Молдова Пятница, 19 апреля
Культура, 18.11.2021 13:18

«Денег нет, но вы держитесь» - выживающие театры, разрушенные памятники и мероприятия в онлайн-формате. Итоги культуры 2021 года

«Блокнот Молдова» начинает по уже сложившейся традиции подводить итоги уходящего 2021 года. 

Наш первый обзор - культура в 2021 году. Это был очень непростой период для страны – пандемия коронавируса прочно вошла в нашу жизнь, кардинально изменив ее и заставив пересмотреть приоритеты. Чрезвычайное положение, ковид-ограничения, социальная дистанция, самоизоляция, масочный режим, похоже, надолго стали элементами нашей реальности.

Особенно пострадала от коронавируса сфера культуры. Лимит по заполняемости помещений, запрет на массовое скопление людей, из-за чего театры, концертные залы, музеи, выставочные залы то закрывались, то работали, но с определенными ограничениями, - все это самым негативным образом сказалось на доходах учреждений культуры и людей, к ней причастных, и так находящихся в режиме выживания.

Итак, что же происходило в сфере культуры в 2021 году.

Молдова продолжает уничтожать свое культурное и историческое наследие

Нынешний 2021 год начался с невосполнимой потери для Кишинева – он лишился одной из своих достопримечательностей. В январе варварски, при помощи кувалды, была «демонтирована» знаменитая мозаика работы Михаила Бури «Рождение Кишинева» на площади Негруцци. Еще до сноса основного строения, мозаику сбили с торцевой стены, где она десятилетиями радовала газ горожан и гостей столицы. Владелец объекта обещал переместить мозаику на любое другое, по желанию горожан, здание. Но кто еще верит подобным обещаниям? Испортят панно, а потом скажут, что восстановления не подлежит, мол, извините?
Хотелось бы посмотреть экспертизу, давшую приговор мозаике, - написал в соцсетях архитектор Михаил Орлов. По его словам, даже если допустить, что экспертиза права и здание это – аварийное, тем не менее, аварийными были, например, Парфенон, Колизей, Кэушанская церковь и практически все не прошедшие реставрацию исторические здания Кишинева.
MyCollages.jpg

– Какой простор для деятельности, сколько офисов и торговых центров можно еще построить. Кому нужны эти «колизеи»?! Да наша мозаика не Колизей, да, она не внесена в реестр памятников, как сообщил нам Ион Штефаницэ. Но он не сообщил, почему произведение такого уровня не было внесено в список охраняемых объектов. Молчат и члены Национального совета по охране памятников. А зря - совсем скоро они могут остаться без работы, так как охранять будет нечего. Все убаюканы тем, что мозаику перенесут. Вот возьмут и просто перенесут. Спросите настоящего специалиста монументального искусства Валериу Жабинского, каково это, переносить мозаику, возможно ли это сделать без потерь? Именно Жабинский занимался спасением мозаики на фасаде Дворца культуры профсоюзов. А ведь мозаика та еще не установлена, - написал  Орлов.
По уверению архитектора, демонтировать и смонтировать мозаику заново - это колоссальный труд, причем нет 100-процентной уверенности в том, что удастся снять мозаику монтажными модулями, тогда потери неизбежны, что повлечет за собой замену смальты, то есть утрату аутентичности. Он рассказал, что послал фото мозаики своим коллегам в Петербург, и ему ответили, что стоимость только выкладки такой мозаики будет начинаться с 1000 евро за 1 квадратный метр.

А еще в Кишиневе продолжают разрушаться исторические надписи. Они были нанесены на стены дома, ныне памятника архитектуры, после освобождения края от немецко-румынских фашистских захватчиков. Фразы, написанные на доме, стоящем близ пересечения улиц А. Матеевич и М. Чеботарь, призывают к восстановлению разрушенного войной Кишинева.

