Молдова Вторник, 26 ноября
Лица Молдовы, 23.11.2018 12:00

Молдаване, выбравшие жизнь на яхте: история кругосветных путешественников в интервью «Блокноту Молдовы»

Десятки стран и экзотических мест вдали от дома - как молдаване и россиянка путешествуют по всему миру, променяв сушу на яхту - «Блокнот Молдовы» рассказывает об удивительной истории соотечественников.

- Расскажите, с чего все начиналось? (знакомство, первые разговоры и идеи о жизни на воде, как было принято решение уйти с суши жить в лодке)

- Мы - Суриковы, очень быстрые на подъем. Решить уехать за полярный круг и остаться там жить на полгода - для нас дело пяти минут. Главное, чтобы горели глаза, которые у нас смотрят в одну сторону. Я из города Севастополя – море мне хорошо знакомо. Василий из солнечной Молдовы, между нашими домами по прямой всего 300 км. Сейчас нас четверо - Василий, Филипп и Оливия. Первый раз мы встретились в Москве, где он работал программистом а я дизайнером. Но история нашей семьи берет свое начало в сакральном для нас месте - маленькой, но любимой у фотографов и путешественников рыбацкой деревушке на берегу холодного Баренцева моря - Териберке. Сначала я увезла Василия в Крым, где мы жили в палатке и работали удаленно, а потом он увез меня за полярный круг с его сотнями километров тундры, низкими облаками, северным сиянием, олениной, грибами и дайвингом за морепродуктами, в существование которых вообще трудно поверить. Если кто-то нас спросит, почему мы любим север - он настолько другой и не похожий, что нас туда тянет снова и снова.

IMG_3926.JPG

Наша история началась три года назад, после этого были десятки тысяч километров на авто по России вдоль и поперек, мы проехали всю Европу, разве что не посетили микро-государства, которые при нашей скорости передвижения нам сложно было найти на карте). Путешествия стали неотъемлемой частью нашей жизни, а приключения - замечательным аккомпанементом за шумным столом в нашем необычном доме, где бывают гости со всего мира.

Путешествия и смена места - это уже сильная зависимость. Нам тяжело находиться в одном месте больше недели. Когда мы жили в Москве, меня постоянно что-то толкало, и я не могла усидеть на месте - прыгала за баранку своей маленькой BMW и «летела» в Питер, в Сочи, Киев... Новые места манили неизвестностью и это сильно увлекало. Мне повезло, что мы с Васей очень похожи - стоит одному предложить дерзкую идею, как другой ее подхватывает и мы уже летим к цели. В нашем авто у нас было все спортивное снаряжение, палатки, гидрокостюмы, одежда на все сезоны года - мы были полностью мобильны, нас ограничивали только дороги. Благодаря Васиной мечте - собрать всех родных, которых разбросало в послевоенное время по всему миру, мы побывали во всех уголках западной и центральной России, позади осталась вся Европа. Как же добраться до Австралии и Новой Зеландии, а Штаты? И тут закралась шальная идея - можно поменять машину на яхту и тогда мы сможем быть где угодна, нам нужен будет только ветер и крепость рук!

Я всегда любила море. Каждый вечер смотрела на закат на берегу или из окон своего дома. Море - оно особенное... живое. Спокойное и ласковое или бурное и грозное - это всегда необъятная сила, к которой можно немного прикоснуться. Мне с самого детства хотелось погрузиться в эту стихию. Фильмы о мореплавателях, книги до дыр - эта огромная страсть не давала покоя. Потом был переезд в Москву и моря стало совсем мало, зато появились редкие поездки к океану на острова в Индийском. Этого, конечно, не хватало, и неделя отпуска стиралась намертво из памяти офисом за считанные дни. Потом я случайно узнала, что яхты и все, что с ними связано, не только для избранных, и любой может пойти на курсы и стать шкипером. Так за спиной появилась двухнедельная отметка с морской практикой в Турции и корочка шкипера RYA за 1 400 евро.

IMG_3891.JPG

А может и жить на яхте можно? Да, можно! Я много искала в интернете, в основном находила иностранных путешественников и их блоги, русских на тот момент я знала всего пару семей. Так начались долгие и интересные полтора года сбора информации как купить, что потом делать, как все организовать и где. Мне очень повезло, что Вася, теперь уже наш кэп, поддерживал все мои безумные идеи и с легкостью согласился поменять колеса на паруса, хоть до этого никогда и не был в море. По правде говоря, мы совершенно не знали, будет ли его укачивать на воде.

А еще для нас очень важна была наша безопасность и отсутствие всех привычных нам манипуляторов. Жизнь в море для нас намного безопаснее, мы исключили из своей жизни огромный список зависимостей и неизвестных, которые влияли на качество жизни и саму жизнь на суше. Лучше самого себя о тебе никто не позаботится и не убережет. За мнимой городской стабильностью мы забыли, что должны сами держать все под контролем. Мы совсем недавно выбрались из пищевой цепи, но слишком быстро расслабились. Комфорт и спокойствие мы с жадностью копируем из медиа, а тем временем становимся мягкой податливой массой и теряем сноровку выживать, которую в нас выращивала эволюция. Где можно найти безопасность сейчас? В море! Но для этого придется постараться - надо отбросить мнимую стабильность и встать на трудную тропу.

Мы помчались в погоне за новой мечтой и совершенно не догадывались, как круто изменится наша жизнь! Мы помчались - за яхтой.

Впереди было много вопросов и неизвестных. В 2014 году русских семей, живущих на яхтах мы знали только две. За 4 года нас стало около 10 - не так много по сравнению с сотнями тысяч французов, немцев, голландцев, американцев... Поэтому у нас ушел еще год на сборы всей необходимой информации по русским и зарубежным источникам, да и заработать нужно было на саму яхту, ведь крупных банковских вкладов у нас не было. Все, что заработали - то и имеем. И это только подстегивало нас двигаться быстрее и быть еще более устремленными.

