Молдова Суббота, 20 апреля
Общество, 18.07.2016 15:03

Часть столичного сектора Рышкановка может обрушиться из-за находящихся под ним шахт

Часть столичного сектора Рышкановка может обрушиться из-за находящихся под ним шахт
На выезде из столицы в сторону Оргеева, на глубине 70-110 метров под землей, на расстоянии почти в 4 километра протянулся настоящий лабиринт. Речь идет о «Кишиневской шахте» – совместном промышленном предприятии по добыче котельцового камня, основанном еще в 1969 году.

С 1970 года добытый здесь котелец использовался для строительства города. В настоящее время многие участки не эксплуатируются, так как были затоплены грунтовыми водами. Опасность затопления грозит и остальным участкам, а это, по словам специалистов, может привести к обрушению защитных столбов, в результате чего может случиться частичное обрушение сектора Рышкань, пишет timpul.md.

На место мы приехали во вторник утром, когда часы показывали чуть больше 9. У ворот «Кишиневской шахты» нас встретила свора бездомных собак, которым мы, по всей видимости, нарушили утренний сон. Сидевший в тени растущих неподалеку деревьев господин объяснил присутствие собак тем, что «шахтеры каждый день прикармливают их остатками своего обеда, а собаки только и ждут, когда они появятся».

В советские времена на шахте трудились 120 человек. Сегодня их численность в четыре раза ниже. Шахтеры начинают свою работу в 8 утра и заканчивают после обеда, в 15:00. Никто не спустится в шахту без защитной каски и фонаря. Специальное транспортное средство отвозит всех на другой конец галереи, и большую часть дня работники оторваны от окружающего мира.

Чтобы узнать реальную картину работы, я настоял на том, чтобы спуститься под землю и посмотреть изнутри на то, как происходит добыча камня. Для этого пришлось за несколько минут пройти ускоренный инструктаж по технике безопасности, который при обычном раскладе длится несколько часов. Представители администрации выдали мне защитную каску и фонарь, после чего началось большое «приключение».

Апокалиптические картины 

Нашим гидом по «лабиринту» был назначен старший инженер предприятия Сергей Петраке, он же ответственный за эксплуатацию шахты. Мы сели в старый грузовик, на котором началась наша поездка по подземному Кишиневу. Вчетвером мы втиснулись в водительскую кабину, и машина скрылась во тьме. Спустя 10 минут спокойной езды из одной галереи в другую мы добрались до участка пути, который рабочим иногда приходится преодолевать на лодке. Путь оказался затопленным водой. В некоторых местах глубина воды превышала один метр, но это только на основной ветке. На других участках глубина составляет несколько метров. После короткого размышления мы решили продолжить путь.

Пытаясь пролезть между котельцами в основании шахты, вода «отхватила» и из защитных столбов, в связи с чем наш сопровождающий заявил, что только ее откачка может остановить процесс. Потолок становился все ниже, а вода все более «зловещей». В какой-то момент показалось, будто машина в несколько тонн весом, в которой мы находились, начала плыть. Оказалось, что это лишь иллюзия, связанная с шоковым состоянием. Каждое движение давалось с большим трудом, поэтому почти 200 подтопленных метров пути мы проделали почти за 10 минут.

Для проведения работ в шахте рабочие разделены на группы по двое-трое. В течение нескольких лет работы ведутся в шесть групп. По правилам, работа в одиночку категорически запрещается, так как в чрезвычайных случаях можно оказаться без необходимой помощи. 

«Опасность присутствует всегда. Порода – это нечто непостоянное, тем более, что ее создала природа. В любой момент может обрушиться потолок. Чтобы не было обвалов, постоянно проводятся работы по возведению анкерной крепи», - заверяет нас старший инженер.

Еще одну опасность представляют собой выхлопные газы, которые собираются в местах с недостаточной вентиляцией. Именно поэтому у каждого шахтера всегда есть с собой спичечный коробок или зажигалка. Если не удается зажечь спичку или зажигалку, значит необходимо как можно скорее выбираться.

Шахтеры в окружении голых девушек

В какой-то момент путь для грузовика оказался закрытым. Поэтому пришлось выйти, чтобы пройтись по некоторому подобию «музея» старой, заржавевшей техники. В итоге мы все-таки добрались до места, на котором происходила сама добыча камня. Мы находились на глубине в 100 метров, аккурат под Торговым центром Megapolis, расположенном в конце сектора Чокана. Тяжелый воздух был настоящим испытанием для легких, а шум, казалось, разрывал барабанные перепонки. «Сейчас вы услышите чисто шахтерские крепкие словечки. Без них работа не идет», - весело предупредил нас Сергей Петраке.