Тогда, после августа 1944 года, в республике, как и везде на освобожденных территориях, закипела работа. Молдову поднимали из руин. Ослабшие, полуголодные, нищие местные жители и соотечественники из братских республик сделали невозможное – за считанные годы Молдова стала для Запада витриной СССР.

MyCollages-1.jpg

Мы живем сейчас пусть и не слишком хорошо, но заметно лучше предков в далеком 44-м году. И при этом совершенно не нацелены на восстановление страны из руин, в которые ее ввергли передел собственности и общая деградация населения. Любую память о подвиге наших предшественников стремятся уничтожить – вплоть до последней надписи вкупе с памятниками архитектуры: все низводится в ничто в угоду золотому тельцу.

В этом году в Кишиневе развернулись настоящие баталии вокруг плана строительства высотного комплекса в охранной зоне между цирком и церковью св. Константина и Елены. Комплекс, в который войдут 21-этажный бизнес-центр и четыре многоэтажных жилых дома, многие назвали «монстром», а некоторые — «фараоновым сооружением». Что любопытно, председатель Нацсовета по историческим памятникам, он же председатель Союза архитекторов Молдовы Юрий Повар оказался среди сторонников данного проекта. Свою позицию он обосновал тем, что «Цирк в рамках Управления культурного наследия Министерства образования, культуры и исследований обозначен как объект, построенный в коммунистический период, и не может быть признан архитектурным объектом, соответственно, здесь не может быть применено ни национальное законодательство, ни международное авторское право и смежные права».

Цирк.jpg

Однако ряд общественных организаций опровергли это заявление, напомнив, что здание цирка было включено в список охраняемых государством объектов постановлением Национального совета по историческим памятникам № 11 от 8 августа 2019 года. Аргументам для включения здания цирка в этот реестр было значение с точки зрения искусства его фасада, внутреннего оформления и здания, как такового. В охраняемую зону была включена и прилегающая территория в радиусе 100 метров, как и предписывает закон.

Что касается позиции Юрия Повара по проекту возведения на территории, относящейся сразу к трем охраняемым государством зонам, цирка, храма св. Константина и Елены и скифского кургана, прозванного в народе «Турецким холмом», то эти факты требуют совершенно иной процедуры рассмотрения.

ресторан.jpg

В этом году ушла в небытие еще одна легенда Кишинева - знаменитый ресторан Sănătate был снесен новым владельцем, чтобы освободить площадку под строительство торгового центра. Это место хорошо помнят многие кишиневцы – в советское время здесь проводились свадьбы, банкеты, многочисленные молодежные мероприятия. Остается сожалеть об утерянном прошлом и не только...

Под угрозой окончательного разрушения знаменитый дом Херца- Клигмана, в котором когда-то располагался художественный музей.

дом Херца.jpg

- Конец музею. Возле здания Национального художественного музея продолжится разрушительное для него строительство. Вместо гостиницы там будет офисное здание. Решение о завершении строительства приняла Национальная комиссия по охране (номинальной) памятников при Минпросвещения. Работы по расширению подземной парковки станут приговором для исторического здания Херца - одного из самых красивых в Кишиневе. Нынешний состав Комиссии даёт право ее переименовать в Комиссию по разрушению, - пишет в своем тг-канале «Ивановна» журналист Елена Левицкая-Пахомова.

До сих пор не решена судьба здания филармонии, сгоревшего в 2020 году. Пока неясно, будет ли она отреставрирована или перестроена. Спустя год после пожара, уничтожившего Национальную филармонию им. Сергея Лункевича, восстановительные работы не зарегистрировали значительного прогресса. Напомним, что здание филармонии за столько лет так и не было включено в список объектов, охраняемых государством.

филармония.jpg

Народный артист СССР, легендарный солист молдавской оперы Михаил Мунтян уверен, что при его жизни Национальную филармонию не восстановят.

