Молдова Четверг, 25 апреля
Лица Молдовы, 08.11.2018 10:22

Евгений Поляков: основатель Ассоциации интеллектуальных игр Республики Молдова

С корреспондентом издания «Блокнот Молдовы» побеседовал председатель Ассоциации интеллектуальных игр Республики Молдова Евгений Поляков, рассказав о проектах, а также о том, как все начиналось и развивалось.

Расскажите о себе, Евгений. Даже я знаю о Вас только то, что вы «главный» по интеллектуальным играм в Молдове и… все.

- Я Евгений Поляков, один из основателей Ассоциации Интеллектуальных игр Республики Молдова. Мне 36 лет, женат, у меня есть замечательный сын Данила, в феврале ему исполнится три годика. Хочется думать, что я хороший семьянин, но в последнее время из-за работы не удается уделять жене и сыну достаточно внимания. Выхожу рано утром – ребенок еще спит, прихожу поздно вечером – он уже спит. Надеюсь, мы не дойдем до ситуации, когда Данила будет узнавать отца по фотографии (смеется). Делаю все возможное, чтоб выкроить время для общения с семьей, но игры действительно отнимают много времени.

44209150_1867442759959688_770297612828934144_n.jpg

Давайте поговорим об играх. Откуда это пришло? И почему именно интеллектуальные игры?

- О, это интересная история, и началась она десять лет назад. Все уходит корнями в 2008 год, когда однажды вечером пришли ко мне во двор друзья – глаза горят, дыхание прерывистое, руки дрожат, и сходу выдают «Слушай, Женя, такая интересная игра в Кишиневе появилась!». Это был тот самый первый раз, когда я услышал про City Quest.

Ой, так я знаю про City Quest! Это такая игра в реальном времени, когда один вундеркинд сидит у компьютера и рыщет в интернете в поисках нужной информации про город, а его команда бегает по улицам с высунутыми языками в поисках подсказок и разгадок в самых неожиданных местах – на остановках, на стенах домов, во дворах на детских площадках…

- Абсолютно верно, это были мы. Но, возвращаясь к тому вечеру – мне идея показалась интересной, и я, конечно же сказал, что хочу поучаствовать. Тем более, что город я знаю, как свои пять пальцев. Как оказалось, на первом же задании я понял, что города не знаю совсем. Но мы втянулись. Стоит признаться, больших успехов как команда в самом начале мы не достигли, потому что в игре уже были более опытные ребята, «мастодонты», игравшие в City Quest давно. Однако потом мы уже несколько взобрались на подиум и даже выиграли игру. Но мы уж точно оставили свой след в истории игры антуражем – постоянно старались приехать на игру в костюмах, ряженые. Брали за это первые места, дипломы, чему дико радовались…

Подождите, о каких костюмах речь? Или у каждой игры была своя тематика, нужно было как-то особенно наряжаться?

- Да, конечно. И тематики разные, и костюмы соответствующие. Было безумно интересно сидеть придумывать все это, а потом претворять идеи в жизнь. Приезжаешь на игру, и все ахнули от неожиданности. В общем, круто!

15327426_1178713715499266_6726269779924989716_n.jpg

City Quest же появился после выхода книги Лукьяненко «Ночной дозор», если я не ошибаюсь?

- Нет, на самом деле сначала появился Encounter, и уже потом на его фоне появился «Дозор», как интересная альтернатива.  Вот и пошла такая тенденция к развитию игр в реальном времени. Про весь мир говорить не буду, но в русском сегменте уж точно, как минимум страны СНГ и там, где говорят по-русски. И тут киевские ребята создали проект City Quest, по счастливой случайности один из их друзей учился в Государственном медицинском и фармацевтическом университете Молдова. Получается, именно он привез игру к нам.

Мы в эту игру поиграли, нам очень понравилось, и как любая команда в определенный момент захотелось написать свою игру. Нам казалось, что мы многое знаем, многое можем, и рискнули создать сценарий «Игры доброй воли». Всем очень понравилось, участвовали с удовольствием, а вырученные с игры средства ушли на покупку продуктов ветеранам.

Отличное применение вырученным средствам! Надеюсь, это стало доброй традицией?

- Да, конечно. Помимо таких акций, мы присоединились к движению «Wерни Wетеранам Wеру», и стараемся каждый год перед Днем Победы помогать волонтерством - либо закупаем продукты, либо собираем деньги, либо помогаем ветеранов развозить по городу, куда им нужно и куда они захотят.