- Расскажите о том, как вам удалось найти «свою» яхту? Как проходили поиски, какие были цены…

- Яхта - это дорого, безумно дорого и совершенно не доступно для обычных фрилансеров... Но чем выше цель - тем интереснее путь к ней. Это нас всегда подстегивает. Много месяцев потребовалось, чтобы очертить список вопросов, связанных с покупкой яхты. Иногда эта мечта казалась неподъёмной, но та новая жизнь, которая рисовалась с воды не давала нам покоя. Это был девятый месяц беременности, когда мы точно поняли, что сейчас именно тот момент, когда нужно взять, активировать все силы и заработать на лодку. Мы нашли много проектов на международном сайте для фрилансеров и работали в четыре руки 24 часа в сутки, потому как заказы у нас были из всех часовых поясов и нужно было держать руку на пульсе. Я помню, как в момент Х я заканчивала очередной проект и летела в роддом) И мы это сделали - месяца было достаточно, чтобы заработать на мечту.

IMG_3814.JPG

Филиппу два месяца, а мечта все еще далеко и размыта. Что делать? Ехать на Средиземное море, поближе к воде и всем этим белым красавицам, плавно покачивающимся на воде. Сказано - сделано. Румыния, Болгария, Сербия, Албания, Черногория... именно тут мы встретили семью из Севастополя (папу с сыном - наши любимые Дундуковы Константин и Валентин) которые нас окончательно зарядили на покупку: «Ребята, это все намного проще, чем вы надумываете!». Три дня и у нас уже есть список из 150 лодок в 11 странах, предпочтительно Скандинавских. Лодка должна быть построена для северных морей, тогда она действительно будет надежной - такая моя установка, ну и еще она должна быть красивой, я ведь как-никак дизайнер и ну не могу пропустить такой важный для меня пункт.

Через три дня поиска в интернете и составлении своего супер-списка яхт, мы заехали к Дундуковым, махнули рукой, а они нам: «Как уже? Ну вы шустрые!» А чего тянуть? - подумали мы и умчали из Черногории в Нидерланды с уже четырехмесячным Филиппом. Одна лодка, вторая, третья… смотрим, выбираем... сомневаемся… «Интересно, какой будет она - та самая наша лодка? И в какой стране мы ее найдем?» Впереди Германия, десяток в Дании, еще больше яхт в Швеции, Финляндии и Норвегии. К слову одна из норвежских лодок стояла напротив дома, в котором мы прожили на Лофотенах месяц, когда путешествовали с помощью сайта Workaway - бесплатные путешествия по всему миру: помогаешь хозяину дома 5 дней в неделю по 5 часов, а он взамен дает жилье и кормит. На очереди пятая яхта, Германия и после этого мы едем дальше, больше лодок в этой стране не осталось из нашего списка. Телефонный звонок, встреча назначена. Идем по понтону к месту швартовки...

- Сколько-сколько?... Тру, я не верю своим глазам - это кодовое имя нашего кэпа.

 Мы переглядываемся, улыбаемся...

 - Берем! - в один голос говорим мы и бежим снимать с палубы табличку «продается». Десять минут на принятие решения, тщательная проверка и вещи из авто уже на борту голландского Van de Stand Pionier 10. 1972 года с таинственным именем «Spirit of Munin», овеянным скандинавскими легендами, богами и величием самого Одина. Так мы стали людьми моря. Именно здесь проходит черта, когда я говорю «в прошлой жизни я была дизайнером и работала в офисе» и именно с этого момента мы как никогда начинаем жить и чувствовать живую природу! Матрица-перезагрузка, синяя таблетка - мы никогда не будем прежними, мы попробовали, что такое настоящая Свобода. У порога нашего дома может быть любая точка на нашей Планете.  

IMG_1508.JPG

- Какова была реакция друзей и родственников на решение плавать по миру и жить. Какое их отношение к этому на сегодня?

- Мы часто делились со своими друзьями мыслями об этой мечте. Не знаю, как много верило, что у нас все получится, никто раньше такого не делал из нашего круга. Авантюра чистой воды. Родные боялись, пытались переубедить, ведь тогда мы уже ожидали первенца. Но нас было не остановить. Это тот самый случай, когда ты стопроцентно уверен, что все получится. Мы документировали свои мысли и передвижения в социальных сетях, а когда опубликовали фото с подписью «Купили яхту! Теперь это наш новый дом» - получили сотни поздравлений и теплых пожеланий со всей России и Европы. Это приятно и важно - чувствовать, что есть еще кто-то, готовый поддержать словом.  

Каков периметр ваших путешествий? Только море-океан или реки тоже? Если да, то пара примеров, с конкретикой. Если нет – то почему нет?

Реки - обязательно! Мы уже составили несколько шикарных маршрутов, каждый из которых может длиться по несколько месяцев - из Нидерландов в Румынию по рекам и каналам. Это будет удивительное и очень красивое путешествие через сердце Европы!

У таких путешествий есть ограничения - слишком большая яхта может и не пройти по осадке, да и парусникам мачту придется снять - чтобы пройти под мостами. Все время придется идти под мотором, но это не будет слишком затратно, потому что у всех парусных яхт очень экономные двигатели. Например, у нас - всего 2 литра в час! Такие путешествия мало распространены, и от этого совершить подобное хочется намного сильнее.

IMG_0849.JPG

- Как протекает ваша жизнь? (маршруты, способы заработать, жить, есть, приблизительные затраты на все, включая детей)

- Наши обязанности таковы. Сейчас нас уже четверо. Оливию мы выносили в океане, а родилась она в Испании в декабре того года. За пару недель сошли на берег в квартиру - единственная суша за два года плавания по океану.

Василий - наш капитан, мы зовем его «кэп». Он бесстрашен и может починить все в океане руками, действительно все: перемотать генератор, сделать автопилот, забилась топливная система в шторм? Не беда - мы заходим в порт с перевернутой бутылкой дизеля! Для нас нет ничего невозможного, из палок и желудей он изготовит любую деталь. Мы варим аргоном, строим детали из эпоксидных смол, электрика, вода, нержавейка... Кэп вытаскивает нас из по-настоящему страшных волн, когда мой предел уже достигнут.

Филипп - наш маленький юнга сорвиголова. Безумная энергия и похититель всего нашего внимания. Пока он только учится всему и участвует во всех наших делах с большим удовольствием. Любит ловить рыбу, шить со мной паруса, у него есть даже свой маленький якорь, с которым он практикуется каждый день. Попроси его принести любой инструмент, и он это сделает. Это очень здорово, что наконец пришло время, и он может нам помогать.

