Молдова движется к тоталитаризму - мнение
Фото: Newsmaker
Читайте также:
- «Видимость демократии» - Санду обсудит кандидатуру премьер-министра с парламентскими фракциями (29.07.2021 19:30)
- Новые люди, старые методы: партия Санду лоббирует в парламенте интересы нефтяных компаний (28.07.2021 16:50)
- Цырдя рассказал, что будет творить лакеи Запада из PAS, находясь у власти (28.07.2021 14:14)
Кто будет «утверждать» Санду и PAS те реформы, которые они будут проводить?
Результаты прошедших 11 июля парламентских выборов в Молдове многими воспринимаются как действительная возможность Молдовы встать на путь демократии, окончательно покончив с олигархическим режимом последнего десятилетия. Напомним, что убедительную победу одержали правые силы в лице одной политической партии PAS. Граждане Молдовы, в большей степени за счет голосов так называемой «диаспоры» (фактически мигрировавших в страны ЕС молдавского электората) отдали более 52% голосов именно прозападной политической партии, что в итоге дало возможность ей получить в молдавском парламенте 63 места из 101, тем самым, получив парламентское большинство с возможностью самостоятельного принятия решения по большинству вопросов, входящих в компетенцию законодательство органа: принятие законов, формирование Правительства и т.д.
Победа партии PAS, с учетом занятия в 2020 году президентского кресла ее лидером Майей Санду, в информационном пространстве внутри и вокруг Молдовы подается как начало перехода к построению демократического общества. Однако мы считаем, что Молдова в действительности стала ближе к тоталитаризму, нежели к демократическому обществу. Итак, попробуем разобраться.
Фото: Punctul
Одними из ключевых элементов построения западного типа демократии в настоящее время являются: институциональное обеспечение реализации населением своей власти в государстве, прозрачность функционирования государственных институтов, минимизация коррупционных рисков, защита прав человека.
И вот с практической реализацией всех этих элементов в Молдове ситуация не просто имела тенденцию ухудшения, но имеет место угроза существенного качественного перехода к деградации.
Начнем с вопроса о реальности реализации власти народа в Молдове.
Избирательная кампания 2021 года и результаты парламентских выборов показали, что молдавский электорат не голосовал за определенную программу развития государства и реформ, которую предоставила партия PAS. Напротив, политической программы не имелось. Победа в парламентских выборах была обеспечена за счет политического авторитета Президента Молдовы Майи Санду и отдельных общего характера деклараций, таких как борьба с коррупцией (действительно актуальная для Молдовы проблема на протяжении многих последних лет), реформа юстиции, повышение социального обеспечения жителей Молдовы. С этими декларативными заявлениями в настоящее время все ясно: они пустые и требуют конкретного наполнения как программного, так и практического содержания.
Здесь следует немного остановиться и спросить: а кто будет «утверждать» Майе Санду и PAS те реформы, которые они будут проводить, если они не были изначально предложены народу? В данном случае, с учетом отсутствия у электората сведений о реальных конкретных планах новой властвующей политической элиты, в Молдове возникает существенный кризис демократического транзита, при котором народ не способен как донести свои пожелания и потребности до власти, так повлиять на формирование повестки реформ в стране.
Фото: Jurnal
Решение указанной проблемы можно было бы увидеть в различных совещательных площадках в форме общественных Советов, социально направленных НКО или действенного механизма доведения мнения населения до власти и, напротив, согласования властных решений с народом. Но в Молдове в настоящее время отсутствуют такие механизмы и площадки. Более того, организация своего рода совещательных институтов хоть и планируется, но только с участием иностранных «независимых экспертов», что, конечно, позволит положительно влиять на имидж Молдовы перед странами коллективного Запада, но фактически отбирает у народа, как источника власти в государстве, ресурсы реализации власти через представительские институты (Президент, парламент), так как отсутствует согласование с населением своих действий, и контроля за властью через различные прямые и опосредованные площадки в виде совещательных организаций. В этом же контексте возникает вопрос о допустимости для Майи Санду и партии PAS использования ресурсов референдумов по наиболее важным для государства вопросам, ибо не возникает сомнений, что новое руководство Молдовы намерено кардинально изменить подходы к реализации внешней и внутренней политики, в связи с чем проблема легитимности принятия важных (возможно даже исторически важных) решений новой власти будет в ближайшее время все более обостряться. В этом контексте интересно будет наблюдать за действиями оппозиционной партии социалистов Молдовы.
В продолжении следует отметить намерения Майи Санду в рамках административно-территориальной реформы ликвидировать районные представительные органы власти в целях усиления вертикали власти, что в итоге приведет к отсутствию возможности населению воздействовать даже на местные районные власти.
