Молдова Пятница, 29 ноября

Еврейская больница – самое старое лечебное учреждение Кишинева

Городская клиническая больница №4 примерно с 50-х годов прошлого века считалась одной из лучших в Кишиневе.

Еврейская больница (4-я городская) по праву считается самой старой больницей Кишинёва. Она была основана еще до 1912 года раввином Хаимом Черновицером. Ее создание и содержание осуществлялось исключительно за счет пожертвований еврейской общины Бессарабии. Однако  в силу необразованности и предрассудков евреи поначалу боялись туда обращаться, и поэтому первое время она пустовала.

kis220.jpg

больн.jpg

Больница располагалась в конце Николаевской улицы (сегодня – ул. Колумна). В 1843 году она получила официальный статус. Начиная с 70-х годов XIX века, началась разработка плана зданий будущей больницы. Больница состоит из нескольких зданий, расположенных на обширной территории в свободном порядке, павильонами. В 1878 году в ней был развёрнут лазарет, особенно много раненых он принял в 1879 году. В 1880-х там было 15 палат на 120 кроватей, богадельня на 20 кроватей и аптека. Здания строились постепенно, с 80-х годов XIX века до начала XX века.

- В восьмидесятых годах 19 столетия «вдали от шума многолюдных улиц города Кишинёва на западной стороне Николаевской улицы стоит одноэтажный дом с большим двором и с некоторыми новыми постройками. Вывеска, обращённая к улице, оповещает прохожих, что здесь помещается еврейская больница. Входящий во внутрь застаёт 15 палат со 120 кроватями, богадельню в 20 кроватей и хорошо организованную больничную аптеку, - описывает ее одно из изданий.

В 1857 году больница была единственным благотворительным заведением для всех бессарабских евреев, к этому времени в ней уже лечилось 400 больных. В 1870 году ею стал управлять больничный совет, который ежегодно отчитывался перед Городской Думой. Председателем больничного совета евреи избрали потомственного гражданина Бессарабии купца 1-й гильдии Илью Выводцова.

Историческая справка:

«Еврейская больница до 1837 года содержалась исключительно доброхотными пожертвованиями и, мягко выражаясь, не пользовалась успехом у евреев Кишинёва. На неё всё ещё смотрели как на карантин, вынесенный за ограду табора.

В 1834 году в Кишинёве утвердили Приказ общественного призрения, но только через три года больница перешла в его ведение с годовым бюджетом в 7000 рублей из коробочного сбора. На должности исполнителя распоряжений Приказа находился врач с годовым окладом в 375 рублей, ему подчинялся письмоводитель с окладом в 137 рублей. Со стороны евреев кишинёвцев за порядком в больнице следили Меер-Гирш Коган, Шоэль Галбинер, Маня Шварцман, Лейба Купаринда, Зельдман Давид Иссерс, Давид Беер Рыжий. Постепенно, благодаря энтузиазму этих людей, отношение к больнице меняется в лучшую сторону. В 1843 году в больнице стационарно лечились 286 больных. В 1857 больница располагала 30 кроватями и была единственным благотворительным заведением для всех бессарабских евреев, в ней лечилось 400 больных.

В 1870 году Приказ общественного призрения прекратил своё существование. Вместо него для управления больницей избирается больничный совет, который был обязан один раз в год отчитываться перед Городской думой. Председателем первого больничного совета евреи избрали потомственного гражданина и земледельца Бессарабии Илью Выводцова, дом которого являлся одним из самых богатых и аристократических в Кишинёве. Членами совета избраны были Гуревич Иосиф, братья Коганы Лейба и Мордыхай, Тилновский Иудко.

Больница существовала не только от отчислений из коробочного взноса, но и за счёт пожертвований. Выводцев завещал 10000 рублей, его приемник на посту Дынин – 4000, Борис Пикин – 1000, длинный список. Главный врач больницы доктор Слуцкий получал заработную плату в размере 50 рублей в месяц, сумма по тем временам очень приличная.

Из отчёта главного врача еврейской больницы д-ра Слуцкого М. Б.: «К первому января 1889 года оставалось в больнице 117 больных, прибыло в течение года 1527, всего 1644; выздоровели – 1374, умерло -140, процент смертности – 8.8 %, среднее ежедневное число больных – 97, содержание одного больного в день – 74.3 копейки».