Моя задача - следить за карапузами, приготовить что-нибудь вкусненькое для поднятия командного духа, порядок, уют... а еще я, оказывается, очень люблю рыбачить.

IMG_0848.JPG

Вахты мы несем по очереди, а в многодневные переходы постоянно подстраховываем друг друга. Кэп устает больше меня и спит меньше. Нам повезло, что Оливия еще на грудном вскармливании, и когда посреди вечерней или ночной вахты она зовет меня, я могу отдохнуть, а иногда и вздремнуть. Василий берет на себя самый сложные и длинные ночные вахты. В суровую погоду мы всегда вдвоем на палубе: я у штурвала, а Вася настраивает паруса. Пересечение зон с большим трафиком - всегда рискованное занятие, особенно ночью. Четыре глаза следят за передвижением всех судов, каждые пять минут пеленг и проверка курса на расхождение, зрение на пределе, память бережно хранит градусы каждого железного гиганта, внимание - как во время прыжка с парашютом.

Может показаться, что это слишком тяжело - все время сталкиваться с такими напряженными моментами, но наши пределы слишком податливы и мы быстро привыкаем. Поначалу я боялась большого крена и сильного ветра, а сейчас я переношу их все легче.

- Каков ваш распорядок дня?

- Мы любим поспать и просыпаемся, только когда все карапузы уже сыграли подъем. Обычно это 9-10 утра. Затем выбежать на палубу, прыгнуть в воду и поплавать в нашем персональном аквариуме - под яхтой всегда есть стайки рыб, которых Филипп любит подкормить. Затем завтрак, уборка и организация детского пространства, чтобы карапузам было чем себя занять. Иногда мы устраиваем веревочный городок, бассейн. Один из нас остается заниматься с детьми, готовит еду или занимается мелкими проектами на лодке: помыть палубу, убрать ржавчину с нержавейки, обработать деревянный фальшборт - таких дел всегда много, и я знаю точно, что даже уделяя двадцать четыре часа каждый день, этот список не иссякнет никогда. ️

FAE6CE75-FB19-4C93-9EE0-33E88A9CFB48.jpg

Другой - занимается работой на компьютере, если нам нужно пополнить бюджет или выполняет тяжелую и важную работу: починить двигатель, постройка солнечных панелей, изготовление опреснителя или сварка - последнее ложится на Васины плечи - он у нас конструктор-изобретатель.

Обед, когда захотелось есть. Много плавания и обязательно дневной отдых.  

С карапузами занимаемся по очереди и часто сменяем друг друга - они у нас очень энергичные.

Вечером, если есть желание - высадка на берег, прогулки и экскурсии, поход в магазин или за топливом на заправку.

Потом все вместе готовим ужин и отдыхаем на палубе, смотрим на закат и строим планы на завтра.

На якорных стоянках у нас нет жесткого графика по часам, мы привыкли прислушиваться к своим ритмам, но дальние переходы могут все изменить, сбить время сна и приема пищи - но это относится только к переходам в суровую зимнюю погоду. Тогда мы подолгу отсыпаемся и восполняем утраченную энергию.

D827A54A-B77F-4212-9D0F-F3903379D37F.jpg

Во время перехода распорядок очень жесткий: один их нас стоит на вахте (обычно 3-4 часа) затем мы сменяемся. Другой в это время готовит еду, развлекает детей и помогает в навигации, если есть необходимость. Приемы пищи в переходах скромные: сыр, колбасы, оливки, минералка, холодные супы - так меньше укачивает и не возникает тяжести и ленивого желания "полежать".

Будильник... даже не помню, когда мы его заводили последний раз. А вот проснуться от изменения направления ветра или от того, что волна плеснула с другой стороны корпуса лодки - это запросто.

- Как вы составляете свои маршруты?

- Первое и самое важное - прогноз погоды. Мы начинали в очень суровую погоду и теперь точно знаем, какой ветер нам комфортен. 25-30 узлов это наш максимум сейчас. В более сильный ветер мы быстрее утомляемся, и детям совсем не комфортно, потому как на палубу мы на разрешаем выходить в сильный крен и большую волну, и кто-то все время должен быть с ними в салоне, а там может быстро укачать, поэтому в плохую погоду мы не выходим.

Топливо. Запасы топлива очень важны. В океане ветра более-менее стабильные и с 6 литрами дизеля можно обогнуть Германию, Нидерланды и заскочить в Бельгию. В Средиземном ходить намного сложнее: прогнозы не постоянные и часто ошибочные, ветер меняется и «скисает» быстро, а волна, которая тормозит яхту, остается надолго. Поэтому в Средиземном довольно часто все ходят под мотором, и наш 40-литровый бак всегда под пристальным вниманием. В большой крен за уровнем топлива нужно особенно следить, чтобы двигатель не «глотнул» воздуха и не «завоздушил».

A7E2D188-2DCA-453D-A26A-625E76691D89.jpg

Карта. В зависимости от прогноза выбираем бухты и марины, безопасные для входа и комфортные для стоянки. У нас сейчас монохул и если в бухту заходит волна, то лодку раскачивает и может даже укачать, работать в таких условиях невозможно. Поэтому уже сейчас мы нацелились на кругосветный катамаран - комфорт на якорных стоянках крайне важен.

Все остальные нюансы: рифы, течения, мы преодолеваем по ходу. Да и сам маршрут можем поменять, если кто-то устал или мы вдруг нашли потрясающее место, а их встречается очень много на нашем пути. К слову, мы часто бываем в таких уголках, которые можно посмотреть только с воды, и о них знают совсем немногие. На той неделе проходили мимо красивейшего водопада между Аликанте и Бенидормом, в такие моменты чувствуешь себя первооткрывателем и участником очень увлекательного приключения. Дети любят дикие берега, и мы устраиваем мини-экспедиции с кадрами, достойными передач о живой природе.

- Как же вам удается заработать, проживая фактически на воде?

