Календарь: 27 марта - родился великий поэт, автор гимна Молдовы
Читайте также:
- Календарь: 14 марта - господарь Арон Водэ начал осаду крепостей Тигина и Килия (14.03.2018 09:00)
- Календарь: 9 марта - родился лучший актер молдавского кино Михай Волонтир (09.03.2024 10:30)
- Календарь: 27 февраля - родился господарь-реформатор Константин Маврокордат (27.02.2018 09:00)
27 марта 1888 года в бессарабском селе Кайнары (ныне Каушанский район Молдовы) в семье деревенского священника Михаила и его жены Надежды появился на свет выдающийся молдавский поэт, или, как его еще называли, поэт-священник Алексей Матвеевич (литературный псевдоним Матеевич).
Вскоре после рождения Алексея его отец получил новое назначение, и семья переехала в село Заим. Здесь будущий поэт учился в начальной школе, а в 1897 году родители отдали его в Кишиневское духовное училище. Он закончил его в 1902 году с отличием. После училища в 1902-1910 годах юноша учился в Кишиневской духовной семинарии.
На годы учебы в семинарии приходятся первые печатные произведения Алексея Матеевича. В 1906 г. в газете «Басарабия» («Бессарабия») под псевдонимом «А. Михаилеску» вышла на молдавском языке его статья «Проблема священников». Там же он опубликовал очерк из бессарабской жизни «Осень», статьи «Что нам нужно?» и «Борьба молдаван за свои права». Национальные права и развитие молдаван Матеевич видел в рамках многонационального Российского государства. В 1907 г. в той же газете было напечатано его первое стихотворение «Дорул» («Желание») за подписью «Ал.М.».
В 1910 году Матеевич продолжил свое образование в Киево-Могилянской духовной академии, основанной еще в XVII веке великим земляком поэта Петром Мовилэ. Знание множества языков (русского, церковнославянского, греческого, латинского, немецкого, французского, английского и древнееврейского) и писательский дар предопределили его становление как блистательного литератора-переводчика. В годы учебы в академии и позднее он перевел на молдавский язык многие произведения классической и современной ему русской литературы – Пушкина, Лермонтова, Никитина, Хомякова, Надсона, А.К.Толстого и других.
В 1914 г., уже заканчивая Киевскую духовную академию, Матеевич защитил кандидатскую диссертацию по теме «Религиозно-философское миросозерцание Фехнера». Этот год ознаменовался для молдавского поэта и женитьбой на дочери священника польского происхождения из Киевской губернии Феодосии Борисовне Новицкой. После окончания академии Матеевич вернулся в Кишинев и стал преподавателем греческого языка в Кишиневской семинарии.
В 1915 г. поэт, уже будучи автором множества научных работ по истории, этнографии Молдовы и религиозно-христианской философии, стал членом Бессарабского церковного историко-археологического общества. В этот период Матеевич пишет работы «Молдавские празднования от пасхи до пятидесятницы» и «Великие и малые праздники у молдаван», которые поставили его в ряд выдающихся этнографов того времени.
Огромное влияние на духовное и научное становление Матеевича оказали творчество и философия Льва Николаевича Толстого. Это тем более удивительно, что Толстой был в последние годы жизни отлучен от церкви. Молдавский мыслитель одновременно и поклонялся русскому гению, и критиковал его. Хорошо известна печатная работа Матеевича «Мысли Л. Н. Толстого о религии и их оценка».
С лета 1914 года в Европе бушевала Первая мировая война, и в сентябре 1915 года Матеевич был мобилизован в качестве военного священника в русскую армию и отправлен на Галицийский фронт. В конце следующего, 1916 года, поэта-священника перевели на только что открытый Румынский фронт. Здесь по прошествии некоторого времени Матеевич был награжден орденом Св. Анны 3-й степени, который вручался военнослужащим за лично проявленную храбрость и героизм.
К Февральской революции 1917 года Матеевич отнесся очень противоречиво, с тревогой и нехорошими предчувствиями. С одной стороны, он приветствовал бескровное падение самодержавия. С другой – опасался, что радикальные национальные движения приведут к распаду Российского государства на независимые и враждующие республики, называя подобные действия «благоглупости». В первой половине 1917 года он пишет проникнутое болью стихотворение «Вижу распад».
17 июня 1917 года Алексеем Матеевичем было написано, а на следующий день прочитано при открытии курсов молдавских учителей в Кишиневе знаменитое стихотворение «Лимба ноастрэ» («Наш язык»). В период независимости Молдовы эта ода молдавскому языку стала ее национальным гимном.
Вскоре Матеевич, верный своему долгу военного священника, возвратился на фронт. Там он заразился сыпным тифом. Поэта привезли в Кишинев и госпитализировали в 1-ю городскую больницу, где он скончался 24 августа 1917 года. Ему было всего 29 лет.
Алексей Матеевич был похоронен на Центральном (Армянском) кладбище в Кишиневе. В 1934 году на его могиле был воздвигнут памятник, созданный его другом юности, известным молдавским скульптором Александром Плэмэдялэ. Именем поэта названа одна из самых красивых улиц старого Кишинева (бывшая Садовая), на здании бывшей духовной семинарии установлена мемориальная доска, а в 1990 году в Аллее Классиков установили бюст Матеевича.
Несмотря на четко выраженные идеологические позиции Матеевича в отношении молдавского языка и молдавской государственности, сторонники унионизма и румынизма в начале 1990-х годов использовали его имя в своих целях, ввергая собственный народ в то, что великий поэт называл «благоглупости».
Памятник Матеевичу на Аллее классиков
Памятник на могиле Матеевича