Музей Пушкина в Кишиневе: Путин приведет в порядок то, что не успели разрушить Плахотнюк и Basconlux
Читайте также:
- В Кишиневе строится многоэтажный дом без документов (DOC) (05.11.2019 13:00)
- Скандальная фирма незаконно строит в Кишиневе – данные технадзора (28.10.2019 12:05)
- Бывший глава ВСП Ион Друцэ связан со скандально известной строительной фирмой (27.10.2019 13:15)
Владимир Путин поможет отремонтировать дом-музей Пушкина в Кишиневе.
Об этом президент России заявил в ходе заседания Совета по русскому языку в ответ на выступление директора Государственного музея А.С. Пушкина Евгения Богатырева. Тот обратил внимание главы российского государства на плачевное состояние домов-музеев Пушкина в Кишиневе и Гурзуфе. В случае с гурзуфским музеем, к нему доступ и вовсе ограничен, так как дорога туда пролегает через частную территорию санатория.
Незамедлительная реакция
Богатырев также отметил, что обновление пушкинских музеев может войти в программу подготовки к празднованию 225-летнего юбилея Пушкина, и передал Путину соответствующие коллективные письма от директоров пушкинских музеев.
– Надеемся на вашу поддержку, - подчеркнул Богатырев.
– Что касается тех объектов, которые находятся за границей, - к сожалению, сегодня заграницей, в Молдове - с властями переговорим, если нужна им помощь, мы даже будем готовы оказать им финансовую помощь для проведения в порядок этих пушкинских мест, - ответил на это Путин, которого цитирует ТАСС.
Говоря о доме-музее в Гурзуфе, президент отметил, что надо посмотреть, кому он принадлежит.
– Здесь проблем с финансированием не будет, вопрос только - как организовать эту работу. Но я надеюсь, в наших силах сделать все, что можно, - добавил Путин.
От основ
Тридцать первого мая 1946 года правительство МССР приняло постановление "Об открытии в городе Кишиневе Дома-музея А. С. Пушкина". Инициатива принадлежала Союзу писателей Молдовы во главе с известными поэтами Емилианом Буковым и Андреем Лупаном. А уже 10 февраля 1948 года, в день смерти поэта, "домик Пушкина" принял первых посетителей.
Крайне высока была вероятность того, что флигель заезжего дома купца Ивана Наумова, где жил Пушкин, могли и вовсе не обнаружить. Уже в 1898 году в газете "Бессарабец" от пятого сентября о месте обитания Пушкина на бывшей Антоновской улице замечено: "но где этот дом, никто не знает, так как никто не задавал себе труда отыскать его… и сохранить". Отыскать и сохранить — именно с этой целью в старый город спустился прибывший из Ленинграда Борис Алексеевич Трубецкой, бывший до этого сотрудником знаменитого "Пушкинского дома". В своей знаменитой книге "Пушкин в Молдавии", выдержавшей шесть изданий, Трубецкой вспоминал: "В начале сентября 1944 года местные жители показывали мне, где находится "домик Пушкина", как они его называли".
Оказавшись у стен этого дома, ученый с горечью заметил: "Вид этого домика, находившегося на улице Антоновской, 19, — ранее, при Пушкине, она называлась Антоньева, — был ужасен. Провалившаяся крыша, ветхие дверь, окна и полы, грязь и руины зданий, находящихся близ него. Нужны были срочные меры, чтобы сохранить этот дом…".
Именно Трубецкому выпала честь стать первым директором дома-музея Пушкина в Кишиневе и с группой товарищей приступить к реставрации (в чем очень много помог архитектор Федор Петрович Наумов — ред.) и организации экспозиции.
Разрушительная стройка
В 2010 году скандально известная строительная компания Basconslux (ныне еще и фигурант отчета «Кролл-2») начала строить свои многоэтажки прямо перед музейным комплексом. Вся общественность страны трубила тревогу. Из-за вбивания свай в грунт и из-за проезда многотонных грузовиков на месте стройки в пяти метрах от дома-музея по стенам самого памятника зодчества начала XIX века пошли трещины. Их количество в итоге перевалило за несколько десятков.
Во время строительных работ все в музее дрожало и дребезжало. Иными словами, из-за чьей-то алчности и желания получить скорейшую прибыль от своих вложений целый музей мог рухнуть за часы. Сотрудники музея боялись оставаться в его здании и, когда было тепло, чаще всего находились во дворе.
