Молдова Воскресенье, 03 ноября

Чеканы – место несбывшихся надежд и планов

Большинство промышленных предприятий столицы были сосредоточены на Чеканах, а их продукция была известна далеко за пределами Молдовы.

Кишинев подобно Риму расположен на семи холмах, формирующих круг, а на самом высоком из них находится микрорайон Чеканы.

чеканы9.jpg

Немного истории

Изначально Чеканы возникли на месте бывшего поселка Чокана Ноуэ (Новая Чокана). Вместе с поселком Чокана Веке (Старая Чокана) они располагаются на территории имения некоего Чокана. В архивах сохранился документ, датированный 23 ноября 1757 года, согласно которому ему принадлежали земли в этом районе. До 1959 года сектор подчинялся администрации села Вестирничены, а после стал называться Днестровским районом Кишинева. А в 1971-ом году село Чокана Веке слилось с селом Колоница.

Считается, что название имения Чокана и дало имя этой местности и новому микрорайону. По другой версии, оно произошло от топонима Valea Ciocana или Valea Ciocanelor, то есть склон, долина, засаженная кукурузой, поскольку «сiocan» можно перевести еще и как «кочан» или «кукурузный стебель». Иногда звучат версии, что это производная от слова «ciocan», которое переводится как «молоток», но в этом случае сложно найти какую-либо связь с названием местности.

Застройка Чекан началась в 1960-х - 1970-х годах

Интенсивная застройка Чекан началась в период 1960-х — 1970-х годов, когда границы Кишинева стали продвигаться на восток, и по левому берегу реки Бык на месте старых поселений начали вырисовываться черты новых микрорайонов – Отоваска, Новые Чеканы, Будешты-1.

Исторически местность в районе улиц Заводская (Узинелор) и Маяковского называлась Отоваской. Промзона вокруг бывшей улицы Добровольского (ныне ул. Волунтарилор) получила название Новые Чеканы. В жилой массив, выросший вдоль Кутузовского проспекта, официально назывался «микрорайон Будешты1».

В короткое время на Чеканах были построены современные многоэтажные дома, торговые учреждения, промышленные предприятия. Сейчас Чеканы являются одним из самых густонаселённых и интенсивно растущих спальных микрорайонов Кишинева, хотя в советское время Днестровский район города был важнейшей промышленной зоной столицы. В секторе Чеканы располагались комбинат по производству стройматериалов, картонная фабрика, фабрика по производству зеркал, завод бытовой химии, ТЭЦ-2, Третий троллейбусный парк, Завод холодильников.

карта.jpg

В Генеральном плане застройки Кишинева от 1986 года было предусмотрено также строительство на Чеканах трамвайного депо (в районе Компьютерного завода) и пуск скоростной трамвайной линии с Чекан до Ботаники через центр города. Этот план, как и многие другие, не был реализован из-за развала СССР.

Улица Вадул-луй-Водская имеет длинную историю

В настоящее время одной главных магистралей сектора Чеканы является улица Вадул-луй-Водская, однако известно, что дорога на ее месте была еще во времена Молдавского княжества. По ней проходит один их выездов из столицы в северо-западном направлении, а также самый короткий путь в столичный пригород Вадул-луй-Водэ.

Vadul-lui-Vod--_3.jpg

Дорога на месте нынешней улицы Вадул-луй-Водской была проложена еще в XVIII веке, в эпоху османского владычества над этим краем, но тогда она называлась Будештской дорогой. На вершине Чеканского холма от нее ответвлялась дорога на Криуляны. Интенсивная застройка улицы Вадул-луй-Водской началась в 1960-х – 1970-х годах. Тогда здесь были построены такие предприятия, как ТЭЦ-2 и ТЭЦ-3, городская поликлиника (ныне – Консультационный диагностический центр района Чеканы), а также промтоварный магазин. Появились также первые жилые 5-ти и 9-ти этажные дома, и малоэтажные домики частной застройки.

Out to Lunch.jpg

Стоит заметить, что Вадул-луй-Водская улица имеет такой сильный наклон, что в советское время во время снегопадов ее закрывали для движения транспорта. Однако именно по ней должны была пройти линия скоростного трамвая, которая соединила бы Чеканы с центром города и Ботаникой. На тот момент выезда на Чеканы через Рышкановку еще не существовало, а улица Алеку Руссо, тогдашняя ул. Федько, упиралась в ул. Димо, за которой располагалась лесопосадка.

До 1972 года проезда с Рышкановки на Чеканы не существовало

Russo_17.jpg

Нынешняя улица Алеку Руссо связала сектор Чеканы с Рышкановкой и центром города. Ее протяженность 2,3 км, она начинается от развязки проспекта Мирча чел Бэтрын (бывш Кутузовский проспект) и тянется до пересечения Московского проспекта с ул. Богдан Воевод и Киевская (бывшая ул. Димитрова). До 1990 года улица носила имя Ивана Фёдоровича Федько, советского военачальника, командарма 1-го ранга и участника Гражданской войны, и заканчивалась на ул. Димо. Чтобы связать Рышкановку с Чеканами в 1972 году через лесополосу, так называемую Цыганскую балку, была прорублена дорога. Вид с нее открывается просто великолепный – с одной стороны находится Рышкановский парк с каскадом прудов, с другой – парк им. Бориса Главана.

