24 ноября 2015 - трагедия с молдавским вертолетом в небе Афганистана
![24 ноября 2015 - трагедия с молдавским вертолетом в небе Афганистана 24 ноября 2015 - трагедия с молдавским вертолетом в небе Афганистана](http://s1.bloknot-moldova.ru/thumb/850x0xcut/upload/iblock/378/vertolet.jpg)
Читайте также:
- Село Роги - краешек Норвегии на левом берегу Днестра (20.11.2020 18:42)
- 19 ноября 2017 - вотум недоверия Киртоакэ (19.11.2020 21:58)
- Лупа-Реча - молдавский «полюс холода» (07.08.2023 09:29)
Полеты в таких странах всегда очень опасны.
Вряд ли было бы ошибочным сказать, что в мире нет более опасной для полетов страны, нежели Афганистан. Непрекращающаяся уже более сорока лет гражданская война, с различной степенью втянутости других государств в нее, отсутствие должного контроля со стороны центральных властей на широчайшей территории (в 20 раз больше, нежели территория Молдовы), активность самых разных воинственных движений (кроме уже привычного Талибана, там присутствует и ИГИЛ), сложный горный рельеф - все это повышает вероятность авиационных происшествий. За девять лет афганской войны СССР потерял в этой стране 330 летательных аппаратов (чаще всего вертолетов), но они продолжают гибнуть в этой стране и в наши дни, пусть и в других обстоятельствах.
Пять лет назад крушение в северной афганской провинции Фарьяб потерпел вертолет Ми-8 с молдавским экипажем, который работал по контракту с гуманитарной миссией ООН - под американским, надо понимать, прикрытием, так как именно США в последние два десятилетия осуществляет геополитическое присутствие в Афганистане, и, соответственно, ведает всякими "гуманитарными и демократическими программами".
Так как гарантировать безопасность полетов и, в целом, передвижения по всему Афганистану американцы не могут, контролируя лишь столицу страны и, от силы, ее окрестности, то в провинции хозяйничает Талибан, фактически владеющий 75-80 процентами территории страны. Знали ли об этом члены экипажа в составе Олега Грозаву, Лионела Буруянэ и Михаила Криханэ? Скорее всего, знали, но продолжали полеты, несмотря на явную опасность. Все-таки американцы давали какие-то гарантии, пусть и устные...
Но 24-го ноября 2015-го года гром грянул - вертолет, арендованный у Молдовы для выполнения "гуманитарной миссии", потерпел крушение. По поводу обстоятельств крушения ясности до сих пор нет - талибы приписывают этот успех себе как боевой, но они поступают так каждый раз, когда в небе Афганистана что-то падает. В этой стране и без боевиков хватает причин для потенциальной катастрофы - это не только высокие отвесные скалы и совершенно темные ночи, но и вездесущий песок, который пробивается в моторы вертолетов и постепенно выводит их из строя, а также подвергает дополнительной нагрузке и другие элементы машины.
![pesok.jpg pesok.jpg](http://s1.bloknot-moldova.ru/upload/medialibrary/c12/pesok.jpg)
В общем, вертолет с тремя членами экипажа и 18 представителями местных афганских властей оказался на земле, при этом талибы, вдобавок, обстреляли машину и убили одного из летчиков. Все остальные попали в плен, по поводу дальнейшей судьбы афганцев можно лишь догадываться, Буруянэ и Крихану попали в плен - их талибы убивать не стали, смекнув, что за людей европейской внешности можно и получить что-то полезное.
В итоге плен продлился более трех лет - освободить пилотов удалось лишь при содействии Российской Федерации, к которой обратился президент Игорь Додон. Хваленая НАТО и "американские друзья" в этой ситуации просто отвернулись от Молдовы и от конкретных людей, угодивших в беду - что им какие-то молдавские летчики? Просто пыль, и ничего более...
Автор: Дан Дудка
«Блокнот Молдова» предлагает подписаться на наш телеграм-канал https://t.me/bloknotmd - все новости в одном месте.
Новости на Блoкнoт-Молдова