Молдова Суббота, 20 апреля

Кишиневский центральный автовокзал ежедневно отправлял 732 рейса по стране и за ее пределы

Междугородное автобусное сообщение в Кишиневе ведет свою историю с далекого 1909 года.

Центральный автовокзал (Gara Auto Centralǎ) – в настоящее время один из трех автовокзалов столицы Республики Молдова. Он расположен в самом центре Кишинева по адресу улица Митрополит Варлаам, 58 и обслуживает как пассажирские перевозки внутри страны (преимущественно пригородные), так и некоторые зарубежные направления.

вокзал1.jpg

Немного истории

Первая попытка организовать в Кишиневе пригородное автобусное сообщение была предпринята еще до революции – в 1909 году. Ее предпринял крупный бессарабский землевладелец, коммерсант и предприниматель Михаил Федорович Суручан, построивший гараж в Кишиневе. Перевозки осуществлялись на переоборудованных грузовых автомобилях марки «Уайт». Скорость их была несоизмеримо большей, чем у гужевого транспорта.

Как писал журнал «Спорт и наука», автобусы, которых в Суручана было всего два, «шестнадцать верст по ровному и хорошему шоссе пробегали очень быстро». Проезд на них стоил 25 копеек с человека, в то время как извозчики брали за то же расстояние 50 копеек. Это привело к борьбе с извозчиками за сферы влияния.

Движение междугородных автобусов было запущено в Бессарабии в 1926 году, когда она находилась в составе Румынии. Тогда функционировали два основных маршрута: Кишинев – Оргеев и Кишинёв – Хынчешть. В начале 1930-х годов была запущена еще одна автобусная линия: Кишинев – Страшены – Калараш.

Основное развитие междугородные автобусные перевозки получили уже после Великой Отечественной войны.

Центральный автовокзал

До постройки Центрального автовокзала в Кишиневе было несколько небольших автостанций, откуда отправлялись автобусы по пригородным маршрутам. Но ещё раньше, в конце 60-х – начале 70-х был старый автовокзал на Сталинградской – Бендерской.

автовокзал4.jpg

Современный по тем временам автовокзал Кишинева был построен в 1974 году по проекту архитектора Ивана Андреевича Загорецкого. Он был рассчитан на 800 человек. На первом этаже здания автовокзала находились зал ожидания, кассы по продаже билетов, камеры хранения, различные киоски, справочное бюро автовокзала, парикмахерская, а также административные помещения. На втором этаже располагались учреждения общепита.

зал ожидания.jpg

К 1982 году пассажиропоток кишиневского Центрального автовокзала достиг 9,5 миллионов пассажиров в год. Каждый день с него осуществлялось 732 рейса в города, районные центры и села МССР, а также в 40 городов соседней Украины. Функционировал и один международный маршрут – Кишинев – Бухарест.

Чтобы разгрузить Центральный автовокзал в 1982 году была открыта автостанция «Южная» (ныне Южный автовокзал), на который были переведены рейсы в населенные пункты юга Молдавии и в некоторые города Украины (Вилково, Рени, Измаил и другие). Частично это помогло на тот момент решить проблему перегруженности Центрального автовокзала города, который уже тогда с трудом справлялся с нагрузкой.

автовокзал3.jpg

К концу 1990-х годов Центральный автовокзал, построенный для обслуживания преимущественно пригородных маршрутов, перестал справляться с нагрузкой. Стоянок для многочисленных междугородных и международных автобусов перестало хватать. Автобусы вынуждены были много времени простаивать в пробках у здания автовокзала, ожидая, когда впереди идущий транспорт позволит им подъехать к стоянке. Техническое состояние автовокзала было далеко от нормы. В 2005 году большая часть междугородных и международных маршрутов была переведена на новый кишинёвский автовокзал «Северный».

В 2008 году в прессе появились сообщения, что Центральный автовокзал Кишинева планируется расширить за счет Центрального рынка, а сам рынок будет переведен на площадку рядом с Северным автовокзалом. Однако этот проект таки не был осуществлен. До сих пор Центральный рынок Кишинева находится на старом месте, а прямо на площади перед автовокзалом идет торговля одеждой и другими промышленными товарами.

автовокзал -конец 80-х.jpg

Центральный автовокзал в настоящее время больше напоминает филиал рынка – к его фасаду уже пристроены многочисленные ларьки-магазинчики. На месте пригородных касс также построены магазинчики, а под продажу билетов выделено всего несколько окошек. Проехать в будний день мимо автовокзала по улицам Митрополит Варлаам, Бендерская и Армянская обычно бывает очень затруднительно – сплошная пробка.

Однако граждане в большинстве своем не приветствуют идею переноса автовокзала и Центрального рынка на окраины столицы – здесь все рядом и любой сельский житель, приехав в Кишинев, может легко сориентироваться на местности.

Подготовила Галина Малышева

«Блокнот Молдова» предлагает подписаться на наш телеграм-канал https://t.me/bloknotmd - все новости в одном месте.


Новости на Блoкнoт-Молдова
автовокзалистория
1
0