Верхняя часть улицы, расположенная в секторе Чеканы, застроена 9-тиэтажными жилыми домами. На пересечении улиц Кирова (ныне – улица Михаила Садовяну) и Федько (Алеку Россо) в 1988 году планировалось построить многоуровневую развязку. Однако этого так и не было сделано, и сейчас там достаточно сложно проехать с одной стороны улицы Садовяну на другую.

Russo_18.jpg

В настоящее время улица Алеку Руссо является главной и единственной магистралью, напрямую связывающей сектор Рышкановка и жилой массив в секторе Чеканы. Здесь расположены несколько крупных сетевых магазинов, рестораны, кафе, а за кругом на пересечении с проспектом Мирча чел Бэтрын имеется вполне приличный рынок. Недалеко от разворотного круга на Чеканах располагается бюст Алеку Руссо.

Russo_21.jpg

Уже давно идут разговоры о том, чтобы соединить сектор Чеканы с Рышкановкой, протянув дорогу через Чеканский лес с ул. Студенческой – эта идея даже была заложена в так называемом генплане 2007 года. Однако она так и осталась неосуществленной, поскольку прокладка трассы связана с огромным комплексом инженерных работ и противооползневых мероприятий. Муниципальный проектный институт Chisinauproiect даже проводил по этому поводу инженерные изыскания, но дело оказалось крайне сложным и дорогостоящим, и поэтому постепенно заглохло.

Улица Добровольского (ныне – Мештерул Маноле) стала одной из важнейших промышленных зон Кишинёва

Нынешняя улица Мештерул Маноле была проложена в конце 1960-х годов, изначально она была названа Бульварной. Она изначально закладывалась как проспект с широкой зелёной полосой между проезжими частями. Жилые дома на улице Мештерул Маноле отсутствуют.

Manole_10.jpg

В 1971 году улица Бульварная была переименована в улицу Добровольского в честь лётчика-космонавта СССР Георгия Тимофеевича Добровольского. Экипаж космического корабля «Союз-11» в составе Георгия Добровольского, Владислава Волкова и Виктора Пацаева погиб при посадке. Имена погибших вместе с Георгием Добровольским космонавтов были присвоены ещё двум улицам на Чеканах - нынешняя улица Волунтарилор носила имя Владислава Волкова, а нынешняя улица Транснистрия была названа в честь Виктора Пацаева

Улица Добровольского пролегала от пересечения с улицей Федько (ныне – улица Алеку Руссо) до улицы Волкова (ныне – Волунтарилор). На тот момент Кутузовского проспекта (ныне – проспект Мирча чел Бэтрын) еще не существовало.

На улице Добровольского располагался целый ряд промышленных предприятий: Производственное объединение «Молдавгидромаш»; Кишинёвский завод пищевого оборудования (ныне — АО «Алиментармаш»); Завод «Медприбор»; ТЭЦ-3 (ныне – объединенная ТЭЦ); Опытно-экспериментальный домостроительный комбинат. В 1964 году был построен Кишиневский завод холодильников, выпускавший популярные в то время холодильники «Кодру», «Нистру» и «Ярна», которые имелись практически в каждом доме.

Manole_2.jpg

Улица Добровольского изначально закладывалась как промышленная и имела всю необходимую инфраструктуру - тепловые сети, водопровод, линии электропередач и электроподстанции. Они были общими для всех предприятий, что существенно удешевляло стоимость их строительства.

В 1978 года по улице Добровольского был пущен троллейбусный маршрут № 16, конечной остановкой которого был завод холодильников. А в 1986 году на улице Добровольского был построен самый крупный в Кишинёве Троллейбусный парк № 3.

Manole_22.jpg

В 1990-е годы улица Добровольского была переименована в честь мифического персонажа – героя народной поэмы Мастера Маноле (Мештерул Маноле), построившего в XVI веке Собор Куртя де Арджеш в монастыре Святого Николая (Валахия), который в настоящее время находится в Румынии.

Manole_14.jpg

После распада СССР промышленная зона на Чеканах пришла в упадок, многие предприятия либо больше не работают, либо превратились в склады и офисы. Вместе с закрытием предприятий практически отпала необходимость в троллейбусном маршруте – теперь он работает с большим интервалом между рейсами. Также потерял актуальность проект строительства линии скоростного трамвая, который должен был связать Чеканы с Ботаникой. В советское время улицу Добровольского планировалось через пробитую через городские кварталы новую трассу и путепровод над рекой Бык связать с улицей Бельского, но этот грандиозный проект не был осуществлён. Подобная идея имеется в плане развития транспортной инфраструктуры до 2025 года, однако срок строительства магистрали неизвестен.