больн02.JPG

При Шмидте (Карл Шмидт - «лучший мэр, который когда-либо был у Кишинева») главным врачом больницы стал доктор Моисей Борисович Слуцкий. Бюджет больницы был, прямо скажем, нищенский. Часто из клинических антисептиков ничего, кроме карболки, в больнице не было. Койку больные нередко делили на двоих. Из-за нехватки помещений срочные операции производили прямо на постели больного. Своим авторитетом активного общественного деятеля доктор Слуцкий добился, чтобы городская управа из еврейского сбора выделила деньги на постройку трёх новых зданий еврейской больницы. Осенью 1898 года состоялось их открытие.

За свою деятельность (возглавлял больницу более 35 лет, избирался гласным Городской думы, был членом многих попечительских советов) главный врач М. Б. Слуцкий был награждён царскими орденами Св. Станислава, Св. Анны и Св. Владимира, а также двумя орденами Румынии.

погром.jpgЕвреи перед корпусом больницы после погрома

В дни Кишинёвского погрома 1903 года руководимая им больница стала центром помощи пострадавшим. Тогда же в 1903 году Карл Шмидт по собственному желанию оставил пост градоначальника, до глубины души потрясенный кишиневским еврейским погромом, который шокировал всех мыслящих людей Европы.

карта.jpg

В 1892 г. был реконструирован главный корпус в 2,5 этажа (А), автор Ц. Гингер. Его архитектура эклектична, с некоторыми деталями неоклассицизма. Главный фасад имеет симметричную композицию, с тремя ризалитами, расположенными по центру и симметрично по обеим сторонам и завершен треугольными фронтонами. В одном из них находится вход со стороны улицы. Здесь размещалась амбулатория, больничные палаты и квартиры врачей. Облицовка партера заканчивается горизонтальными верхними бордюрами.

больн2.jpg

больн3.jpg
Здание функционального назначения и неопределенной даты постройки(D). Возможно, здесь размещалась кухня, также как и сегодня. Архитектура в духе стиля модерн. Строение (G) было предназначено для хозяйственных нужд и распологалось в северной части. Над ним находится помещение для сушки белья, отверстия которого были зарешечены деревянными прутьями.

collage1.jpg

В 1897-1898 годах были построены павильоны, приюты для пожилых людей и корпус для больных заразными заболеваниями. В 1889-1890 годах был построен административный корпус, здание для аптеки и лабораторий. В 1887-1901 годах появился двухэтажный хирургический павильон. Архитектура здания выдержана в неоклассическом духе. Следует заметить, что корпуса еврейской больницы являются архитектурными памятниками XIX века.

- Долгое время – примерно с 50-х годов XX века, больница считалась одной из лучших в городе, на ее базе работали шесть кафедр медицинского института - по хирургии, терапии, лор-заболеваниям, гинекологии и др. Эти кафедры поначалу возглавляли профессора Ленинградского мединститута, которые переехали в Молдову в составе этого института после войны. Так что школа была сильная, имена многих специалистов были достаточно широко известны не только в нашей республике, но и во всем Советском Союзе. Так, очень славилась кафедра терапии, которую возглавлял профессор Старостенко, кафедра лор-заболеваний, на ней проходили усовершенствование врачи. Кстати, нашему лор-отделению, которое обслуживало и взрослых, и детей долгие годы в городе не было равных. В период, если так можно выразиться, «расцвета» больницы в ней было 350 коек. Но … в 2010 году у нас не стало хирургического отделения и кафедры хирургии, а незадолго до этого – нас покинула кафедра терапии и лор-отделение вместе с кафедрой. Так что на сегодняшний день коек в нашей больнице всего 100, - рассказала в одном из интервью директор Городской клинической больницы №4 Норок Диана Дмитриевна.

больн1.jpg

больн7.jpg

В настоящее время в больнице работает всего три отделения: два из них - гериатрические, рассчитаны они на 70 пациентов, и одно отделение по паллиативному уходу – на 30 пациентов. Там сухо и тепло, там заботятся о больных и сопереживают родственникам. Но в сравнении с подобного рода медучреждениями  в других странах, становится очень печально от мысли, что живущим в Молдове все равно, как доживают свои дни старики и тяжелобольные люди. 

Не исключено, что власти не спешат вкладывать средства и восстанавливать старейшую в городе больницу из-за ее крайне удачного расположения и огромной занимаемой площади, на которую давно «точат зубы» застройщики.

больн04.jpg

Новости на Блoкнoт-Молдова
еврейская больницаблаготворительность
1
0