Молдова Четверг, 25 апреля
Общество, 05.07.2021 09:00

Историографические кульбиты бывшей советской Молдавии - рассказывает Вячеслав Содоль

Лишь речку перейти, а какое отличное отношение к нашему общему прошлому!

В Приднестровье, не в пример правобережной Молдове, уделяют достаточно внимания Великой Отечественной войне в школьном курсе истории, заявил кандидат исторических наук, доцент кафедры отечественной истории Института истории и государственного управления Приднестровского госуниверситета Вячеслав Содоль в ходе онлайн-конференции «Отражение исторических событий в школьных учебниках Молдовы и Приднестровья», которую провели Молдавское отделение Изборского клуба и Институт социально-политических исследований и регионального развития. Встречу организовали в память о недавно ушедшем из жизни историке, профессоре Николае Бабилунге, боровшемся за молдавскую самобытность и молдавский язык, и в ознаменование 81-й годовщины воссоединения Бессарабии с Советским Союзом. Информационным партнером конференции выступает "Блокнот Молдова".

Содоль проанализировал, как представлены в учебниках Молдовы и Приднестровья Великая Отечественная война и Вторая мировая война, и напомнил, что РМ и непризнанная ПМР избрали диаметрально противоположные векторы развития, точно так же различается у них и преподавание школьных курсов истории.

- В Приднестровье с момента возникновения республики в 1990 году система образования продолжала оставаться в русле общесоюзной, а после распада СССР стала ориентироваться на  образовательные стандарты России. В качестве регионального компонента в ПМР преподается история Приднестровья. В приднестровском учебнике «История родного края» для 8-9-х классов события Великой Отечественной войны применительно к региону освещаются в специальной главе. Четыре параграфа рассказывают о начальном этапе войны до установления оккупационного режима, о самой оккупации – румынизации местного населения, разграблении края и т.д., борьбе в тылу врага,  освобождении края и начале послевоенного восстановления, - отметил Содоль.

По его словам, учебник хорошо проиллюстрирован фотографиями и картами.

- На фото – советские пограничники, принявшие на себя удар гитлеровцев, два фашистских лидера Гитлер и Антонеску, пожимающие друг другу руки, моменты нового оккупационного порядка – отправке евреев  в концлагерь, расстрел гитлеровцами мирных жителей, портреты активистов антифашистского подполья и героев Советского Союза – уроженцев края. Карты показывают границы и административное деление губернаторства Транснистрия, созданного оккупантами, места массовых убийств населения, расположение трудовых, транзитных, политических лагерей и еврейских гетто, местонахождение подпольных организаций, партизанских соединений, в том числе боевой путь  партизанского отряда «Советская Молдавия». В учебнике для 11-го класса изучение войны дается в трех параграфах. Авторы акцентируют внимание, в частности, на том, что в крае мобилизационные мероприятия Красной армии были выполнены в полном объеме, что здесь создавались истребительные батальоны, которые участвовали в отражении немецко-румынской агрессии на территории всей Молдавии. В приднестровских учебниках для 8-9-го и 11-го класса патриотическое воспитание достигается в числе прочего путем демонстрации подвигов и талантов соотечественников. Здесь приводятся примеры и из общего российского исторического контекста – приднестровские школьники знают подвиги Ивана Сусанина, Дениса Давыдова, Александра Матросова, Петра Нестерова. Вместе с тем, изучая подвиги российских исторические деятелей, они из урока в урок знакомятся с выдающимися личностями – уроженцами края, Героями Советского Союза Бочковским, Жарчинским, Солтысом и многими другими, чья жизнь стала примером служения Отечеству.  В сознании приднестровских школьников формируется целостная картина событий Великой Отечественной войны, которые происходили на территории их малой родины, и эта картина вписывается в общий контекст борьбы советского народа с фашизмом и румынским национализмом в 1941 – 1945 годах, - рассказал Содоль.

Он констатировал совершенно иной подход к преподаванию истории войны в образовательной системе Молдовы, где более 20 лет не преподается история молдавского народа и молдавской государственности.

- Сейчас старшеклассники Молдовы обучаются по так называемому интегрированному курсу истории, который представляет собой грубо сшитый вариант истории румын и всеобщей истории.  В нескольких учебниках события Второй мировой и Великой Отечественной войны излагаются в одном, а в лучшем случае в двух параграфах. Составители учебников – Анатол Петренку, коллектив авторов под руководством Игоря Шарова (кстати, экс-министра образования РМ), тщательно вымарывают термин Великая Отечественная война, заменяя его словосочетаниями «советско-германская война» или «советско-нацистская война». Тем самым учеников намеренно отстраняют от сопереживания к событиям 1941 – 1944 гг., происходившим на их родной земле. Напротив, у подрастающего поколения создается уверенность, что война велась за чуждые молдаванам интересы. Этот эффект усиливается еще и тем, что в учебниках отсутствует статистическая информация, например, о количестве солдат, призванных в Красную армию и  служивших в румынских войсках, – подчеркнул историк.

По его словам, события лета 1941 года авторы молдавских учебников называют «освобождением Бессарабии и северной Буковины».

- Рассказывается о битве на Прутском рубеже, при этом особенно смакуются данные потерь Красной армии. Дается весьма наивное обоснование восточной кампании румынских войск, которые перешли Днестр и участвовали в наступательных операциях гитлеровцев в 1942 – 1943 годах, дойдя до Волги и Дона. По словам авторов, хотя у румын и не было обязательств участвовать в войне за «восстановленными национальными границами» (по Днестру), военные операции надо было продолжать до окончательной победы. Говорится в учебниках и о западной кампании – о выходе Румынии из войны на стороне Германии и переходе на сторону антигитлеровской коалиции. Молдавские учебники снабжены иллюстрациями, но карты содержат минимум информации. Например, на карте военных операций в Европе против Германии и ее союзников 1942 – 1945 годов, помимо линий фронтов, указаны стрелками направления ударов противников германских войск: в первую очередь – со стороны Румынии, во вторую – союзников, в третью – советских войск. Примечательно, что стрелки ударов не имеют никаких дат – создается ложное впечатление, что сопротивление германским захватчиками в Европе носило перманентный характер и что румыны были впереди планеты всей в борьбе с германским нацизмом. На правом берегу Днестра из исторического сознания молодых граждан Молдовы последовательно вытравливается память о Великой Отечественной войне, для этого используются различные нечистоплотные технологии, направленные на искажение истории, замалчиваются факты, фальсифицируется ряд сведений, дается тенденциозная оценка событий и т.д. Учебники были допущены Минобразования Молдовы, то есть такая трактовка событий – часть государственной политики и государственной идеологии, – заключил Вячеслав Содоль.

Подготовил Михаил Генчу

«Блокнот Молдова» предлагает подписаться на наш телеграм-канал https://t.me/bloknotmd - все новости в одном месте.

Новости на Блoкнoт-Молдова
Вячеслав Содольучебники
0
0