными - БТР буквально расстрелял машину с четырьмя милиционерами, в которой выжил лишь один человек. Вдобавок, под очередь попал автобус с рабочими местной фабрики, развозивший людей рано утром на работу. В нем получили ранения несколько человек, а Елена Спрынчану скончалась на месте - по злой иронии судьбы, она, как утверждают ее бывшие сослуживцы, выступала как раз за единую Молдову и поддерживала Кишинев.

ecchin.jpg

Капитан Ечин получил тяжелые ранения в бою 1-го апреля и скончался почти через два месяца

Продвинуться дальше БТР-ам помешали местные гвардейцы, которые поспешили на место боя и сорвали блиц-криг БТР-ов - машины развернулись и ушли. Примечательно, что в молдавской прессе об этом инциденте никогда не пишут, нет о нем упоминания и в румынских версиях Википедии - не было такого, и все тут. Но есть видеокадры, и они доступны любому желающему.

К сожалению, и то, что началось 19-го июня 1992-го года, также, судя по всему, было запланировано и просчитано. Сперва, 17-го июня, парламент РМ принял постановление о мирном разрешении конфликта, в связи с чем в Кишинев даже были приглашены приднестровские депутаты - для совместных консультаций по этому поводу.

Была создана совместная парламентская комиссия, началась ее работа, в Бендерах люди вздохнули спокойнее и решили, что прямого конфликта можно будет избежать. Между тем, пока в парламенте имитировались мирные инициативы, в Каушанах и рядом с селом Гырбовец концентрировались войска. То, что они были в полной готовности и только ждали сигнала, стало ясно по тому времени, которое им потребовалось чтобы войти в город - не более часа после того, как появился повод сделать это.

А причиной стал инцидент у бендерской типографии - туда, примерно в 17:30 вечера, прибыли двое приднестровских гвардейцев, дабы забрать свежеотпечатанный заказ листовок. Там же появились невесть откуда представители бендерского комиссариата полиции, которым зачем-то захотелось арестовать гвардейцев.

Тут в дело вступила некая "третья сторона" - кто-то, как утверждает Кишинев, обстрелял полицейских, которые осуществляли задержание пришедших за "макулатурой", те вступили в бой, и вскоре простреливался уже весь квартал. Скорее всего, "третьей стороной" были коллеги полицейских, которым необходим был "казус белли". Или какие-нибудь деятели вроде Илашку, действовавшие вне закона. В то время подобных было немало.

Тут же полетел истеричный клич в Кишинев - наших бьют! Ну а там словно этого и ждали - тут же последовал приказ на вторжение в Бендеры, и поздний вечер превратился для жителей города в настоящий кошмар. Мы не будем рассказывать о перипетиях и ужасах уличных боев, стоивших жизни местным жителям, часто женщинам, детям и старикам. Это тема для отдельной статьи.

Нас интересует именно произошедшее вечером 19-го июня - случайно ли произошла цепь событий, приведшая к трагичным боям за город, или это все было спланированной операцией? Как так получилось, что бронетехника вошла в город буквально через час после того, как началась стрельба у типографии? Очень подозрительно выглядит подчеркнуто мирная деятельность парламента в предыдущие дни - они даже пригласили приднестровских депутатов, которые уже более года не появлялись там после того, в предыдущие годы неоднократно подвергались избиениям и унижениям. Если у вас возникает чувство, что это было простым убаюкиванием, то вы - не одиноки в этом чувстве. Кто нашептывал подобный план?

Очень странным выглядит и появление тогдашнего посла США на второй день после начала операции в расположении молдавских войск рядом с Бендерами - приехал поддержать солдат или проверить, как выполняется план? Какой у него был интерес появляться там, зачем? И почему в таком случае не посетил другую сторону, узнать, в чем там дело и чего они хотят?

usa.jpeg

Сценарий с показательным примирением и последующим ударом в спину, исподтишка, практиковался и в других местах, где советниками выступали "большие американские друзья" - например, в югославских войнах первой половины 90-х. События на Мильевачском плато у побережья Адриатики происходили буквально в те же дни - 21-го июня 1992-го года противостоявшие друг другу сербы и хорваты договорились о перемирии в связи с местным большим праздником.

Договоренность была достигнута при посредничестве ООН, сербы, поверив в миротворцев ООН, сняли большую часть караулов, позволив солдатам провести день-другой дома. А хорваты... на следующий день стремительно атаковали утратившего бдительность противника, в то время как ООН-овцы сделали вид, что ничего не произошло, и договоренностей тоже не было. Вернуть плато сербы так и не сумели. А что такое ООН и кем она управляется, известно вполне хорошо - ее штаб-квартира находится в Нью-Йорке.

Возможно, все это - пустые слова, и произошедшее в Бендерах действительно стало результатом сразу целого ряда роковых обстоятельств - никто не хотел, но так получилось. Однако в молдавской политике и действительности слишком часто случается так, что "никто не хотел, но именно так и получилось". Воронин собрался подписать меморандум Козака - но появился американский посол, и Воронин почему-то передумал. Нет, конечно, можно продолжать считать, что посол просто решил обменяться с Ворониным мнениями по поводу ноябрьской погоды, но...

Плахотнюк не желал покидать трон и страну, но появился американский посол, поговорил с ним три минуты - и настроение Плахотнюка изменилось на 180 градусов. Так что появление американского посла где-либо - это все равно что появление стервятника в небе. Такой же верный знак.

И время показывает это со всей очевидностью. То, что раньше казалось просто странным, со временем становится очень даже понятным. Время рождает прецеденты и дополняет картину необходимыми элементами.

Автор: Дан Дудка

«Блокнот Молдова» предлагает подписаться на наш телеграм-канал https://t.me/bloknotmd - все новости в одном месте.

Новости на Блoкнoт-Молдова
Бендерыбойиюнь1992
2
0