Молдова Среда, 24 апреля

Любопытная «перебазировка» знаменитых памятников центрального парка Кишинева происходила из-за бурных событий

В канун двухвекового юбилея столичного парка корреспондент «Блокнота Молдовы» проследил хронологию развития главного места отдыха горожан.

Согласно документам национального архива Молдовы, идею создать в Кишиневе публичный сад высказал лично российский император Александр I во время посещения им в 1818 году столицы Бессарабии. Тогдашний генерал-губернатор Бессарабии Алексей Николаевич Бахметьев распорядился отвести для данных городских нужд пустырь площадью 7 гектаров. Развитию этого места отдыха горожан постоянно уделялось пристальное внимание.

На выборе деревьев для парка сказалась любовь населения к акации

Планировка сада была строго симметричной, лучевой, с ярко выраженным центром, типичной для городских садов России того времени. Разбивкой территории и посадкой деревьев сначала занимался наряд из 10 арестантов, позже стали нанимать рабочих. Парк закладывали, стремясь сохранить существующие лесные деревья. Главный садовник заказал саженцы клёна, ясеня, черешни и вишни, сливы, яблони и груши. Однако ассортимент пород был вскоре пересмотрен. Акация стала составлять главную породу в парке.

Весной 1826 года из Оргеевского цинута (старинное название девяти духовных округов в Бессарабии, состоявших под управлением протопопов) привезли 8 тысяч лесных и более 2 тысяч фруктовых деревьев. Ими и были оформлены аллеи, причем каждая - строго определённым видом. К 1835 году сад приобрел законченный вид и настолько окреп, что из него можно было брать деревья для озеленения других объектов Кишинёва. Уже в 20-е годы XIX века сад украсили и цветы: роза центифольная, лилия, мак, пионы, левкои, здесь соорудили оранжерею и теплицы. Парк стал центром цветоводства - при нем создалось общество любителей цветов и школа по разведению фруктовых шпалерных деревьев и декоративных кустарников.

11.jpg

Городской парк, начало XIX века

2.jpg

Фонтаны - главная гордость городского сада

Ограда Бернардацци пережила ураган и две войны

В 37-41-х годах XIX века публичный сад с трех сторон огородили деревянным забором. Через четверть века губернатор Михаил Львович Фантон де Верайон распорядился, чтобы думская строительная и дорожная комиссия разработала проект каменного забора. Однако Городовой архитектор Александр Осипович Бернардацци порекомендовал отлить чугунную ограду. И даже представил расчеты, согласно которым изящная ограда обойдется городской казне всего лишь на 1850 рублей дороже каменной, зато станет украшением сада.

Губернатор согласился с мнением известного архитектора и заказал Одесскому механическому заводу Фалка ограду стоимостью 7 тысяч рублей. В 1863 году заказ был выполнен и привезен в Кишинев. Ограждение состояло из 461 элемента и весило почти 55 тонн. После ураганов 1865 и 1885 годов в ограде заменили лишь некоторые звенья, в общем же она оказалась не только удивительно красивым обрамлением парка, но и такой же прочной.

О заботе городских чиновников за состоянием сада свидетельствует и документ того времени, в котором во время установки чугунной ограды смотритель парка написал в Думу письмо и поставил руководство города в известность, что по саду бродит частный скот, уничтожая зеленые насаждения. В жалобе он просил градоначальство барабанным боем собрать горожан и официально объявить, что любая скотина, пойманная в периметре сада, будет арестована и использована в пищу или продана с аукциона. На просьбу немедленно отреагировали.

В 1862 году Дума попросила губернатора предоставить разрешение хозяину Кишиневского театра соорудить в Публичном саду летнюю театральную сцену, а театральному импресарио Алексею Соболеву и местному меценату Борису Дорфману построить помещение для танцев, карточных игр и шашек. В архиве муниципального совета хранится заявление богатого горожанина Моисея Генбера, в котором он написал: «Исходя из того, что в Кишиневе отсутствуют развлечения для среднего класса и неимущего населения, я намерен взять на себя организацию развлекательных вечеров, для чего намерен построить эстраду, с которой будут выступать различные чтецы, куплетисты, иллюзионисты, певцы и другие артисты, будет играть оркестр».

В дальнейшем в парке появились различные будки и павильоны для продажи кваса, вина, сладостей; здесь же было выделено место для изготовления прохладительной зельтерской воды. Затем на углу нынешней улицы Бэнулеску-Бодони и главного проспекта на небольшом холме в саду была сооружена деревянная башня для первой в Кишиневе фотографии. Единственным капитальным сооружением, появившимся у кромки Сада, стало здание первого в столице театра (сейчас на этом месте - кинотеатр "Патрия").

7.jpg

Эскиз городской ограды, автор Александр Бернардацци

4.jpg

Летняя эстрада для горожан

На установку памятника Пушкину собирали всем городом

В центральном парке столицы находится большое количество памятников и бюстов, но самый старый из них - памятник Александру Сергеевичу Пушкину, ему более ста лет. 

