Эти чарующие пушкинские и есенинские места Молдовы. Ко дню памяти Сергея Есенина
Читайте также:
- Русские люди в Бессарабии. М. А. Газенкампф (22.08.2022 13:43)
- Календарь: ко дню памяти Есенина - великий поэт был в Бессарабии (28.12.2020 12:11)
- «Я взойду невидимо и сяду между вами, и сам заслушаюсь…»: в Долне прошел праздник пушкинской поэзии (10.06.2019 14:32)
Вчера был день памяти Сергея Есенина.
Молдавская земля испокон веков славится своими поэтическими уголками.
Судьбе было угодно, чтобы эти места озаряли такие гении, как Пушкин и Есенин. И многие, очень многие из тех, кто когда-либо посещал эти места, не могли удержаться от восторгов, от того, чтобы своими голосами и талантами воспеть эти чарующие уголки нашей общей истории и памяти.
Еще в 1839 году в «Прогулке по Бессарабии» ученый и журналист Николай Иванович Надеждин с восторгом писал о северных местах Бессарабии, хорошо знакомых Пушкину с 1820 года, по которым проехал и Есенин летом 1916 года: «Вид Могилева представляет очаровательнейший ландшафт. Мы не были в нем; но тем лучше: он весь был у нас под ногами. С высоты бессарабского берега Днестра можно перечесть все его домы, рассыпанные над самой рекой…
Атаки есть большое местечко, роскошествующее евреями. Кажется, оно не принимало участия в прежнем цветущем состоянии своего соседа. Ничто не отличает его от прочих бессарабских селений, кроме живописного положения на крутом скате высокого каменистого берега. Вообще, долина Днестра отличается здесь очаровательною прелестью. Бессарабский берег величав до дикости; но Подольский пышен и узорчат, как кайма роскошной азиатской шали. Всякий раз, как дорога наша приближалась к Днестру, мне припоминалось впечатление, произведенное на меня первым видом Италии в полу-швейцарской долине Точи. Та же роскошь зелени на пухлых округлостях миниатюрных холмов; и среди ней – стада белоснежных домиков, толпящихся вкруг Божьего храма, залитые прозрачною синевою небес.
Вскоре за Атаками дорога взяла опять влево от Днестра и пошла гористою степью. На следующей станции, при селении Окнице, через 26 верст, мы въехали в нынешний Хотинский уезд. Цинут Хотинский в прежнем своем объеме составлял некогда турецкую райю, находившуюся в непосредственной зависимости от Блистательной Порты. Турки были здесь хозяевами и помещиками; оттого многие деревни носят еще название “кишл”, то есть хуторов, где прохлаждались правоверные. Они точно должны были “прохлаждаться” в стороне, которая в Бессарабии слывет уже Сибирью. Здесь, в часто попадающихся перелесках, является уже береза, эта кудрявая дочь севера, незнакомая югу. Зима, говорят, бывает очень сурова и продолжительна. Но Турки так обжились, что их надо было прогнать снова в их теплый край северными штыками. Теперь места их заняты большей частью русскими переселенцами, преимущественно из соседних Подолии и Украйны. Недавно еще из Окницы лежала прямая дорога в Хотин, через Бричаны и Путриду. Теперь она возвращается назад, на дорогу из Белец, в станцию Глинную, отстоящую от Окницы на почтовый перегон в 25 верст.
Отсюда 32 версты до местечка Липкан, которое находится опять уже на Пруте. Приближение Прута возвещается усилением гор, иногда возвышающихся живописными грядами. Я особенно любовался фантазиею природы, взгромоздившей над небольшою речкою Раковец обольстительный призрак развалившегося рыцарского замка. Долго не мог я убедить себя, что это была просто скала, обломанная стихиями. Местечко Липканы находится на повороте Прута, который до сих пор имеет направление с запада на восток, но отсюда устремляется к югу. Здесь находится карантинная застава. Прекрасная церковь новейшей архитектуры возвышается подле палаца, принадлежащего госпоже местечка, княгине Гике, устроенного со вкусом и даже некоторою изысканностью.
На станции Станилешти, в 20 верстах от Липкан, дорога в последний раз в пределах России разделяется на два коротенькие рукава, из которых один идeт по Пруту в Новоселицу, другой продолжается до Хотина. Хотин отсюда 22 ¾ вeрст. Присоединя расстояние Станилешт от Прута, которое не простирается и на 10 вeрст, видите, что между Прутом и Днестром здесь всего-навсего каких-нибудь вeрст 30. Это вся ширина Бессарабии в еe северной оконечности, заключающейся между Молдавией и Австрией».