Давайте вернемся к играм, что было дальше? Уж больно захватывающая история

- Авторский квест «Игры доброй воли» написали я, Олег Григорьев, Игорь Булук, Александр Вельчев и Виктор Григорьев (отец Олега). Как я уже говорил, квест понравился всем. Было очень много положительных отзывов, несмотря на наше волнение, и даже несмотря на тот факт, что в середине игры пошел сильный дождь. Помню, мы прям подскочили от ужаса – все, конец игре, нас похоронят! Но нет, все играли с удовольствие, намокли, где-то даже в грязь влезли по колено, а после игры оставили на форуме сплошь позитивные отзывы. Все мерились, на ком было больше грязи в конце. Мы облегченно вздохнули, и поняли одну аксиому – погодные условия не влияют на игру никак. Даже наоборот, настоящие игроки считают, что побегать в дождь, снег и мороз еще круче!

Ну, а как случилось, что игрой стали заниматься именно вы?

- Все просто. Киевские ребята заканчивали учебу в мединституте и искали, кому бы это «дело» передать, и мы (я, Олег Григорьев, Игорь Булук и Александр Вельчев) выкупили игру. Но в итоге из этой четвёрки только я и Олег стали продолжать развивать проект. Концепт, программа статистики и другой инструментарий. По сути, можно было и не выкупать, а создать свою с нуля. Идеи, как вы понимаете, в воздухе витают, но мы заплатили за это звонкой монетой, и получили самое ценное – уже готовую сформировавшуюся аудиторию. Но, одновременно получили и проблемы – произошел раскол между некоторыми старыми игроками из-за недопонимания с киевлянами. Долго отмывались от проблем, переделали полностью концепт игры, программу статистики. Новую программу статистики нам с нуля написали замечательные ребята - Валентин Котельников и Андрей Головачук. Потом они примкнули к нашим рядам. В результате поняли, что на самом деле мы купили «воздух» с названием, и все.

44154282_592342314560225_3711474827534532608_n.jpg

В итоге City Quest развился в очень популярную игру уже при вашем содействии?

- Знаете, в то время мы относились к нему как к хобби. Это была такая волна энтузиазма, когда каждую свободную минуту мы что-то креативили, приезжали по 30 команд, 150 игроков, в общем романтика. Я сейчас иногда перечитываю архивы, читаю задания тех времен и сам поражаюсь – ну как, как можно было это разгадать? А ведь разгадывали, и радовались как дети!

В 2012 году, если не ошибаюсь 10 января, состоялась первая игра в Quiz Night Quest, которая впоследствии была переименована в IQuiz, а потом - в «Логику». Один из наших игроков, Иван Истрати, побывал в Румынии и привез рассказ о том, что там в пабах собирается молодежь и играет в интеллектуальные игры по типу Trivia из Mirc.

Как уживались обе игры между собой, имея в виду одну и ту же аудиторию?

-  Одно время игры развивались параллельно, даже при одних и тех же участниках. City Quest жил своей жизнью (со временем мы его заморозили на время), а у квиза появилась еще и румынская версия. Сейчас квиз на румынском языке вырос в отдельный проект EPIQ, который мы реализуем совместно с замечательным человеком Октавом Сирецяну, председателем Clubul Moldovenesc de Jocuri Intelectuale.

Подождите, давайте подробнее о тех, кто отпочковался в свои игровые проекты. Как такое случилось?

- Помимо наших проектов, есть много проектов, которые появились благодаря нам. К примеру, Гена Григорьев вообще начинал с нами, потом ушел, создал несколько игр, используя и наши идеи, и технологии. А потом было еще несколько болезненных случаев. Есть, разумеется, проекты, которые развивались независимо от нас, например, спортивная версия «Что? Где? Когда?», «Своя игра», «Брейн ринг», «Угадайка», «Ce? Unde? Când?». Но мы дружим с организаторами и всячески помогаем друг другу. Ведь в индустрии интеллектуальных игр априори не может быть конкурентов в классическом понимании, мы все работаем на одну цель - популяризацию интеллектуальных игр, повышение уровня образованности населения.

Вернемся к самому важному - как родилась Ассоциация интеллектуальных игр РМ?

-  В тот момент, когда проект потребовал структуризации и серьезного труда, как я уже упоминал, мы уволились со своих мест работы и учебы, а я подал документы на регистрацию общественной организации Ассоциации интеллектуальных игр Республики Молдова. Мы ее зарегистрировали в октябре 2013 года. И командой энтузиастов (Антон Репецкий, Нина Поян, Дину Осояну, Любовь Киореско, Иван Брук, Елена Воробьёва, Олег Цветков, Павел Емелин, Екатерина Медведева) с тех пор по сей день развиваем и популяризируем интеллектуальные игры в Молдове.

И, конечно же, это делают наши партнёры в городах: в Комрате Миша Шальвир, Ирина Селезнёва, Александр Кристиогло, Радион Вельчев и Сергей Якименко; в Тирасполе Анна и Аркадий Хвощевские; в Бельцах Дарья Слободчикова и Игорь Горчаков.

17309265_1279603582076945_3693814706025215830_n.jpg

То есть, это общественная организация? Как же это вяжется с коммерческой деятельностью?