- 24 часа в сутки, 365 дней в году мы проводим на воде - каждый раз в новом месте... Французская Бретань с высокими белыми берегами, Испанский Бискайский берег, неприступная Португалия и каждый из мысов, который борется за звание стать самым суровым к прохождению... Ла-Манш, Гибралтар и Африканский берег, острова - их бесчисленное множество и так уже два года - мы бросаем свой якорь в самых уединенных местах, рассказывая о которых перехватывает дыхание. Дельфины и стокилограммовые тунцы, которые во время охоты выпрыгивают из воды, фосфор океана и звездопады ночью... бесценно! Похоже на рассказ из книжки... а вы могли бы подумать, что это все в разы дешевле, чем жизнь в городе? 250-350 евро в месяц - нам хватает на все: еда, топливо, ремонты, стоянки. У нас всегда свежие морепродукты и разнообразная еда, а в каждой стране она своя, и хочется попробовать все. Свежего воздуха - днем и ночью он весь наш. Много физических нагрузок... любой уходящий в море сразу получает приятный бонус - минус десять лет к своему паспорту.

52BB03E3-661A-4732-8F7F-F5C31F3E8FF6.jpg

Мы начинали как фрилансеры, но с появлением второй маленькой юнги, которую мы выносили в океане, а родили в Испании (к слову бесплатно и очень благодарны этой удивительной стране) заниматься удаленной работой все сложнее. Очень мало времени остается на работу после игр с детьми и работ на лодке, а яхта требует очень много внимания - ведь мы все ремонтируем сами и на обслуживание лодки в год у нас уходит от силы 200 евро, в основном это расходные материалы (смолы, стекловолокно, инструмент, аргон для сварки, ремни и фильтры для мотора). У нас нет квартир на сдачу и бизнеса с берега, кредитку мы разрезали года четыре назад и живем ровно на столько, сколько заработали. Поэтому мы постоянно экспериментируем со способами заработка и финансирования своего образа жизни. У нас был блог, и он принес 30$ за три года, есть Инстаграм и в нем уже у нас заказывали рекламу (мы растем и работаем), мы подписали несколько контрактов с журналами и печатаемся сейчас в глянце: Крымский Журнал и Motorboats & Yachting Russia.

Но все мое внимание и самые большие ставки я делаю на Patreon - это краудфандинговая платформа, где творческий человек может делиться своим контентом (историями, музыкой, видео) и получать финансовую поддержку от людей. Мы завели свою страничку в феврале и начинали с публикаций аудио-репортажей с места событий и переходов и уже в самом начале у нас появились «Патроны», которые нас поддерживали. 2-5$ за подписку совсем небольшая сумма, но для нас это имеет огромное значение. Каждый новый появившийся патрон - окрыляет и вдохновляет нас двигаться дальше. Сейчас мы уже снимаем видео-эпизоды и рассказываем, как проходит наша жизнь, делимся опытом и секретами для всех, кто хочет также перебраться на воду. Сейчас у нас уже такое количество патронов, что мы наконец купили экшн-камеру и открыли новые ракурсы и возможности для съемки. А ведь впереди у нас две кругосветки и масса увлекательных мест! Я знаю нескольких путешественников, которые делятся своим опытом на Patreon и спокойно живут, отдавая свободное время не поиску заработка для поддержки штанов, а занимаясь любимым и полезным для всех делом.

9DDEC10A-D4E8-4A7A-A3AE-22607B810080.jpg

Подробная статься про все опробованные нами способы заработка с цифрами находится тут

Из смешного... когда я говорю «мы семьей живем на яхте»... все представляют себе роскошную большущую красавицу, и нас всех таких в белом и полосатом и обязательно босиком по тиковой палубе... с бокалом свежевыжатого сока, на фоне воды кристальной чистоты... лакшери! Друзья, это неправда). То есть мы любим одевать белое, и по палубе всегда ходим босиком, я занимаюсь йогой наверху, а проснувшись - мы все прыгаем в чистейшую воду и плаваем пока не надоест, спим от пуза и уже устали есть осьминогов... но жить на яхте - очень трудно)) физически трудно - это большие нагрузки, тяжелее, чем поход в фитнес клуб. Мы в отличной форме и после беременности я прихожу в себя уже на второй месяц, у меня шикарный бицепс и форма, о которой я мечтала в универе, когда с утра до вечера занималась на скалодроме :))) В первый месяц у нас болело все, мы были покрыты синяками и ссадинами - ни единого живого места - так проходит адаптация. Потом качка - она есть всегда, и у вас будут болеть мышцы, о существовании которых вы даже не догадывались.
5ECB634D-CF84-4D9C-98DA-5409F13683DA.jpg

Жизнь под углом - это к нам. Готовка на кухне, которая качается на карданном подвесе и жонглирование продуктами - да, это все теперь я умею. И конечно же – все, кто прогуливаются в маринах, любуются на нас и дорисовывают огромные капиталы, а ведь никто не догадывается, что именно жизнь на яхте (а не чартер и пара недель прогулок) - это всегда умение здорово экономить, обходиться самым необходимым и уметь выживать в самых суровы условиях, которые на суше даже не встретишь. Закончилась пресная вода, что делать? А вы знали, что ее можно добыть даже из рыбы... Нет еды? Ловим рыбу, охотимся… в крайнем случае собираем креветок с понтона на штаны. А если совсем все закончилось и до берега далеко? Протеин и сухофрукты - и неделю вы сможете активно управлять яхтой, бросать и доставать якорь и не ощущать усталости.

- Вы не беспокоитесь за безопасность детей на яхте?

- Безопасности на лодке, как и комфорту мы уделяем большое внимание. Когда мы только переехали на яхту, Филипп у нас был один и ему было всего четыре месяца. У нас было автомобильное кресло, которое мы тщательно пристегивали во время переходов, и Фил с большим удовольствием сидел или спал в нем. Чем меньше карапуз на лодке, тем проще: покормил (а все наши дети на грудном вскармливании и это - отдельное удобство, потому что не нужны баночки и градусники), уложил спать и вернулся обратно к штурвалу. Только когда они начинают учиться ходить можно начинать беспокоиться и организовывать пространство и всевозможные сетки «чтобы не выпал».