Участки железных дорог Жмеринка-Могилев, Могилев-Окница, Окница-Липканы, Липканы-Новоселица были открыты поочередно в 1892-1893 годах. Нынешний маршрут, которым следовал по нашей земле Есенин, вбирает в себя станции Отачь-Вэлчинець-Вережень-Гырбова-Наславча- Окница- (следовал далее по Украине – Сокиряны-Романковцы-Васкауцы-Ивановцы) -Ларга-Медвежа-Липкань-Крива (далее опять по Украине – Мамамыга-Ванчиковцы-Новоселица). Железная дорога из Окницы в Новоселицу строилась в 1892-1897 годах. В 1904-ом тут было 3240 жителей. Большинство – молдаване, к ним примыкали украинцы, русские, гагаузы, болгары, поляки, евреи, цыгане и многие другие. К 1910-му здесь располагалось основное депо, мастерские по ремонту паровозов и вагонов. С 1903-го красуется местный вокзал, который посетил молодой поэт Есенин. Это был самый крупный железнодорожный узел на севере Бессарабии. Тут сходились Новоселицкая и Могилевская линии. Есенин мог видеть церковь Георгия Победоносца, сооружаемую близ вокзала с 1914 года по декрету императора, а также располагавшиеся неподалеку двухклассное училище, земство, управление участками пути и тяги, больницу. От Окницы до Кишинева 230 км.
В Липканах сохранились упомянутые Надеждиным имение и сад княгини Екатерины Рознован-Росетти- (1785-1870/1875), которая общалась в Кишиневе с опальным Пушкиным. Ее мужем был Николай Рознован-Росетти – сын богатого и влиятельного боярина Георгия Рознована-Россетти. Отец и сын мечтали о молдавском троне. В Кишиневе их дома часто посещал Пушкин. Дом княгини выстроен в 1830-х годах рядом с церковью св. Екатерины (1837). Наследница имения – внучка Екатерина фон Дитман (1845-1923) расширила одноэтажное здание в двухэтажное. В 1884-ом появилась водонапорная башня. Имение и ныне радует взгляд любого путешественника.
В ноябре-декабре 1822 года – Пушкин тайно проследовал из Кишинева, по левому берегу Днестра, через Каменку на Днестре и Могилев-Подольский в Тульчин, Каменку, Киев и обратно, пытаясь узнать подробности о судьбе своих кишиневских друзей В. Ф. Раевского и М. Ф. Орлова.
А в Атаках находилось имение Елены Михайловны Кантакузиной (ур. Горчаковой), которую Пушкин знал еще по лицею, куда она приезжала к брату. Он посвятил ей стихотворение «Красавице, которая нюхала табак». Поэт посещал их дом в Кишиневе, где засиживался за полночь с ее мужем – князем Г. М. Кантакузиным. В Атаках она прожила 30 лет, похоронена в 1854 году – у церкви св. архангела Михаила Успенского женского собора, близ Каларашовки. Ее мраморное надгробие привлекает и ныне внимание каждого путника.
В 100 км от Могилева-Подольского расположена Каменка с имением фельдмаршала П. Х Витгенштейна – героя Отечественной войны 1812 года, командующего 2-й армией во времена опального Пушкина. Именно через нее поэт тайно проследовал в 1822 году в Могилев-Подольский, а оттуда – в Тульчин и Киев. Сейчас тут известный санаторий «Днестр» с лечебной минеральной водой, радоновыми ваннами. С XIX века Каменка славится своим вино- и соколечением. В 1999 году в санатории открыт в честь юбилея Пушкина свой «Фонтан слез».
Еще 65 км – и мы в Сорокской крепости, близ которой в 1711 году переправился Петр I в ходе Прутского похода, описанного Пушкиным в неоконченной «Истории Петра». С царем был прадед поэта – Абрам Ганнибал. 8-летний Абрам был крещен в этих местах в 1704 году племянником валашского господаря Константина Брынковяну. Пушкины и Ганнибалы состояли в родстве не только с Брынковяну, но и с молдавскими господарями Штефаном чел Маре и Дмитрием Кантемиром. А вообще род Пушкиных связан с нашим краем уже почти 900 лет, с первой половины XII века, когда по этим местам на Русь прошел легендарный предок поэта – серб Ратша.
В этих местах бывало немало друзей, знакомых опального Пушкина. В апреле 1824 года тут гостили вице-губернатор области Ф. Ф. Вигель и предводитель областного дворянства И. М. Стурдза. Они побывали в Хотине у князя Г. М. Кантакузина, на свадьбе, 21 апреля – посетили Новоселицу, Черновцы. Новоселицей владел Стурдза, он имел тут двухэтажный каменный дом. За имением присматривал доктор медицины, австриец Фирих. А потом вдоль Прута, через Бельцы, Вигель и Стурдза проследовали до Скулян, оттуда – в Кишинев. Эти места запечатлел А. Ф. Вельтман в своем знаменитом романе «Странник». Но не только пушкинскими местами славен этот бессарабский уголок.