- Я думал, что после этой трагедии для нашей культуры, сразу же начнут что-то предпринимать – или в этом каркасе здания что-то придумать или найти какое-либо другое решение. Вы же знаете, что здание Музея истории и археологии было воссоздано с нуля, это реплика предыдущего здания, которое там находилось. Все проекты сохранились, и по ним построили новый объект, - заявил Мунтян в эфире телепередачи.

Подобные потери можно перечислять бесконечно. Видимо, поэтому такими незаметными выглядят успехи наших архитекторов. А они тоже есть. В частности, молдавский проект ARTCOR номинирован на премию ЕС в области архитектуры – Mies van der Rohe Award. В списке номинантов архитектурной премии Mies van der Rohe 449 проектов из 279 городов в 41 стране. Молдова попала сюда впервые. Автор проекта – архитектор Максим Калужак. ARTCOR – креативный хаб, объединяющий людей, чьи идеи и действия меняют окружающий мир. Лауреатов премии объявят в 2022 году.

premiya.jpg

В сквере на Рышкановке появилась новая достопримечательность – памятник Гугуцэ, персонажу сказок Спиридона Вангели. Создатель сказочного персонажа, узнал об открытии памятника Гугуцэ от журналистов и очень обрадовался.

- Я увидел его всего пять минут назад. Даже не знал, что будет памятник Гугуцэ. Красивый, похоже, что Гугуцэ запечатлели в момент, когда он раздумывает, чего бы ещё сделать, - заметил писатель Спиридон Вангели.
Gugutse2.jpg

Автор памятника – скульптор Вячеслав Жиглицкий. Похоже, что скульптор работал над ним с удовольствием, видимо поэтому мальчик получился таким озорным. Бронзовая фигура высотой около метра привлекает поклонников мальчугана из любимых сказок. Прохожие, встретив на своём пути Гугуцэ, тут же начинают улыбаться. Для многих Гугуцэ – один из главных героев детства, и они с удовольствием приводят в недавно построенный сквер своих детей и внуков.

- Я выросла на «Шапке Гугуцэ». Я так растрогалась, что у нас появился такой памятник. Сразу нахлынули воспоминания из детства, - рассказала жительница столицы.

В самом центре Кишинева появилась еще одна работа известного скульптора и почетного жителя Кишинева Вячеслава Жиглицкого – скульптура Вероники Микле, источника вдохновения и вечной любви поэта Михая Эминеску.
Вероника Микле.jpg

- Мы рады, что в недавно обновлённом сквере ожила легенда о прогулках двух влюбленных, о совместных мечтах на скамейке под липой. Мне хочется, чтобы горожане и гости столицы с удовольствием посещали это место, – отметил на открытии памятника генпримар столицы Ион Чебан. 

Пандемия внесла корректировки в работу культурных учреждений 

Но она, эта самая культурная жизнь, все же не прекратилась, несмотря на локдауны и ограничения. Все, кто смог, ушли в онлайн – в этом формате проходили концерты, праздники, фестивали, театральные спектакли и даже экскурсии. В Молдове одним из первых таких проектов стали виртуальные экскурсии по пушкинским местам, организованные Российским центром науки и культуры (РЦНК) в лице Пушкинской аудитории.

– Мы совершим путешествие по следам пребывания А.С. Пушкина в «стране сей отделенной». Напомним, что в прошлом году мы познакомились с пушкинскими местами России и зарубежья, узнали, где жил и работал А.С. Пушкин, что связывало его с этими краями, где в наши дни действуют пушкинские музеи, и какие памятники там установлены. О Молдавии, которую Пушкин назвал «священной для души поэта», мы расскажем более подробно и посетим места, связанные с жизнью и творчеством великого русского поэта. За основу наших экскурсий возьмем маршрут, предложенный известным молдавским пушкинистом Борисом Трубецким в его книге «Пушкин в Молдавии». Наше знакомство с пушкинскими местами начнем с главного - посетим Дом-музей А.С. Пушкина в Кишиневе. Он находится в старой, нижней, части города на улице Антон Панн, 19 (бывшей Антоновской, при Пушкине - Антоньевой). Время чудом сохранило для нас эту бесценную реликвию – бывший заезжий дом члена областной квартирной комиссии русского купца И.Н. Наумова – первое место жительства Пушкина в Кишиневе, - рассказывает руководитель Пушкинской аудитории РЦНК Ольга Батаева.