IMG_9440.PNG

У нас по периметру всей яхты натянута сеть - ее я сплела по рыбацким схемам, когда Фил только начал учиться ходить. Наши дети быстро учатся и схватывают, где можно стоять, чего лучше не делать, куда прикладывать силу, чтобы получить желаемое... мы не стремимся сделать сверхбезопасное пространство, все должно быть в меру. Упал - бывает, стукнулся - пройдет. И к моему огромному удивлению - одного раза им достаточно, чтобы понять и выучить урок. В два с половиной года Филипп уже умеет вырезать, шить, рисовать, лепить, он потрясающе ловок и физически намного крепче ребят, которые старше его вдвое. Любимая игрушка - маленький якорь, который он может забрасывать и поднимать весь день. Мы уже начали учить его плавать и совсем скоро он сможет уже это делать без помощи надувных поплавков).

В море мы практически не болеем, тут много свежего воздуха. Наверное, сам организм настроен на тотальное здоровое состояние. «У нас не болеют» - так говорит всегда кэп, а если кто-то чихнет, то «будь здоров» - это не просьба, а приказ :) В нашей аптечке, таблетки от головной боли, йод, зеленка, и жаропонижающее для случаем, когда у юнг режутся зубки.

Для удобного и безопасного сна у нас вдоль кроватей натянуты сетки. Все-таки во время перехода, когда мы меняем галс, то и угол наклона яхты меняется и если не закрепиться, то можно свалиться на пол.

IMG_7325.PNG

Для детей у нас на яхте всегда есть влажные салфетки, крема от солнца и бепантен. Филипп отлично ходит сам и выдерживает экспедиции в магазин, а это 5-6 км. К слову, чтобы сходить в магазин, когда мы стоим на якоре, нужно собраться, прыгнуть в динги (наша надувная лодка для высадки десанта на берег), на веслах догрести, высадиться, сгонять в магазин, притарабанить на себе все добро, потом снова прыгнуть в динги и доплыть на лодку, потом выгрузить все., себя достать и приготовить что-нибудь вкусненькое. На море может быть волна, поэтому процесс выпрыгивания в тузик и обратно превращается в очень увлекательное приключение.

- Беременность в океане – это очень необычно. Что вы можете об этом рассказать?

- Беременность в океане мне показалась намного легче, чем на суше. Не так жарко, много поверхностей чтобы присесть; каждый день можно плавать в море - а это отлично разгружает спину; много активностей, которые развивают гибкость - ведь залезть в рундук, чтобы открутить болтик, нужно еще постараться. Яхта - это все время отличная йога, спорт и здоровый образ жизни. Даже в штиль она покачивается и все ваши мышцы работают, чтобы скомпенсировать крен и качку. А привести себя в отличную спортивную форму можно уже через пару месяцев после родов, и все естественным образом без изнурительных тренировок в спортзале. Просто живешь на яхте.

IMG_6896.JPG

Еда – она свежая и разнообразная. В каждой новой стране мы пробуем местную кухню и экспериментируем с экзотическими продуктами. За время беременности мы прошли всю береговую линию Португалии, Испании и дошли до Балеарских островов. Мы не посещали докторов и пристально не наблюдались. В Европе идут к врачу, если тебе это действительно нужно, мне нравится эта позиция. У нас случались и экстремальные ситуации - пару раз мы попадали в шторм и грозу, у Португальских мысов всегда было неспокойно. В такие моменты я всегда стояла у штурвала, да и прыгать с животом и настраивать паруса уже было не удобно. Главное - не паниковать и не пропускать волнение внутрь, а так со всем можно справиться. Родили мы бесплатно в Испании и безумно были рады.

К слову, вся наша команда, кроме меня - граждане Молдовы. Путешествовать с этим паспортом легко и удобно, я надеюсь, в скором будущем присоединюсь к остальным :)

А как же погружение детей в социум? Нужда в общении со сверстниками, детские сады-школа-образование, как все происходит и будет происходить. Хотят ли дети быть на суше или им лучше на воде?

Яхта для детей - это огромная игровая площадка. Дети все время в движении и на свежем воздухе. 24 часа мы проводим вместе играя, занимаясь работами на яхте или просто передвигаясь между бухтами и островами. Посещать школу не планируем, а обучаться будем удаленно, возможно это будет иностранная школа - еще не изучали досконально этот вопрос. Есть огромное количество семей, которые путешествуют и обучаются таким способом. Это распространено у финнов, французов, американцев. А еще мы знаем две русские семьи, которые (одна с тремя мальчиками на борту, другая - с двумя девочками) идут вокруг света и удаленно обучаются.

Оказалось, что живя на воде, общения и знакомств у нас намного больше, чем когда мы жили в Москве. Люди, живущие на яхтах более открыты и отзывчивы. Когда мы бросаем якорь в новом месте, мы с удовольствием знакомимся со всеми нашими соседями, заводим длинные беседы и ходим друг к другу в гости. А если стоим в марине, то каждый день у нас шумные и веселые встречи! Мы встречаем огромное количество семей, путешествующих с детьми и всегда на нашей яхте - мини детский сад с детьми из разных стран. Дети с легкостью находят общий язык друг с другом и отлично проводят время. У Филиппа уже есть друзья по всему миру.

Сотни тысяч семей живут на яхтах, это дешевле, чем снимать квартиру. В Швеции или Финляндии иметь яхту так же естественно, как и иметь велосипед. А в России такой образ жизни преподносится, как роскошь, доступная немногим. Поэтому мы много пишем в социальных сетях о том, что иметь яхту и жить на ней может любой.

Мы не планируем возвращаться на сушу. Более того, для нас пока нет ни единой причины, для чего мы бы захотели отказаться от всего, что мы получили в море. Наши дети легко адаптируются к любой обстановке и быстро схватывают. Поэтому, я думаю, для них не составит труда быть на суше. Наоборот, мне кажется у них будет масса преимуществ, как следствия нашего образа жизни - это подвижный ум, крепкая психика, трезвость мышления, умение быстро находить общий язык и способность выйти из любой ситуации.

Наша цель - показать детям, что никаких границ и ограничений не существует - они только у нас в голове, и что при большом желании можно добиться даже невозможного. Мне бы хотелось, чтобы каждому из них удалось реализовать себя в любимом деле. А лично для меня - самая высшая степень реализации достигается тогда, когда что-нибудь создаешь и это востребовано и делает счастливым еще кого-нибудь.

IMG_4557.JPG

- А есть ли какие-нибудь страхи, связанные с жизнью на воде?