В 1880 году преподаватели Кишиневской гимназии хотели заказать для актового зала бюст Александра Сергеевича Пушкина, но из-за отсутствия достаточных средств (1000 рублей) отказались от своего замысла. Тогда решено было начать сбор частных пожертвований на сооружение памятника в Кишиневе. Для сбора средств была образована специальная комиссия, член которой, председатель общества любителей драматического искусства в Кишиневе Александр Яковлевич Лазарев, установил связи с академиком Александром Михайловичем Опекушиным, автором памятника Пушкину в Москве. Бюст был заказан того же размера, что и московский памятник и стоил он 2000 рублей. В марте 1881 года он был доставлен в Кишинев. Однако в связи с тем, что министерство внутренних дел вело длительную переписку по вопросу об утверждении надписей на памятнике, он был открыт только спустя четыре года.

Гипсовый макет, с которого был отлит бронзовый бюст, Александр Опекушин подарил в знак признательности Карлу Шмидту. Долгие годы скульптура находилась в частном доме градоначальника. Уже после смерти Карла Шмидта его дети, решив уехать за границу, попросили экономку беречь бесценную реликвию, обещая вернуться за ней. 40 лет ждала женщина их возвращения. Не дождалась, умерла. К счастью, она дружила с народной артисткой СССР, исполнительницей фольклорных песен Тамарой Чебан, которая после смерти подруги позвонила в музей и рассказала о бюсте Пушкина. 

Каково же было удивление сотрудников, когда они увидели в старом чулане хорошо знакомую всем кишиневцам скульптуру, но выполненную в глине. Почти через 100 лет после открытия памятника он занял свое почетное место там, где ему и предназначено быть - в Доме-музее поэта. Словно сам Пушкин вернулся на Антоновскую улицу в дом, ставший ему первым пристанищем в Кишиневе.

В 1954 году памятник был перенесен на новое место в городском парке – на 50 метров вправо от прежнего нахождения перед Аллеей классиков молдавской литературы. Именно этот памятник дал название самому публичному саду – парк имени Пушкина.

6.jpg

Памятник Пушкину в центральном парке Кишинева

Памятник Александру II исчез вместе с российской Бессарабией

Немногим известно, что Алексей Опекушин почти одновременно делал для Бессарабии два памятника своим тезкам – Александру Сергеевичу Пушкину и императору Александру II. Оба заказа петербургский скульптор выполнил, и стояли памятники недалеко друг от друга. Но судьбы бронзовых поэта и царя сложились по-разному.

9 марта 1881 года на заседании Кишиневской городской думы гласный Федор Дмитриев предложил отправить депутацию в Санкт-Петербург, поклониться праху государя и преподнести адрес вступившему на престол наследнику. Для поездки были выбраны городской голова Карл Шмидт, действительный статский советник Иван Кристи, мировой судья Христофор Киров и купец 1-й гильдии Абрам Дынин. Из городских средств им выделили на поездку тысячу рублей. Находясь в Санкт-Петербурге, Кристи и Шмидт посетили мастерскую Алексея Опекушина, чтобы узнать о бюсте Пушкина и сделать заказ на памятник Александру II. Карл Шмидт попросил скульптора рассчитать стоимость памятника или более экономного барельефа. Опекушин, тронутый вниманием, изъявил готовность сотрудничать.

Памятник императору Александру II в Кишиневе соорудили городом в увековечение времени пребывания в столице государя в последнюю войну (с 11 до 20 апреля 1877 года). Он составлял одно из лучших украшений местности. Выходя на лучшую улицу, переименованную из Московской в Александровскую, памятник представлял из себя величественную фигуру императора во весь рост в царской порфире. В правой руке можно было увидеть свиток, на котором высечено «12 апреля» (день объявления манифеста о войне), а левая рука была опущена на державу, установленную на пьедестале. У постамента по углам были укреплены двуглавые орлы с распростертыми крыльями. Монумент окружили красивою цепью, прикрепленной к гранитным столбам. Памятник был установлен у главного входа в Городской сад (там, где сейчас начинается Аллея классиков), но был уничтожен в 1918 году из-за исторического переворота.

8.jpg

Памятник Александру II простоял у городских ворот недолго

Путешествия "Штефана чел Маре"

Сегодня главным памятником парка считается монумент Штефану чел Маре, который расположен у главных ворот городского сада, но на протяжении века его местоположение менялось в зависимости от исторических событий в стране.

В 1923 году местному скульптору Александру Плэмэдялэ было предложено создать проект памятника Штефану Великому. Планировалось закончить работы к 1928 году, к празднованиям десятилетия присоединения Бессарабии к Румынии. Скульптор с готовностью взялся за работу и уже спустя некоторое время стал предлагать варианты скульптуры в виде макетов.

