Молдове грозит замедление экономического роста: налоговые льготы не помогают
Читайте также:
- ЕБРР снизил прогноз роста ВВП Молдовы в 2019 году на 0,5 процентного пункта (13.05.2019 15:59)
- Решение о перечислении очередного транша МВФ будет принято после назначения нового правительства, - Кику (30.04.2019 20:53)
- МВФ понизил прогноз экономического роста в Молдове на 2019 год (11.04.2019 16:34)
Политическая неопределенность и индивидуальные интересы подрывают программу реформ и инвестиционный процесс в Республике Молдова.
Принятые в 2018 году налоговые льготы и меры по расширению налогообложения, а также продолжающийся рост финансового посредничества, еще будут некоторое время поддерживать рост экономики в 2019 году. Однако, согласно анализу Всемирного банка, на фоне низкого объема денежных переводов и слабого внутреннего и внешнего спроса экономический рост в Молдове в 2019-2021 годах замедлится, опустившись ниже исторических значений.
В то же время, снижение объема денежных переводов и более высокая инфляция, которая ударит по располагаемому доходу, замедлят рост экономики до 3,4%. Вместе с тем, согласно прогнозам, рост экономики в 2020 году составит 3,6%, а в 2021 году в связи с усилением роста основных торговых партнеров – достигнет 3,8%.
Принятая правительством демократов перед выборами экспансионистская фискальная политика наряду с более высокими ценами на сельскохозяйственную продукцию и регулируемыми корректировками цен ускорит инфляционное давление, вызвав во второй половине 2019 года инфляцию вне целевого коридора.
В то же время в среднесрочной перспективе ожидается, что денежная позиция останется адекватной, а инфляция потребительских цен будет колебаться в пределах целевого коридора. При этом бюджетное пространство будет крайне ограничено вследствие снижения налогов, увеличения перед выборами социальных расходов и заработной платы, а также низкого внешнего финансирования.
Кроме того, в 2019 году ожидается рост дефицита бюджета до -2,7% ВВП, что связано с чередой выборов в республике. Согласно прогнозам, в среднесрочной перспективе дефицит бюджета будет выше, чем в среднем за исторический период, из чего возникает необходимость крайне разумного управления.
Таким образом, с учетом снижения уровня производительности, сокращения внешнего финансирования и структурных недостатков, Молдова остается чрезвычайно уязвимой для потрясений. А политическая неопределенность и индивидуальные интересы еще более подрывают программу реформ и инвестиционный процесс. Дополнительные риски создают высокая доля государства в экономике, слабые и проблемные управленческие институты, в том числе в финансовом секторе. Вместе с том экстремальные погодные условия могут отразиться на сельскохозяйственной продукции, оказывая дополнительное влияние на экономический рост и уровень бедности, сообщает point.md со ссылкой на mold-street.com.
Также в среднесрочной перспективе может ухудшиться фискальная позиция из-за структурной неэффективности государственных расходов и более высокого давления в результате предвыборного повышения заработной платы и социальных расходов. Среднесрочным риском может также стать необходимость финансирования дефицита, поскольку он в значительной степени зависит от внешних поступлений, которые в поствыборный период могут просто не материализоваться, особенно в случае досрочных выборов.
В виду означенных рисков и более высокого прогнозируемого уровня инфляции у правительства возникает большая вероятность столкнуться с дополнительными трудностями в финансировании запланированных внутренних расходов, что может привести к вытеснению частных инвестиций.
К основным долгосрочным проблемам экономического роста следует добавить старение населения, высокие чистые потоки эмиграции, неустойчивый рост, обусловленный потреблением, который, в свою очередь, поддерживается за счет денежных переводов и низкой производительности. Такая вот вырисовывается безрадостная картина.