- К первому выходу мы готовились основательно и долго - целых два месяца, ведь это должен был быть выход в открытый Атлантический океан через Северное море, а осенью - это суровое место для плаваний: сильные и холодные ветра, большая волна, шторма… непогода.

Поэтому все нужно было делать быстро: мне - освежать знания, полученные в яхтенной школе в Мармарисе три года назад, а Василию - схватывать все налету, ведь у него совсем не было никакого опыта, да и по правде говоря, мы не знали, будет ли его укачивать на яхте.

Два месяца мы изучали яхту, привыкали к ней и к оборудованию (часть из которого того же 1972 года что и сама яхта))) покупали новое, планировали, смотрели сотни часов видео-лекций о погоде и нюансах в управлении, читали книги, и готовились морально и психологически. Мы хотели уйти в лето - на Канарские острова - я давно о них мечтала! Да и после полугода жизни за полярным кругом мы слишком сильно хотели отогреться от холода, ведь мы не просто смотрели на северное сияние и занимались фрилансом - мы полностью погрузились в местную жизнь и испытали на себе и охоту в тундре и дайвинг в самых холодных водах на планете с морскими котиками и китами! Тундра - это удивительное место, и один из наших пунктов назначения во второго кругосветке находится как раз у берегов Териберки - места, где началась история нашей семьи, и где мы окончательно решили продать все и переехать жить на яхту.

IMG_3902.JPG

15 сентября - не забуду этот день никогда. Мы уходили навсегда из полюбившейся тихой гавани в Киле. Впереди - неизвестность, большая вода, глубина, ночные вахты и бесконечные проверки себя и команды на стойкость и умение быть одним целым в любой ситуации. Все, что происходило дальше - изменило нас навсегда.

За два года плавания мы посетили и заново открыли с воды для себя Германию, Бельгию, Францию и ее чудесную Бретань с белоснежными берегами и вкуснейшими пирожными, всю Испанию, а в Атлантике она особенно хороша! Мы прошли у берегов всей Португалии, хотя многие проскакивают ее и сразу берут курс на Мадейру, а у Португалии есть много, чем можно удивить любого путешественника!

Жизнь в море всегда полна событий, и во время каждого выхода всегда что-то происходит: будь то встреча с дельфинами; звездопад посреди океана; стоянка на якоре у берега, где бывают единицы и с суши не попасть; или заглох мотор и нужно чиниться на ходу в шторм, просто суровые условия или длинные недельные переходы с детьми.

Экстремальные ситуации случаются. Мы все время учимся, но так или иначе что-то происходит: помню, как становились на якорь в сильный ветер у Тарифы и готовились штурмовать Гибралтар; как нас срывало с якоря у Португалии ночью; как сели на песчаную отмель у Испании; как поймали трамонтан (сильный ветер) между Барселоной и Торревьехой; грозы в море... встал мотор... отказала вся навигация - идем по Гугл картам...всякое бывало - это огромный опыт и отличная закалка всей команды.

Когда-то очень давно, еще в детстве, когда я мечтала о кораблях и яхтах - я представляла себе красивую картинку с белыми парусами, красивыми хлопковыми одеждами, лазурной водой, пальмами и бесконечным отдыхом… Да, все так и выглядит, когда берешь яхту в чартер и платишь круглую сумму за отдых, но, когда начинаешь жить этой жизнью - все меняется.

DC70C56A-30CC-437F-91D2-9BE4E9C8F2C5.jpg

У нас есть белые паруса, и мы любим ходить в белом и голубом босиком по палубе, мы просыпаемся без будильника и первым делом ныряем в лазурную воду, достаем осьминожку и готовим его исключительнейшим образом на обед - мы бесплатно путешествуем по свету, и вся наша семья видит всю ту же красоту, что и мы… но… яхтинг - это страшно-тяжелый образ жизни. Ни в одном спортзале вы не будете так уставать, как во время перехода. Первые два месяца мы были покрыты синяками - так мы привыкали к тому, что на яхте нет ровных поверхностей, все время качка. Мы живем под углом в 10 градусов ко всему остальному миру. Даже во сне ваши мышцы будут работать – это, наверное, мечта каждого «качка». И да, после обоих беременностей я была в форме уже через два месяца, не прилагая никаких усилий, а бицепс у меня теперь круче, чем после секции скалолазания в Крыму.

Двадцать четыре часа яхта будет требовать вашего внимания и трепетной заботы. Соль и качка будут ломать все устройства. Железо обязательно проржавеет, а одежда быстро будет приходить в негодность. Но взамен вы получите свободу, о которой не мечтали и никогда и нигде не сможете получить. Ведь теперь у порога вашего дома может быть любая точка на планете и вам не придется никому доказывать, что вы этого достойны.

Про шторма у меня есть две любимые публикой истории, которые можно почитать здесь и здесь

8B09A88C-AAB0-431E-BF14-A452BB421FE4.jpg

- Василий, насколько хорошо знакома супруга с молдавской культурой? Что нравится - что не нравится, что приятно удивило, что неприятно?

- Мы уже много стран прошли и проехали на авто. Мы были приятно удивлены, сколько «земляков» мы встретили! Все они были добры и внимательны, и через какое-то время казалось, что мы друг друга уже давно знаем. Со всеми из них было душевно и весело, а еще как оказалось - это очень организованные и шустрые люди.

Я люблю молдавский язык, он очень мелодично звучит в песнях. Есть несколько музыкальных групп, которые я с удовольствием слушаю.

- Елена, а вам нравится молдавская кухня?

Молдавская кухня - это моя слабость! Я сама люблю готовить и с удовольствием пробую блюда из новой кухни. Когда мы были в Молдове - я занималась этим все время, и наплевать на фигуру, когда перед тобой на столе стоят плацинды или гора из голубцов! У меня есть несколько самых любимых ресторанов в Кишиневе, и мы часто вспоминаем о наших посиделках перед дальней дорогой.

У меня есть смешная история, связанная с молдавской кухней. Как-то в море мы стали вспоминать блюда, которые попробовали за время путешествия по стране. «Вась, я бы сейчас поела… как ее... тугую эту кашу с жиром…».