В селе Савка Окницкого района в 1927 году родился Петру Заднипру, известный поэт, переводчик произведений Пушкина и Есенина. Здесь находятся музей поэта и его могила. В этом селе в 1943 году родился и известный исполнитель народных песен, заслуженный деятель искусств Молдовы Теодор Негарэ. Здесь проходят республиканские фестивали-конкурсы имени Теодора Негарэ. В 1869 году в Окнице скончался великий классик, хорошо знавший опального Пушкина, общавшийся с ним в Кишиневе, писатель Константин Стамати. Еще в 1824 году он перевел на молдавский язык поэму Пушкина «Кавказский пленник». Ему воздвигнут мемориальный комплекс, включающий усадьбу-музей, бюст и вековую липу. В 1936 году в Клокушне родился знаменитый кинорежиссер, поэт Эмиль Лотяну, который на склоне лет готовился к съемкам фильма по мотивам повести Пушкина «Кирджали». Он покоится в Москве, неподалеку от могилы Есенина. В 2013 году в центральном парке города Окница открыта Аллея знаменитостей, на которой увековечены Константин Стамати, Петру Заднипру, Эмиль Лотяну, Теодор Негарэ и бывший глава района, почетный гражданин Окницы Серджиу Фандофан. Жаль, что незаслуженно забыт известный и популярный композитор-песенник, народный артист Молдовы, Украины и России Александр Морозов, являющийся уроженцем Окницы с 1948 года. В 1942 году в Окнице родился и вырос Георгий Руснак, в 1993-2007 годах ректор Госуниверситета Молдовы, в 2007-2012-ом – посол в Италии. Академик Международной академии высшей школы (Москва). Академик Академии наук Молдовы. Доктор исторических наук. Кавалер Ордена Республики.
Липканы – родина многих известных еврейских поэтов, писателей, певцов, ученых, художников, актеров. Еще в 1992 году о «Липканской горке» еврейских писателей мне с энтузиазмом рассказывал пушкинист Г. Ф. Богач. Тут родились – писатель-модернист Мойше Альтман (1890-1981,Черновцы), оперный певец Яков Горский (1867-1935, Париж), поэт Лейзер Гринберг (1896-1977, Нью-Йорк), перуанский ученый Александр Гробман Тверский (1927-), инженер-контр-адмирал, полярник Николай Николаевич Зубов (1885-1960, Москва), врач, зять Шолома-Алейхема Михаил Кауфман (1881-1946, Ньюарк), историк Михаил Алексеевич Мунтян (1938-), киноактер Мойшер Ойшер (1907-1958, Нью-Рошелл), актриса Фрэйдэлэ Ойшер (1913-2004, Нью-Йорк), писательница Вера Хакен (1912-1988, Клиффейд-Парк), педагог Элиезер Штейнбарг (1880-1932, Черновцы), писатель Иегуда Штейнберг (1863-1908, Одесса), поэт, режиссер Янвек Штейнберг (1890-1973,Москва) и др. Здесь жили – израильский писатель Ицхак Авербух-Орпаз, американский прозаик Шмуэл-Лейб Бланк и др.
В Криве родился известный оперный певец, народный артист СССР Михаил Мунтян. Многие десятилетия он выступал вместе со всемирно известной Чио-Чио-сан Марией Биешу, имя которой носит Национальная опера. Они – исполнители главных ролей в опере «Евгений Онегин».
Ларга – также родина многих молдавских политиков, писателей, критиков. В их числе – бывший примар Кишинева Серафим Урекян, исследователь творчества Михая Эминеску академик Михай Чимпой, автор «Энциклопедического словаря Михая Эминеску». Чимпой часто обращается в своем творчестве к размышлениям о Пушкине, Есенине и других гениях русской литературы. Он автор статей «Evtușenko între Maiakovski și Esenin» («Евтушенко между Маяковским и Есениным») (1976), «Un gând pentru tristețea poetului S. Esenin» («Размышление на грусть поэта Сергея Есенина») (1979). В книге «Mixai Cimpoi. Monografie Bibliografică» (Ch., 1979) 23 книги и статьи о Пушкине, 5 статей о Есенине.
В Романковцах Сокирянского района родился известный молдавский и украинский писатель, эминесковед и пушкиновед, академик Константин Федорович Попович. Здесь открыт музей писателя. Его имя носит местная гимназия. Он уделял большое внимание молдавско-русско-украинским литературным связям, в том числе пребыванию Пушкина в Бессарабии.