пушкин.jpg

Научная библиотека (Институт) Андрей Лупан после долгой пандемийной паузы порадовала любителей прекрасного – новый выставочный сезон здесь начали с замечательной выставки художников-флористов из городского клуба флористов «Диана». Эта выставка примечательна по многим причинам, во-первых, даже название у неё интригующее – Miscellanea - что в переводе с латыни означает «альманах», «из коллекций». Почему? Да потому что в достаточно большой экспозиции – более шестидесяти работ – выполненных в классической технике «ошибана» и многих др. авторских техниках, отражается тридцатилетний итог работы клуба. А кроме того, это первая постоянно действующая выставка художников-флористов. Часть работ, отмеченная исторической ценностью, будет неизменной, тогда, как другая будет постоянно пополняться и обновляться.

выставка.jpg

Надо отметить, что сейчас, когда люди разобщены из-за карантинных ограничений, рукоделие и декоративное творчество оказались на большом подъёме, поскольку мастер-классы и обучающие занятия можно проводить он-лайн, а эффективность их от этого не страдает. Уже на второй день после развески работ, клуб пополнился новыми учениками, которые в скором времени займут своё достойное место в его рядах.

Одной из самых масштабных и примечательных по концепции художественных выставок, проводимых Научной библиотекой (Институтом) Андрей Лупан, стала выставка признанного мастера книжной графики и живописи, человека, давно ставшего легендой молдавского изобразительного искусства – Аркадия Антосяка. Она приурочена к семидесятипятилетию художника и 585-летию города Кишинёва.

выставка1.jpg

Dum spiro spero (eu și Chișinăul meu) – Пока живу, надеюсь (О городе и о себе). Такое название наиболее полно отражает философско-лирическое направление подборки, представленной на экспозиции. Более восьмидесяти графических работ (большая часть – книжная графика) и около сорока живописных полотен, каждое из которых – посвящение Городу.

В этом году отметил свое 30-летие Народный театр им. Эжена Ионеско – один из самых известных кишиневских театров.

teatr1.jpg

Театр им. Эжена Ионеско (TEI) был основан 11 сентября 1991 года по инициативе группы актеров – недавних выпускников Театрального училища им. Б. Щукина в Москве. Возглавлял ее Петру Вуткэрэу. Эжен Ионеско лично дал согласие на то, чтобы его имя носил театр, и этот шаг очень символичен. Режиссер и актер Петру Вуткэрэу был первым режиссером и художественным руководителем театра, ныне он является его директором. По случаю юбилея театра прошла череда праздничных мероприятий. На его сцене собрались как герои былых времен, стоявшие у истоков театра, так и новые актеры, для которых театр недавно стал «своим».

В 2007-м решением правительства театру им. Эжена Ионеско было передано здание развлекательного центра «Moscova», который с тех пор является его постоянным пристанищем. Сейчас помимо титанов искусства на сцене театра можно увидеть плеяду молодых, но сильных актеров, которые делают свое дело с огромным удовольствием и большой ответственностью. На праздничном мероприятии была представлена премьера документального фильма «Семь персонажей в поисках театра», снятого TeleFilm Chisinau при поддержке Национального центра кинематографии.

Еще один любимый кишиневцами и хорошо известный за пределами Молдовы театр стал номинантом ежегодной Национальной театральной премии «GALA PREMIILOR UNITEM-2021».