Мы долго смеялись до слез, но я таки вытянула из Василия это название – «М-а-м-а-л-ы-г-а!!!» Меня очень приятно удивило и даже шокировало, насколько государство любит своих людей. Я из Крыма, и теперь мне есть с чем сравнить. У нас было несколько непростых ситуаций, когда именно Молдова пришла нам на помощь, и сам консул звонил на по телефону и помогал решать вопросы - мы оформляли рождение своего первенца в Калининграде. Оформить русское оказалось практически невозможно - с кучей очередей, взносов, косых и недовольных взглядов. Тогда мы решили попробовать и написали письмо в молдавское консульство. На следующий день нам позвонил консул, и еще через день наш вопрос был уже решен!

3CD8863E-58B8-454F-8D5A-14E9C802892A.jpg

В России, чтобы оформить документ, ты обязательно должен знать секретного человека и потихоньку ему заплатить. В Молдове же все намного человечнее - тебе не нужно делать что-то «запрещенное» и потом чувствовать себя неловко - ты просто подходишь к нужной двери и сам для себя решаешь, как быстро тебе нужна справка или какая-нибудь бумага - все тарифы официальные и любой может этим воспользоваться. Открытые и добрые люди - это огромное богатство страны. Мы встречали людей из огромного количества стран - и мне всегда приятно встретить кого-нибудь из Молдовы.

Расстраивает то, что очень много молодежи мигрирует, в том числе в «ленивые» страны: Португалию, Испанию… У Молдовы огромный потенциал, и мы это заметили еще и по онлайн-проектам, в которых нам довелось поучаствовать. Мы были бы рады ходить под молдавским флагом (сейчас он у нас нидерландский, потому что его можно было дешево и быстро сделать) и продвигать здоровый и такой интересный образ жизни среди молдавской молодежи.

- Путешествие мечты – какое оно? Расскажите подробно, если можно

- Это длинное и неспешное приключение вокруг всего земного шара и не один раз. Мы запланировали уже сейчас два кругосветных плавания - одно по тропикам - с большим «техническим» смыслом - во время этого путешествия мы будем тестировать наши яхтенные «изобретения», которые будем внедрять во время второго кругосветного путешествия - более сложного и научного - путешествия по меридианам и северным широтам, для которой специально будет строиться катамаран и устанавливаться дополнительное научное оборудование. У Василия огромное количество идей, которые могут быть крайне полезны и для морского дела и для науки.

Мы вместе с Василием и Филиппом уже успели побывать в 40 странах за последние три года. В некоторых мы останавливались на много месяцев и полностью погружались в культуру и новые языки.

За спиной Полярный Круг, Лофотены, Острова Индийского... вулканы и бескрайняя тундра. Мы ныряли в самых холодных водах на планете.

Это обязательные пункты в нашем путешествии мечты:

1. Дважды обойти вокруг света на нашей яхте: по тропикам и меридианам

2. Обойти на яхте все континенты и остановиться в Тихом - там 20 тысяч островов

3. Пожить на крайнем Севере - Аляске или Канаде

4. На мотоцикле пересечь всю Южную Америку - есть там такая звездная трасса 40 и задержаться на пару месяцев в каждой стране по дороге

5. На кайтах пересечь зимний Байкал

6. Побывать на Шпицбергене и Новой Земле на яхте

7. Пересечь Россию поперек до самого Дальнего Востока

8. Увидеть Тянь-Шань и задержаться в Тибете

9. Да, мы и правда хотим пожить несколько месяцев в Австрийских Альпах

10. Я мечтаю увидеть айсберги и северных китов и понырять с китовыми акулами!

11. Подняться на ледник в Чили и спуститься оттуда на парашюте

12. Облететь норвежские фьорды на своем самолете

Мы все время фантазируем и придумываем новые интересные главы для нашего огромного путешествия, ведь впечатления - это то, что остается с нами навсегда!

- Каковы планы на будущее – путешествия, работа, семья?

- Мы поставили перед собой цель - до конца этого года запустить онлайн-проект, который нам поможет решить хоть немного финансовые вопросы: фрилансом заниматься сейчас все тяжелее, много времени мы уделяем детям. Поэтому пассивный источник дохода - это хорошее решение. Нам нужно поменять яхту на катамаран. И мы уже знаем, каким он будет: кругосветчик, 44-47 футов, с хорошим запасом прочности и надежности. При идеальном стечении обстоятельств - это  Outremer.

Путешествия - уйти в Индийский океан и продолжить плавание по большой воде. Нам в океане намного комфортнее и спокойней, чем в Средиземном море. Тут очень непостоянные прогнозы, резкая волна и слишком много чартерных и моторных яхт, а среди них не так много шкиперов, которые задумываются о безопасности.

Семья! Мы мечтаем о четверых карапузах. За время путешествий мы собрали огромное количество историй и людей в семейное дерево Василия - сейчас там 760 человек с историями до 1730 года. Бабушек и дедушек мы связывали по Skype и видеть эмоции людей, которых разбросало время на десятилетия, было очень трогательно! В наших родах большие семьи, и нам это нравится.

- Как вы готовитесь к кругосветкам?

Для кругосветного плавания нужна подготовленная лодка, чтобы путешествие было комфортным и слаженная команда, хотя есть и одиночки, которые ходили на 6 метрах. (Удивительные истории путешественника Гвоздева).

Мы для себя решили, что на нашей лодке должны быть:

солнечные панели и аккумуляторы с большой ёмкостью;

большой бак для топлива и воды (сейчас нам хватает 60 литров на пару недель, но воды нужно намного больше, в Тихом океане не на каждом острове есть колонка с водой);

дистилятор. Дает литр-два в день. Можно сделать самостоятельно - он довольно просто строится;

если будет хватать бюджета, то опреснитель. Это дорогое, но приятное удовольствие (около 5000$). Даже стоя в грязных водах у вас всегда будет пресная питьевая вода;

автопилот, чтобы освободить руки от управления;

ветрорулевой. В отличие от автопилота не требует электроэнергии и работает механически. Достаточно настроить курс под ветер и можно спокойно отправляться спать или готовить еду, ведь в океане постоянные ветра дуют месяцами и ветрорулевой будет послушно вас вести в нужном направлении. Это устройство тоже не из дешевых, порядка 4-5000$. Его мы будем конструировать самостоятельно, Вася уже подготовил схемы;

лодка должна быть управляема одним человеком. Этот пункт крайне важен, потому что один из нас часто бывает занят с детьми, а в некоторых ситуациях на изменение курса нужно реагировать мгновенно;

много места для хранения запасов и инструментов;

и это должен быть катамаран для большего комфорта, потому как кругосветное плавание - это приключение на 5-7 лет!