- Знаете, в Молдове у многих есть такое большое-большое заблуждение - они считают, что общественная организация не имеет право заниматься коммерческой деятельностью. По закону мы не имеем право распределять прибыль среди учредителей, и все. Остальное, как в обычной фирме - мы получаем зарплаты, у нас есть статьи расходов, много чего.

Что для вас Ассоциация интеллектуальных игр сегодня?

- Честно? Пусть это громко звучит, но на данный момент - это дело жизни. Когда мы ушли со своих работ, и начали заниматься играми, никто из нас не воспринимал это как «работу». Да и сейчас мы не воспринимаем это как работу. Местами, это даже мешает правильно выстроить некоторые процессы. Но в целом это замечательное хобби, которое позволяет также зарабатывать на жизнь.

При этом мы проводим очень много работы на благо общества. К примеру, мы работаем со школьниками, со студентами, разрабатываем игры для них. Регулярно при поддержке представительства Россотрудничества и в партнёрстве с Республиканским детско-юношеским центром «Артико» проводим активную работу со школами – и квесты, и квизы. Проводим республиканский чемпионат «Под шапкой Гугуцэ» с благословения автора Спиридона Вангели.

Помимо всего прочего, наш продукт при правильной подаче является очень мощным катализатором для формирования команд – тимбилдинга. Мы себя не рекламируем и не продаем в этом направлении, но к нам обращаются крупные компании с просьбой адаптировать продукт для работы с коллективами.

Самое главное наше достижение – тот факт, что мы создали в Молдове рынок интеллектуальных игр, на профессиональном уровне.

43480495_1857989490905015_8441018699934072832_n.jpg

Давайте поговорим о забавных и смешных случаях, которые происходили во время игр.  О чем вспоминаете, в первую очередь?

- Ой, да таких случаев…всякое бывало, но больше курьезного вспоминается из City Quest. К примеру, была у нас игра с поиском подсказок в каком-то жилом дворе – представьте себе, что ночью из ниоткуда во дворе появляются десятки человек, бегают с фонарями, машут руками, что-то бурно обсуждают. Жильцы перепугались, подумали, что это бандитская сходка и вызвали полицию. Долго объясняли кто мы такие, после чего нас отпустили. Потом со временем к нам даже дорожная полиция привыкла – несется машина по виадуку ночью, ее останавливают, полицейский видит, что сзади сидит кто-то и высвечивает карту города фонарем, узнает и машет рукой: «City Quest? Езжайте дальше».

А однажды даже остановили поезд «Москва-Кишинев», было, да. Неправильно разгадали задание, и все побежали на Мунчешть. Машинист поезда видит, что по путям снует толпа в 70 человек, что-то выискивают между рельсами, и последовало экстренное торможение. Потом долго писали объяснительные в железнодорожной полиции.

Потом был случай с «антуражем» на медицинскую тему, то есть костюмированная «тусовка» со стартом на парковке у Grand Hall. Люди недоумевали, что за толпа врачей с носилками и ранеными, даже в «Комсомолке» вышла заметка по этому поводу.

Но самый страх получился на игре «Охотники на вампиров». Некоторые команды настолько серьезно подошли к вопросу антуража, что сделали картонные гробы. Одна из команд вообще приехала на машине, переделанной под гроб, с огнями и фейерверками. Все классно, замечательно, идет брифинг, затем 3,2,1 - «старт!». Ну кто будет забирать с собой на задание гроб? За пять минут машины разъехались и на парковке остались одни гробы. Это потом тоже где-то вышло в СМИ, под видом тайны – мол, странное нашествие гробов на кишиневскую парковку.

Какие планы на будущее?  Будете расширяться, выходить за границы Молдовы?

- Ну, конечно. Только для начала все же наведем порядок «дома», прежде чем пойдем «в гости. Сегодня игры «Логика» регулярно проходят в Кишиневе, Бельцах, Комрате, Тирасполе – они проходят синхронно. Много проектов, много идей, это надо и структурировать, и оптимизировать процессы. Требуется разработать хороший маркетинговый план, найти людей в других странах и городах, и тогда будем расти. Кстати, да, самая большая проблема для нас – кадры. Мало таких сумасшедших энтузиастов, готовых потратить свое время на поиск помещений, которые подходят под требования, вести переговоры об аренде со спонсорами и так далее. Это интересный, но все-таки тяжелый труд. А так – мы молодые, нам есть еще куда расти. Искренне надеемся, что в 2019 году мы выйдем за пределы Молдовы.

43226030_1855028221201142_7344654093480099840_n.jpg

Евгений, большое спасибо вам за интервью, команда «Блокнота Молдовы» надеется, что ваши творческие инициативы воплотятся в успех. Новости на Блoкнoт-Молдова
Ассоциация интеллектуальных игр МолдовыЛица МолдовыЕвгений Поляков
1
0