В их «мире» мобильные телефоны играют роль исключительно фонаря, так как там нет сигнала, а о радио или телевизоре не может быть и речи. Взамен шахтерские взгляды ласкают несколько голых девушек. Цех по замене и ремонту деталей весь увешан плакатами с голыми женщинами. Здесь же рабочие обедают, а также отдыхают при сильном утомлении. «Смотрим на девушек, чтобы аппетит разыгрался, а после обеда и работа идет как будто легче», - говорит мне один из шахтеров, улыбаясь вовсю. С другого угла цеха ими любуется также и Ленин, точнее говоря его портрет, который привезли на шахту еще в советские времена, и который сейчас превратился также в некий элемент декора.

Пока мы направлялись к другой группе рабочих, старший инженер рассказал нам, что на случай чрезвычайных обстоятельств есть специальная команда, которая собирает всех рабочих и помогает им выбраться на поверхность. На шахте также под строжайшим запретом спиртное, а нарушителей заведенного правила ждет суровое наказание со стороны администрации.

Также наш гид поведал о том, что самый жуткий случай, имевший место здесь, произошел в конце 70-ых годов, когда трое рабочих отравились неизвестными газами. Таким образом, дабы предотвратить трагические ситуации, в дни, когда на поверхности отмечается очень низкое давление, рабочие не спускаются в шахту, так как там становится очень тяжело дышать.

«Без шахты жизнь не жизнь»

В густом облаке пыли, на глубине в 110 метров, неподалеку от коммуны Ставчены, мы увидели Дмитрия Чеботарь – невысокого мужчину, белого с ног до головы, единственного, кто ничего не ест и не пьет, пока работает. Он работает здесь с 1969 года, то есть с момента сдачи шахты в эксплуатацию. Несмотря на то, что он уже более 20 лет на пенсии, Дмитрий признается, что «без шахты жизнь не жизнь». Его не пугает ни большое количество ежедневно вдыхаемой пыли, ни темные туннели, ни даже мысль о том, что однажды может обрушиться потолок. «Я работаю здесь уже более 40 лет, и знаю здесь каждый закоулочек. Иногда начинает побаливать спина, но я выпрямляюсь и иду вперед», - рассказывает наш собеседник.

Недавно дядя Дмитрий побывал у своей дочери в Канаде, где провел полгода. Но сразу же после возвращения на родину вернулся на шахту. Большую часть работы он проделывает вручную, при этом с гордостью говорит, что работа ему еще по силам. «Молодые не успевают добраться до этого места, и уже спрашивают друг друга: как бы побыстрее выбраться наружу? На следующий день их больше нет. Нынешняя молодежь не горит желанием работать так, как работали мы», - после этих слов шахтер скрывается в облаке пыли.

Рабочие на каменоломне получают зарплату в зависимости от проделанной работы. как правило, зарплата колеблется от 3000 до 6000 леев в месяц. Несмотря на многочисленные опасности в работе, для них не предусмотрены доплаты, взамен возраст выхода на пенсию для шахтеров составляет 54 года.

«Катастрофические последствия – всего лишь вопрос времени»

Подземная экспедиция продлилась чуть более двух часов, в течение которых желание поскорее увидеть солнце подавило все остальные желания. Увидев вызывающее тревогу состояние и степень подтопления «Кишиневской шахты», мы направились прямиком в кабинет директора предприятия Сергея Лунгу. Он былы назначен на свою должность в прошлом году. По его словам, некоторое время процесс откачки грунтовых вод из шахты игнорировался, что сейчас доставляет немало хлопот. «Не так давно предприятие отключили от электроэнергии. Без света насосы не работали, что привело к затоплению подъездных путей. Три недели без электричества довели предприятие до критического положения. Откачка набирающейся воды стоит очень дорого, так как связана с большим электропотреблением, а предприятию и без того грозит банкротство. Если шахта будет затоплена, катастрофические последствия станут лишь вопросом времени», - отметил Лунгу.

Эти катастрофические последствия могут проявиться в том, что находящиеся внутри шахты опорные столбы окажутся поврежденными водой, отчего потолок, а вместе с ним и расположенный над ним участок поверхности могут обрушиться. Поэтому серьезные опасения должны испытывать те, кто живет или работает по периметру предприятия АО „Mezon”, частично в микрорайоне Старая Почта (в районе улицы Каля Орхеюлуй), на улицах Флорилор и Студенческой (частично), также частично на Московском проспекте и в районе Технического университета (ТУМ), в том числе в районе расположения студенческих общежитий, а также многих жилых домов. Расположенные в указанной черте подземные галереи уже частично затоплены.

По словам Сергея Лунгу, одним из решений было бы бурение нескольких скважин на территории, принадлежащей ставченскому Колледжу  виноградарства и виноделия, с последующим включением откачанной воды в централизованную систему водоснабжения столицы. Это также приведет к снижению уровня воды в шахте. «Сложность в том, что директор колледжа Лазэр Кирикэ не расположен уступить необходимый нам участок земли. Уверяю вас, вода из шахты вполне качественная, и до строительства водопровода Кишинев-Днестр муниципий получал воду исключительно из таких источников. Если нам удастся запустить этот проект, то, согласно технико-экономическому обоснованию, в систему могли бы поступить около 15 тысяч кубометров воды, что составляет примерно 10% от общего потребления» - добавил директор предприятия.