Очень важно уметь быстро улаживать все конфликты и быть психологически стойким. Мы все время проводим вместе в небольшом пространстве. Усталость порождает напряжение, и конфликт может вспыхнуть мгновенно. А если это сложный переход посреди океана? Что тогда? А если провести в открытом море нужно несколько дней? Очень важно понять, простить и выделить самое главное, что объединяет. За два года путешествия на яхте мы провели по отдельности меньше недели - гармония в нашей семье - это ежедневный труд и работа над собой.

Самое главное, что нужно иметь, чтобы совершить кругосветное плавание - это стойкое желание сделать это. И оно должно быть очень сильным, потому что впереди, помимо удивительных островов, культур и встреч, будет очень много трудностей и лишений, и это желание должно помогать их преодолевать и подталкивать вперед.

Финансируем себя самостоятельно, поэтому наши передвижения такие неспешные - нам нужно на какое-то время останавливаться и работать. Время от времени нам помогают родные, а также есть большое количество наших читателей и подписчиков, которые поддерживают нас через Patreon.

- Как вы питаетесь, какие затраты на еду и продукты?

На еду в месяц у нас уходит 250 евро на четверых. Удивительно! Но, чтоб научиться выбирать в магазине нужные продукты у нас ушло два года экспериментов. У нас нет на борту холодильника и, представляете, можно прожить так долго без него. Дети очень любят молоко, поэтому мы покупаем его в больших количествах - это молоко долгого хранения, в Европе оно довольно высокого качества. Йогурты берем килограммовыми упаковками. Обычно это удовольствие на пару дней, долго стараемся его не хранить.

Мясо (индейка, кролик, свинина) - максимум на пару дней. Едим много зелени и фруктов. Морепродукты едим все время: осьминогов, каракатиц, рыбу - такой рацион у нас на якоре, а море вносит свои коррективы. Часто готовим всевозможные каши. Из необычного - мы любим проращивать бобы: чечевицу, сою. Добавляем в салаты и просто в прикуску с основными блюдами - дети это очень любят.

Свежего тунца очень любим, и как только выходим в море - настраиваем снасти и практически всегда достаем одного-двух хороших экземпляров и готовим свежее малосольное филе. Ни в одном магазине такого не найти!

Перед выходом в море едим мало и никакой молочки - чтобы не укачивало. В самом переходе также устраиваем легкие, но частые перекусы. Тут подходит все: мясные нарезки, бутерброды, много минеральной воды, оливки. И никогда не переедаем, никакой тяжелой и жирной пищи. Особое внимание всегда уделяем сухофруктам. А протеиновые коктейли стоят на отдельной полке - это наше спасение в тяжелые моменты. Обязательно перед каждым переходом мы запасаемся «ништяками» - это шоколад, карамель, сгущенка, печенье, колбаса.. Все это отлично поднимает настроение далеко от берега.

Перед переходами у нас обязательно - день закупок! Это всегда большая экспедиция на берег: высадка на динги на сушу, поход в магазин, потом загрузка в динги всего продовольствия и дорога обратно на яхту по воде. Все продукты аккуратно распределяются по рундукам, все скоропортящееся оптимизируется и готовится, остальное - занимает свое почетное место в рундуке с продовольствием.

За все время путешествий у нас сформировался список обязательных "стратегических" продуктов: пресная вода, сахар, чай, кофе (соль даже если закончилась - совершенно не проблема, ее вокруг предостаточно и из морской воды добыть ее совершенно не проблема), мука (когда заканчивается хлеб из муки всегда можно сделать хлебцы, а также мы добавляем ее в огромное количество блюд), яйца, молоко, картофель, морковь, лук, крупы (рис, чечевица, соя), сало - практически вечный срок хранения, шоколад, спортивный протеин, комплексы витаминов, сухофрукты (курага, чернослив, инжир, изюм, финики), сухие каши.

В магазин ходим раз в 3-4 дня и закупаемся на 20-30 евро в среднем. Из приятных бонусов такой жизни: каждый раз, когда мы покупаем мороженое или тортик, мы не стремимся съесть поменьше, чтобы хватило на подольше -  мы можем съесть все и сразу! Ведь хранить мороженое без холодильника нет смысла, а за фигуры мы не боимся, ведь путешествия под парусом - это тяжелый физический труд, и мы благодаря этому всегда в отличной форме.

Мы питаемся также, как и обычные люди. За тем исключением, что готовим максимум на два дня, мясо и рыбу едим свежими. Овощи и фрукты можно запасти на несколько дней, за морепродуктами и рыбой мы охотимся. В плавания любим брать с собой сухофрукты - это отличный источник энергии. На ходу - ловим рыбу. Тунец и скумбрия - наши любимцы. Больше всего любим их малосольными. Часто балуем себя сгущенкой. А Филипп с удовольствием уминает за обе щеки хамон с оливками.

Продукты, бывает, портятся. Но это - не беда! Я все это «добро» использую как подкормку для рыбы, и после этого у нас на столе всегда свежепойманная средиземноморская. Из морепродуктов очень любим осьминогов и каракатиц.

Бывают и «голодные» времена. Когда перевод за работу еще не пришел, в стране выходной, а в «холодильнике» пусто. Это нас не пугает - всегда можно наловить рыбы или приготовить что-нибудь сытное из стратегического запаса. Помню, как мы прошли через Бискайский залив, запасы закончились, а в порту все магазины закрыты... Уставшие, изможденные, голодающие... - это не про нас. Мы наловили шикарных креветок на штаны прямо с понтона и устроили себе изысканный ужин на палубе!

Уважаемые Елена и Василий, от команды издания «Блокнот Молдовы» желаем вам ярких путешествий и только положительных эмоций в дальнейшем.

  

Новости на Блoкнoт-Молдова
путешествияЛица МолдовыСуриковыфрилансеры
0
0