Из вышеуказанного вытекает вторая существенная для нынешней ситуации проблема – каким образом обеспечивается (или будет обеспечиваться) прозрачность принятия властных решений. Театральные парламентские постановки партии PAS, в ходе которых будут «обсуждаться» те или иные законопроекты, не смогут в полной мере удовлетворить потребность населения в хотя бы условном участии в процессе управления государством (пусть даже путем «стороннего наблюдателя»). Таким образом, мы можем столкнуться с тем, что решения по тем или иным законам могут приниматься в «закрытом, корпоративном режиме», при котором население Молдовы фактически будет «ставиться перед фактом». Наличие в парламенте Молдовы оппозиции в лице партии социалистов Молдовы как залог открытого пусть и с известным результатом процесса законотворчества не должно обнадеживать тех, кто надеется на прозрачность принятия решений. Вероятность гласного публичного дискурса по принятию важных для государства решений если не нулевая, то крайне минимальная, так как новое политическое руководство Молдовы не пойдет на то, чтоб дать возможность оппозиции выйти из того электорального «нокдауна», в который их отправили Майя Санду, партия PAS и курировавшие их избирательную кампанию «западные партнеры».
Фото: IBNA
Что касается борьбы с коррупцией, то здесь нам следует говорить о невозможности нового руководства Молдовы что-либо принципиально изменить, несмотря на возможную искреннюю веру Майи Санду в таковую перспективу. В любом случае, вера в искоренение коррупции в Молдове – заблуждение, из чьих бы уст данная позиция не звучала бы, по крайней мере сегодня и в ближайшие годы. Возможные предпринимаемые действия в форме фактической люстрации приведут лишь к кризису кадрового обеспечения органов госвласти Молдовы, снижению их эффективности, как следствие, к снижению доверия самой Майе Санду, которая совместно с руководством партии PAS будут самостоятельно принимать решения о том, кто есть «коррупционер» и как его определить. Всплывающие в СМИ сведения о том, что связанные с иностранными НКО президентские советники уже начали передел контроля над предприятиями, указывает на неизбежность краха «мечты» на построение общества без коррупции, что, безусловно, в условиях фактически отсутствия системы сдержек и противовесов и разделения властей, приведет к замкнутости властной верхушки, в целях недопущения кого-либо к «кормушке».
Остается последний, но активно раскручиваемый США и их партнерами, элемент признания государства соответствующим демократическим принципам – соблюдение прав человека и свобода СМИ. В данном отношении между западными государствами и Молдовой продолжает существовать широкий правовой и ментальный разлом. Для того, чтобы соответствовать «западным» стандартам в сфере соблюдения прав человека, не хватает только лишь корректировки законодательства и системы юстиции. Фактически имеющий место шантаж США и их «братьев меньших» по отношению к странам, которые хотят примкнуть к западной цивилизации, в рамках соблюдения стандартов прав человека, в реальности заключен не в правовой, а политической сфере. Мерилом признания Молдовы «достойной» станет принятие Молдовой как должное американской позиции по нарушению прав человека в странах-оппонентах США и присоединение в той или иной мере к их санкционной политике, что способно нанести ущерб внешнеполитическим интересам самой Молдовы. В этом контексте безапелляционность позиции руководства Молдовы о необходимости «быть единым с Западом», без учета мнения населения Молдовы, существенная часть которого продолжает усматривать большую пользу в «восточном» направлении, станет очередным ударом по основам демократии и плюрализму в Молдове. Остается только лишь наблюдать за сферой молдавских СМИ, надеясь на то, что одна из ключевых свобод человека – право на свободу слова и мнения не будет под предлогом «информационной агрессии одной из стран СНГ» подмята Майей Санду и партией PAS.
Молдова после 11 июля изменится. Конечно, менялась она все последние 3 десятилетия. Однако в ближайшие несколько лет следует ожидать, нет, не стабильности, а одновекторности ее развития, ввиду получения властных ресурсов незначительной группой лиц в лице президента, руководства партии PAS, их надежными сторонниками из числа представителей отдельных НКО. Проблемой современного этапа демократического развития (или деградации) Молдовы является фактическое устранение населения от принятия властных решений, его невозможность повлиять на политическую повестку и обозначить свои потребности (социальные, политические, идейные). Таким образом, Молдова из страны с предпосылками к развитию демократического общества, превращается в государство с четко выраженной группой лиц, имеющих доступ к реализации власти, которая не будет ни слушать свой народ, ни спрашивать его. Более того, обозначаемые институциональные изменения в молдавском обществе способны привести к устранению объективно необходимой для прогресса оппозиции и навязыванию единого мнения о развитии государства. Все это указывает нам сегодня на то, что имеется большая вероятность построения тоталитарной модели управления молдавским государством.
Автор: Евгений Кулагин
«Блокнот Молдова» предлагает подписаться на наш телеграм-канал https://t.me/bloknotmd - все новости в одном месте.
Новости на Блoкнoт-Молдова