Первый вариант представлял собой господаря в доспехах, опирающимся двумя руками на меч. Второй макет был даже отлит в гипсе в натуральную величину и представлял собой Штефана чел Маре, державшего в опущенной правой руке меч, а в поднятой левой - хоругвь и крест. Второй вариант Александру Плэмэдялэ не нравился, но на макете в натуральную величину настоял комитет, которому и предстояло выбрать окончательный вариант. В итоге в 1924 году был принят третий вариант памятника, который представлял всем нам известную композицию - Штефан чел Маре с короной на голове стоит, подняв над головой в левой руке крест, а в опущенной правой руке держа меч.

Перед скульптором встал новый вопрос - где отливать достаточно большой памятник. Ему хотелось организовать это на месте, в Кишинёве. Но после того, как была рассмотрена возможность отливки памятника в кишинёвских литейных, стало ясно, что такие работы качественно можно будет произвести в Бухаресте. Была выбрана литейная Рышкану, а в качестве материала для памятника символически были использованы трофейные бронзовые турецкие пушки, захваченные в русско-турецкую войну 1877-1878 годах. Статуя отливалась по частям, памятник был собран из трёх фрагментов уже в 1925 году.

В том же 1925 году в Кишинёве начались работы по обустройству места и постамента, на котором будет стоять статуя. Место под будущий памятник выбрал Александр Плэмэдялэ. Это был один из углов Городского сада, угол нынешних бульвара Штефана чел Маре и улицы Бэнулеску-Бодони. Установка постамента и других частей памятника происходила при участии архитектора Евгения Бернардацци, скульптора Александра Плэмэдялэ и инженера Георгия Левицкого. Памятник обошелся городу примерно в 4 миллиона леев.

В июне 1940 года Бессарабия отошла к СССР, и было решено памятник Штефану Великому эвакуировать в Румынию в город Васлуй, а постамент в Кишинёве был разобран новыми властями. В результате объявления Германией войны Советскому Союзу и вступлению Румынии в эту войну на стороне Германии Бессарабия снова отошла к королевству уже год спустя. В августе 1942 года памятник был возвращён в Кишинёв, но место для его установки было выбрано новое - напротив Святых ворот, там, где до него стояли памятники российскому императору Александру I и румынскому королю Фердинанду I. С установкой решили не затягивать, и постамент соорудили более простой - не из косэуцкого камня как оригинальный, а из более простых и доступных материалов. Но внешний вид всё же максимально привели к первоначальному.

На новом месте памятник Штефану Великому простоял два года и был снова эвакуирован в Румынию (в Крайову), а оставшийся постамент использовался немецкими войсками как полотно для указательных знаков. В конце августа 1944 года Кишинёв в очередной раз стал советским. В 1945 году скульптуру нашли в Румынии и снова вернули в Кишинёв. На этот раз памятник установили на его первоначальном месте, а с постаментом решили долго не возиться, соорудив его в очень упрощённом виде. Столь частые путешествия отразились на статуе не самым лучшим образом - были утеряны оригинальные меч и крест. И если новый меч не особо бросался в глаза, то крест, сооружённый из подручных материалов, очень сильно отличался от настоящего.

Временные постамент и крест продержались почти 30 лет. В 1972 году была проведена реставрация памятника, в результате которой памятник принял практически первоначальный вид. Однако постамент всё же отличался от первоначального - не было герба Молдовы и вместо оригинальных надписей были выбиты слова русского историка Николая Карамзина о Штефане Великом. Да и сама реставрация закончилась неожиданно - монумент убрали подальше от глаз людских вглубь парка, где он простоял почти 30 лет. 31 августа 1990 года монумент был заново открыт там же, где и был установлен в 1928 году, и с тех пор его местоположение не менялось.

10.jpg

Первоначальная установка памятника Великому Штефану

12.jpg

Евгений Бернардацци и Александр Плэмэдялэ у памятника Штефана чел Маре

13.jpg

Памятник "путешественник" в глубине парка

От поэта до господаря

13 января 1945 года исполком Кишиневского горсовета принял решение «Об утверждении бюджета по реставрации Публичного сада», согласно которому было выделено 500 тысяч рублей на реконструкцию разрушенного войной парка. Город был весь в руинах, однако любимое место отдыха столичных жителей не осталось на втором плане, и уже к 1 мая 1946 года главный парк республики был вновь открыт для горожан. В 1949 году Публичный сад получил название «Парк имени Пушкина». После распада Советского Союза парк был назван в честь молдавского господаря Штефана Великого.

Нынешним «смотрителям» стоит брать пример со своих давних предшественников, которые явно бережнее относились к местам отдыха местного населения. Архивные свидетельства вековой давности показывают, например, что тогдашние городские власти не строили в Публичном саду ничего капитального, что могло испортить окружающий вид.

14.jpg

Центральный парк советского периода

                                                                                                  Татьяна Меделян

Новости на Блoкнoт-Молдова
городской паркШтефан чел МареПушкин
0
0