театр с улицы Роз.jpg

Речь идет о Государственном молодежном драматическом театре «С улицы Роз» имени Юрия Хармелина, завоевавшем премии сразу в нескольких номинациях:

- в номинации «Лучший спектакль для детей» за спектакль «Мэри Поппинс», режиссёр-постановщик Юлия Евстифеева;

- в номинации «Специальная премия жюри» за спектакль «Василий Тёркин», режиссёр-постановщик Александр Насенков (г. Санкт-Петербург, Россия);

- в номинации «Самый значимый дебют» - Юлия Евстифеева, спектакль «Мэри Поппинс»;

- в номинации «Лучшая хореография» - Александр Петров, спектакль «Мэри Поппинс».

Хочется отдельно отметить успехи молдавских режиссеров.

Так режиссер из Молдовы Ольга Луковникова получила на Берлинале «Золотого медведя» за короткометражный фильм под названием «Дядя Тудор». Короткометражка «Дядя Тудор» посвящена исследованию детской травмы. По мнению жюри, в данной картине присутствует «тонкий кинематографический взгляд».

дядя тудор.jpg

На фестивале Independent Days/Filmfest в Баден-Вюртемберг, Германия Наталья Шауферт представила фильм «Mama Natură» и была удостоена премии Best Female Director (лучшая женщина-режиссер).

rezhisser.jpg

Фильм «Mama Natură» (Мать Природа) показывает различия между поколениями с точки зрения менталитета, ценностей, образа жизни и принципов. В ходе ужина, в котором участвует пара, возвращающаяся домой из США, и родственники одного из партнеров, затрагивая темы, вызывающие дискомфорт для обеих сторон. Фильм оставляет зрителя с улыбкой на лице, но и с определенными вопросами, ответы на которые придется искать самому.

В Молдове государство выступает против собственной культуры

И этому имеются реально подтверждающиеся факты. Еще в начале этого года появилась информация о том, что Министерство образования, культуры и исследований намерено сократить бюджет Академии музыки, театра и изобразительных искусств. В письме, направленном руководством академии в адрес министерства, было отмечено, что на 2021 год запланированы расходы в 44,6 миллиона леев на обучение 674 студентов. Это на 12,9 миллиона леев меньше, чем в 2020 году. Прикрытием этого безобразия стала так называемая новая методология расчета, к которой у ментально полноценных людей, видимо, еще появятся вопросы. В упомянутом письме сказано, что данная методология не может применяться к АМТИИ, так как обучение студентов творческих профессий – музыкантов, вокалистов, художников, модельеров, режиссеров, актеров, танцовщиков балета и т.д. – требует больших затрат, нежели обучение по другим специальностям.

академия искусств.jpg

К чему приведет урезание бюджета АМТИИ? В первую очередь, после того, как бюджет 2021 года для Академии музыки, театра и изобразительных искусств был снижен на 22,5%, последует ухудшение качества преподавания, считают в руководстве вуза.

Как сообщили источники «Блокнот Молдова» в АМТИИ, число учебных часов будут вынуждены снизить, то есть, преподаватели (заслуженные профессоры, народные артисты, прославляющие Молдовы за рубежом) останутся без заработка из-за прихоти Минкультуры, и очень быстро начнут покидать Академию в поисках другой более оплачиваемого заработка. Для нормального функционирования АМТИИ необходимо пополнить бюджет вуза на 9,1 миллиона леев в год. Потому что, помимо расходов на обучение есть еще и коммунальные услуги, поощрительные ежегодные премии лучшим преподавателям, студентам и недидактическим работникам. Хотя, если по-хорошему, то деньги в обучение будущих представителей творческих профессий нужно вкладывать в несколько раз больше, чем вкладывается последние 30 лет.

Не менее пренебрежительно власти относятся и к уже состоявшимся артистам. К примеру, в Молдове имеется всего одна балетно-оперная труппа – артисты Национального театра оперы и балета им. Марии Биешу.