Разрешение на строительство у фирмы Basconslux было, и выдало его… Минкультуры! Но вот заключения Совета по памятникам архитектуры при Минкультуры получено не было. Более того, Совет еще в 2008 году дал отрицательное заключение по проекту строительства многоэтажек компании Basconslux в непосредственной близи от дома-музея Пушкина. Подписанные бывшим (на момент начала строительства) министром культуры Артуром Козмой документы, которые якобы разрешают строительство фирме Basconslux у музея, не имеют силы, потому что Козма не был уполномочен утверждать такого рода бумаги. Кроме того, ни эскиз, ни документация, ни условия застройки, ни ее последствия публично не были оглашены, не были согласованы, скрывались от администрации музея и общественности.
В шок всех в Кишиневе поверг тот факт, что Basconslux ни юридически, ни финансово не гарантировала сохранность музейного комплекса, признавая при этом, что… «ветхое строение XIX века» может полностью разрушиться в результате строительных работ, рассчитанных на четыре-пять лет! Речь, во-первых, о музее, во-вторых, об охраняемом государством памятнике архитектуры. «Ну, подумаешь, разрушим мы ваш музей, ну, отстроим заново», — заявил в тот период представитель застройщика работникам музея.
Месяцами общественники, ученые, архитекторы, пушкинисты и лишь один (!) чиновник отстаивали право здания музея Пушкина на существование. Проводили конференции, видеомосты, подключая всех неравнодушных людей из десятков стран мира. Даже посольству России пришлось вмешаться. Пока шли ожесточенные дискуссии с властями по вопросу этой стройки, писались письма, как обычные, так и открытые, руководство Basconslux … распорядилось строить ночью.
В итоге после кулуарного вмешательства ключевых фигур тогдашней молдавской власти возведение той части комплекса, что ближе всех должна была располагаться к зданию музея Пушкина, заморозили. Остальные же высотки благополучно достроили. А нынешнее руководство дома-музея Пушкина, видимо, вынуждено молчать о новых нарушениях, которые, похоже, были, в обмен на возможность и в дальнейшем занимать престижную должность. Опасность продолжения строительства у дома-музея Пушкина в Кишиневе сохраняется до сих пор – молдавские чиновники, как показывает практика, весьма падки на взятки.
А в апреле 2017 года на Молдову обрушился снегопад, который повредил все, что только можно было повредить. В том числе и крышу музейного комплекса. В данный момент она продолжает ветшать и разрушаться, пишет в своем блоге известный российский журналист Александр Малькевич.
Спасительная политика
Источники корреспондента «Блокнот Молдова» утверждают, что дом-музей Пушкина убивают специально. Потому что в бюджете министерства культуры, образования и исследований заложено 2 миллиона леев на реставрацию этого объекта. Все это время никаких действий не предпринималось потому, что, по словам источника, музейный комплекс намеревались довести до состояния аварийности и… ликвидировать сам музей. Фонды перевезли бы запасники Национального музея истории, а дом-музей передали бы в частные руки под реставрацию и «апгрейд по-молдавски» - в здании, которое могли передать в долгосрочную аренду, был бы создан в итоге ресторан «У Пушкина». Имя классика, чей музей был бы уничтожен, начали бы эксплуатировать на святом для кишиневцев месте дельцы из когорты бывшего уже «хозяина Молдовы».
Дело в том, что, по словам, источника, Плахотнюк обещал музейный комплекс некоему аффилированому лицу за какие-то личные заслуги. И именно поэтому фирме Basconslux почти 10 лет назад дали «зеленый свет» на ту стройку – эти работы должны были привести музей в полную негодность.
Теперь Плахотнюка уже давно нет в стране но ситуация пока не меняется.
Ждут ремонта уже давно
Музеограф дома-музея Пушкина Марина Подлесная заявила журналистам, что ожидается капитальный ремонт комплекса.
– До меня тоже доходят слухи, но хотелось бы, чтобы была конкретная информация. Для этого, как мне кажется, нужны круглые столы, чтобы собрать заинтересованных лиц и, в том числе, сотрудников музея, которые, как никто другой, заинтересованы в том, что происходит внутри и вокруг учреждения. Реставрацию всего музейного комплекса можно проводить частями. Важно, чтобы музейный комплекс никогда не уходил из культурного пространства. Мы остаемся, и в это же время перед нами открываются замечательные перспективы. Мне кажется, надо таким образом проводить реставрацию, то есть по частям, - сказала Подлесная.
Подготовил Николай Костыркин
Новости на Блoкнoт-Молдова