Согласно архивным документам, в 2002 году здесь были проведены две технические экспертизы. По данным одной, государственной, опасность для инфраструктуры сектора Рышкань отсутствует, а вторая, частная, пришла к выводу, что опорные столбы в шахте повреждены. 

«Мы ежемесячно ведем учет всех происходящих на шахте изменений, и замечаем, что разрушение происходит быстрыми темпами. В настоящее время ситуация сложнее, чем была в 2002 и 2006 годах. Тогда не было так много воды. Мы говорим не только о столбах, но и о потолке. Последний представляет собой плиту толщиной от 60 см до 1 метра и более. Если будет поврежден потолок, внутрь шахты может попасть песок особого рода, похожий на ил. В итоге в слое земли могут образоваться пустоты, а это уже очень и очень серьезно», - сказал в заключение Лунгу.

Не так давно примэрия муниципия Кишинев выделила за счет резервного фонда средства на закупку новых насосов и возобновление подачи электроэнергии на предприятие. В настоящее время на шахте работают две устаревшие насосные установки, которые обслуживают две стратегические точки: основной подъездной путь и электрораспределительный пункт. Новое оборудование пока что не представляется возможным установить из-за высокого уровня воды.

«Они жадничают»

В свою очередь, директор ставченского Колледжа виноградарства и виноделия Лазэр Кирикэ считает, что ему представили дьявольский проект, а его авторы преследуют одну единственную цель: захватить принадлежащий колледжу участок. «Вина лежит на тех, кто эксплуатировал шахту без соблюдения установленных норм и правил. Они скряги, вытащили из земли весь камень и дошли до песка. Скважины, которые они предлагают пробурить на нашей территории, можно было бы организовать на заброшенной территории возле цирка. Там это выглядело бы логичнее. Более того, грунтовая вода, которую они собираются добывать, очень жесткая, и ее включение в централизованную систему водоснабжения было бы преступлением», - говорит Кирикэ.

В качестве способа решения проблемы директор колледжа предлагает использовать скважины в Петриканах и на «Мезоне» либо откачивать воду прямо из шахты. Он также указал на то, что «проект разработали какие-то любители, и им не удастся даже по закону изменить назначение участка, принадлежащего учебному заведению, которым я руковожу».

«Кишиневская шахта тонет, а столбы рушатся»

Бурение скважин не участке, принадлежащем Колледжу виноградарства и виноделия, поддерживают и специалисты Apă Canal Chișinău. По их словам, срок эксплуатации многих артезианских колодцев превышен в три-четыре раза. Начальник Департамента обеспечения качества, контроля и регулирования при Водоканале Аркадие Руснак отметил, что изначально представители «Кишиневской шахты» предлагали, чтобы закачиваемая ими вода поступала прямо в систему, но впоследствии было выдвинуто предложение о том, чтобы вода проходила предварительную обработку. «Мы не можем допустить, чтобы в систему поступала вода из шахты, так как она не соответствует санитарным нормам. Мы хотели бы закачивать воду до того, как она туда попадет. Бурение 12 скважин избавит шахту от затопления, а нам предоставит альтернативу обеспечения водой секторов Чокана, Рышкань и коммуны Ставчены. Господин Кирикэ говорит, не опираясь на документы. Есть данные анализов, которые подтверждают, что вода, которую собираются откачивать с того участка, не такая жесткая и не представляет опасности, как думает он», - с уверенностью говорит представитель Apă Canal.

Аркадие Руснак предупреждает, что «Кишиневская шахта» тонет, столбы рушатся, а при землетрясении они могли бы не устоять. Достаточно обвала нескольких домов на Рышкановке, и после этого мы уже ничего не сможем сделать. Проблема существует уже давно, все о ней знают, но никто ничего не делает», - говорит специалист. Вместе с тем, вот уже более десяти лет там не проводилось никаких исследований, таким образом нет четкой картины насчет того, как сильно изменилась ситуация с 2002 года и по сей день.

В настоящее время задолженность предприятия АО «Кишиневская шахта» составляет 2 миллиона леев. Для получения дополнительных доходов, уже после решения вопроса об откачке воды, администрация планирует проводить экскурсии по галереям.

Ежегодно на «Кишиневской шахте» добываются 6000-8000 кубических метров котельца – в зависимости от рыночного спроса. По заверениям руководства предприятия, есть еще достаточно запасов породы, а до настоящего времени было добыто примерно 60 процентов имеющихся залежей.
Новости на Блoкнoт-Молдова
  Тема: Новости столицы  
0
0