Молдова Пятница, 29 марта
Экономика, 27.07.2021 19:15

Государственно-частные партнерства – основные нарушители закона в области инвестиций

Необходимо ввести более строгие санкции за нарушение законов в области государственных инвестиций.

Об этом заявили эксперты Международного валютного фонда в своем отчете по итогам оценки госуправления в нашей стране. По данным МВФ, ежегодные инвестиции, осуществленные через ГЧП, составляют приблизительно несколько сотен миллионов леев. Большая их часть связана с проектом Кишиневского аэропорта, в который с 2014 г. было инвестировано около 1,5 млрд леев. Как отмечают эксперты фонда, немногие ГЧП в Молдове требуют платежей из бюджета, так как они обычно финансируется за счет тарифов.

Значительные нарушения были выявлены в трех крупнейших проектах Государственно-частного партнерства (ГЧП), как на центральном, так и на местном уровнях. По мнению экспертов, эти нарушения указывают на возможность того, что частный партнер скрывает доходы от тарифов и расхищает госактивы, что приводит к потере доходов бюджета.

Эксперты МВФ привели примеры конкретных нарушений в ГЧП. В частности, они указали на проект Кишиневского аэропорта (планируемые инвестиции – 5 млрд леев). Согласно аудиторскому отчету, частный партнер был выбран путем неконкурентоспособного процесса закупок. Тендер проводился только по приглашению, что исключало участие крупных международных конкурентов, таких, к примеру, как Turkish TAV. Ассоциация российских компаний была отобрана из одного претендента, поскольку другой претендент был дисквалифицирован. Как отмечают эксперты фонда, эта ассоциация взимает дорогие аэропортовые сборы без одобрения тарифообразователя (Управление гражданской авиации) и предоставила другим лицам беспроцентные ссуды на сумму 1,7 млрд леев, что превысило вложенные ею инвестиции. Правоохранительные органы возбудили уголовное дело об отмывании денег. В то же время ассоциация отказалась от инспекций проведенных ею работ, не дав проверить размер и качество ее инвестиций.

Другой проблемный проект ГЧП - проект, который предусматривает концессию и модернизацию автовокзалов и автостанций (планируемые инвестиции – 200 млн леев). Согласно аудиторскому заключению, процесс выбора проекта не был прозрачным, а технико-экономическое обоснование, похоже, подготовило само госпредприятие «Gările și stațiile auto». Агентство публичной собственности просило Финансовую инспекцию проверить нечеткую структуру затрат госпредприятия, но технико-экономическое обоснование было одобрено агентством за 5 дней до завершения финансовой проверки. В рамках тендера была выбрана ассоциация двух компаний. После присуждения контракта одна компания вышла из ассоциации без одобрения Наблюдательного комитета, и инвестирование было отложено.

Еще одним проблемным проектом ГЧП эксперты МВФ назвали проект установки по переработке твердых бытовых отходов в мун. Бельцы (планируемые инвестиции - 464 млн леев). Хотя внешние аудиты еще не проводились, миссия МВФ была проинформирована о нарушениях в выборе проектов, закупки и реализации. Муниципалитет отказал Агентству публичной собственности в участии в отборочном комитете. Утверждается, что была выбрана румынская компания, несмотря на то, что был другой участник торгов, предлагавший более выгодные условия. Высшая судебная палата отменила концессию, но в том же году муниципалитет повторно выбрал ту же компанию для того же проекта. Муниципалитет снова отказал Агентству публичной собственности в участии в отборочном комитете, который так и не предоставил информацию, нарушив закон. В конечном итоге проект был прекращен без каких-либо вложений.

Эксперты МВФ считают, что для предотвращения нарушений в области государственных инвестиций необходимо устранить недостатки в правовой базе ГЧП, сообщает InfoMarket.

Автор: Михаил Генчу

«Блокнот Молдова» предлагает подписаться на наш телеграм-канал https://t.me/bloknotmd - все новости в одном месте.


Новости на Блoкнoт-Молдова
ГЧПинвестицииаудитнарушенияМВФ
0
0