Сейчас через Окницу и Могилев-Подольский курсируют поезда из Кишинева в С-Петербург, Минск, Москву и обратно. Прикарпатские места тут живописные. Крутые горы, чарующие леса, сады, тихие селения с белыми домами под красными черепичными крышами. Ими любуется каждый пассажир. Понятно, этими красотами был очарован и Есенин…
13 июня 1916 года поезд с Есениным был в Царском Селе. Есенин получил увольнительный билет на 15 дней и отбыл в родное Константиново. По воспоминаниям старшей сестры Екатерины, «в армии он ездил на фронт с санитарным поездом, и его обязанностью было записывать имена и фамилии раненых. Много тяжелых и смешных случаев с ранеными рассказал он. Ему приходилось бывать в операционной. Он говорил об операции одного офицера, которому отнимали обе ноги. Сергей рассказывал, что это был красивый и совсем молодой офицер. Под наркозом он пел “Дремлют плакучие ивы”. Проснулся он калекой...»
В Константиново Есенин пишет стихотворения «Я снова здесь, в семье родной…», «В зеленой церкви за горой…», «Даль подернулась туманом…»
Я снова здесь, в семье родной,
Мой край, задумчивый и нежный!
Кудрявый сумрак за горой
Рукою машет белоснежной.
Седины пасмурного дня
Плывут всклокоченные мимо,
И грусть вечерняя меня
Волнует непреодолимо.
Над куполом церковных глав
Тень от зари упала ниже.
О други игрищ и забав,
Уж я вас больше не увижу!
В забвенье канули года,
Вослед и вы ушли куда-то.
И лишь по-прежнему вода
Шумит за мельницей крылатой.
И часто я в вечерней мгле,
Под звон надломленной осоки,
Молюсь дымящейся земле
О невозвратных и далеких.
Но это не последний документ, к которому мы можем обращаться. Дело в том, что возвратившись из Константиново в Царское Село, Сергей Есенин вновь отписал отцу 2 или 3 июля 1916 года: «Дорогой Папаша! Доехал, слава Богу, как и прежде, лег камешком, а поднялся калачиком. Слоняюсь, как отравленный, из стороны в сторону без дела и мешаю то столяру, то плотникам. В общем, положение средне. Сергей. Царское Село. Канцелярия по постройке Феодоровского собора.С. А. Е.
На конверте: Москва.Б. Строченовский 24. А. Н. Ясенину».
В 1924 году, через 8 лет после поездки по пушкинским местам Бессарабии, Есенин написал стихотворение «Пушкину».
Мечтая о могучем даре
Того, кто русской стал судьбой,
Стою я на Тверском бульваре,
Стою и говорю с собой.
Блондинистый, почти белесый,
В легендах ставший как туман,
О Александр! Ты был повеса,
Как я сегодня хулиган.
Но эти милые забавы
Не затемнили образ твой,
И в бронзе выкованной славы
Трясешь ты гордой головой.
А я стою, как пред причастьем,
И говорю в ответ тебе:
Я умер бы сейчас от счастья,
Сподобленный такой судьбе.
Но, обреченный на гоненье,
Еще я долго буду петь…
Чтоб и мое степное пенье
Сумело бронзой прозвенеть.
Мне кажется, что бессмертное «степное пенье» Есенина прозвенело бронзой в северных бессарабских пушкинских местах еще 7-8 июня 1916 года. А ныне в городах и селах Молдовы многие улицы, начиная с Окницы, с Окницкого района, носят имена Пушкина и Есенина. И многие поэты и писатели не только Молдовы, но и Румынии посвящают им свои переводы, стихи, труды и тома.
Виктор Кушниренко, историк литературы
(Желательно дать все фото с надписями.)
На снимках:
1. Станция Окница с вокзалом 1903 года.
2. Усадьба княгини Е. Рознован-Россетти в Липканах.
3. Надгробие княгини Е. М. Кантакузиной (ур. Горчаковой).
4. Фонтан слез в Каменке.
5. Сорокская крепость на Днестре.
6. Поэт, переводчик Петру Заднипру.
7. Усадьба классика Константина Стамати в Окнице.
8. Кинорежиссер, поэт, переводчик Эмиль Лотяну.
9. Композитор-песенник Александр Морозов.
10. Оперный певец Михаил Мунтян.
11. Академик, эссеист Михай Чимпой.
12. Книга академика, писателя К. Ф. Поповича.
Автор: Виктор Кушниренко
Новости на Блoкнoт-Молдова