балет обзор.jpg

Но у наших властей нет на нее денег, более того, академический театр – лицо государства, низведен до статуса обычной театральной труппы. Особенно страдают артисты балета, которым необходимо постоянно поддерживать себя в достойной форме, а они вынуждены искать себе дополнительный заработок, чтобы хватало на оплату жилья и коммунальных услуг. В итоге страдает высокое искусство. В настоящее время балетная труппа Национального театра им. Марии Биешу насчитывает около 40 артистов вместо положенных 70 человек.

чиполлино.jpg

И все же, несмотря на это, появляются новые балетные спектакли. Достаточно взглянуть в глаза малышей, пришедших с родителями на балет «Чиполлино», чтобы понять, насколько необходимо им это искусство.

Но, видимо, наши чиновники от культуры посещают совсем другие мероприятия. Поэтому уже совсем скоро от театров останутся только вешалки – актеры увольняются из-за низких зарплат.

Так из столичного кукольного театра «Гугуцэ» ушли сразу четыре артиста. По словам директора театра Габриэлы Лунгу, повысить оклады у администрации возможности нет, поскольку театр и так существенно пострадал во время пандемии.

- Для театра это большая трагедия, потому что половина репертуара теряется, а весь груз перекладывается на других актеров. Сидит на чемоданах и водитель, потому что он уже не выдерживает с той зарплатой, которую получает у нас. Мы играем только по субботам и воскресеньям. Тысяча леев для театра - это капля в море, - рассказывает Габриела Лунгу.

театр.jpg

Однако министр культуры Сергей Продан не проявил особой обеспокоенности по этому поводу, отметив, что театры могут запросить компенсации, которые помогут им покрыть расходы. 

- Я рад, что они подали заявления об увольнении, поскольку если бы мы не приняли этих мер, и они заболели, ситуация была бы намного серьезнее и трагичнее. Мы не должны сравнивать эти вещи, мы не можем ставить их на весы - эти меры предназначены для спасения человеческих жизней, - отметил Продан.

И это при том, что из-за введенных властями Молдовы ковид-ограничения, предусматривающих посещение спектаклей только с предъявлением QR-кодов и с сохранением правила 50% наполняемости зала, посещаемость некоторых театров сократилась в пять раз.
театр1.jpg

- Повторю вслед за Черчиллем: «Если нет культуры, так зачем же тогда мы воюем?» На недавней встрече в Министерстве культуры наш коллега, директор одного из театров, сказал, что посещаемость упала в пять раз! Если исходить из того, что Министерство культуры субсидирует нас на 60% (этого нам хватает на зарплату и на уплату налогов), исходя из того, что в месяц мы платим за отопление 100-140 тыс. леев, а по новым тарифам будем платить гораздо больше, то как мы выживем, я не знаю… Мы должны заработать на гонорар для приглашенных режиссеров, сценографов, композиторов, драматургов, мы должны заработать на декорации, на костюмы, и, конечно, оплачивать коммунальные услуги и авторские права. Один из вариантов, о котором я сказал на заседании Административного совета театра, самый неутешительный: если нам нечем будет отапливать помещения, то придется закрыться. Я надеюсь, что до этого не дойдет, но к такому сценарию надо быть готовым, - заявил директор Государственного русского драматического театра им. А. П. Чехова, народный артист Константин Харет.

И все же, несмотря ни на какие запреты и пандемию, жизнь продолжается, и культуру нельзя изъять из нее ни при каких условиях и обстоятельствах. "Блокнот Молдова" в меру своих сил старается рассказывать о культурных событиях, проходящих в республике, и знакомить читателей с людьми, внесшими свой вклад в ее историю и культуру, в рубриках "Календарь", "Краеведческий музей", "История", "Мы из Молдовы" и других.

Подготовила Галина Малышева

«Блокнот Молдова» предлагает подписаться на наш телеграм-канал https://t.me/bloknotmd - все новости в одном месте.


Новости на Блoкнoт-Молдова
культурапандемияитоги года2021
0
0