Появление улицы Милеску-Спэтару было продиктовано строительством Компьютерного завода

Улица Милеску-Спэтару была заложена в 1960-х – 1970-х годах, вместе со строительством нового микрорайона на Чеканах. Это абсолютно прямая магистраль, напоминающая взлетно-посадочную полосу аэродрома. Она изначально проектировалась для движения тяжёлого транспорта и была вымощена не асфальтом, а железобетонными плитами, которые сохранились и по сей день.

Milescu_Spataru_4.jpg

До недавнего времени она являлась восточной окраиной города, но сейчас за линией гаражей и лесопарком по ее восточной стороне идёт интенсивное строительство частных жилых домов. Улица была проложена как продолжение улицы Пацаева (ныне – улица Транснистрия) в середине 1980-х годов, когда на окраине Кишинева развернулось строительство Компьютерного завода. Свое название она получила в честь российского дипломата и учёного молдавского происхождения XVII – начала XVIII веков Николая Гавриловича Спафария или Николае Милеску-Спэтару.

Одновременно с улицей Милеску-Спэтару была проложена Компьютерная улица (ныне – улица Буковиней), связавшая улицу Милеску-Спэтару с дорогой на Оргеев – улицей Кантемира (ныне – улица Каля Орхеюлуй) также вымощенной железобетонными плитами. Улица Милеску-Спэтару вместе с улицей Буковиней являются кратчайшим путем, которым можно попасть на Чеканы от въезда в город со стороны улицы Каля Орхеюлуй.

Milescu_Spataru_18.jpg

В 2000-х годах между улицами Буковиней и профессора Иона Думенюка недалеко от улицы Милеску-Спэтару было вырыто озеро – его так и называют – озеро Милеску-Спэтару. А в 2001 – 2002 годах вдоль практически всей улицы Милеску-Спэтару за линией гаражей и предприятий автосервиса был разбит новый городской парк – лесопарк «Милеску-Спэтару». Однако, несмотря на его удобное расположение рядом со спальным районом – это один из самых диких и неухоженных парков Кишинева. Вероятно еще и потому, что доступ к нему на большом протяжении перекрыт многочисленными гаражами, автосервисами и заправками, расположенными вдоль практически всего протяжения улицы Милеску-Спэтару.

Milescu_Spataru_6_1.jpg

Начавшееся в конце 1980-х годов строительство Компьютерного завода было свернуто после распада СССР, и сейчас в одном из его корпусов размещается самый большой гипермаркет Кишинева – Megapolis Mall.

Центральная улица сектора Чеканы – проспект Мирча чел Бэтрын

кутузовский проспект1.jpg

Проспект Мирча чел Бэтрын (ранее Кутузовский проспект) был заложен в семидесятые годы прошлого века. Первый участок проспекта, между улицей Алеку Руссо (бывшей ул. Федько) и улицей Игорь Виеру (тогда – улицей Сердюка), был окончательно достроен в 1989 году. В 2003 году был достроен участок в 1,1 км до ул. Ион Думенюк, а в 2010 году началось строительство участка до ул. Буковиней, но что-то там не срослось.

Проспект Мирча чел Бэтрын представляет собой современную магистраль, разделенную красивой пешеходной аллеей. Не так давно на ней появилась симпатичная скульптурная композиция: на скамье сидит девушка с розой в руках, а рядом стоит пианино с пустующим стулом. Подразумевается, что девушка ждет пианиста… Этот памятник – подарок городу от компании Lumea Fierului.

пианист3.jpg

пианист.jpg

Чеканы – один из самых быстро растущих районов Кишинева

Современные Чеканы – относительно чистый и удобный для проживания сектор Кишинёва, поэтому жилищное строительство здесь ведется очень интенсивно. Вместе со строительством новостроек улучшается и облагораживается инфраструктура сектора – появляются новые торговые и развлекательные центры, рестораны и банкетные залы. При этом здесь практически отсутствуют какие-либо культурные заведения – кинотеатры, концертные залы. Имеется только расположенная на проспекте Мирча чел Бэтрын библиотека «Трансильвания». В то же время в секторе Чеканы планируется построить один из новых городских автовокзалов.

чеканы8.jpg

Однако и здесь имеется своя ложка дегтя – множество пустующих квартир в прекрасных новостройках. Все дело в том, что уровень зарплат в республике не позволяет большей части жителей рассчитывать на покупку жилья даже в этом, самом недорогом из столичных микрорайонов.

Но не будем о грустном. Здесь, на Чеканской горке, на улице Мария Драган, расположено одно из самых романтических мест Кишинева, которое в народе называют «волна». С площадки у обрыва холма открывается великолепный вид на Кишинев – от аэропорта до начала Буюкан. По вечерам там плотным рядом выстраиваются автомобили, чтобы полюбоваться панорамой города, а некоторые даже ухитряются приготовить шашлык и запустить в небо китайские фонарики.

ул. Мария Драган.jpg

Автор: Галина Малышева


Новости на Блoкнoт-Молдова
Чеканыпромзонаспальный район
2
0