Под грифом коронавирусного безумия. Итоги года в сфере здравоохранения
Читайте также:
- "Додон вписал себя в новейшую историю как человек, сделавший много для Молдовы" - итоги президентства Игоря Додона (22.12.2020 15:07)
- Итоги 2020 года: Молдавские направления постепенно превращаются в дороги (15.12.2020 19:17)
- Итоги 2020 года на рынке труда: через ковиды к заоблачным зарплатам (07.12.2020 18:55)
Самый черный год для молдавской медицинской системы.
Продолжаем цикл аналитических статей с целью разобраться, с какими проблемами и достижениями наша страна входит в новый период своего развития. Очередная тема этого цикла связана со здравоохранением – сферой жизни, напрямую касающейся каждого жителя республики и вызывающей наибольшее количество нареканий и эмоций.
2020 год для молдавской медицины получился по-настоящему мрачным и попросту катастрофическим. Связано это, как понимаете, с всемирной пандемией коронавируса, которая коснулась и нашей маленькой республики.
С чего все начиналось?
Первый случай коронавируса в Молдове был подтвержден в начале марта. 7 марта пассажирку рейса Милан-Кишинев в тяжелом состоянии отправили в больницу прямо из аэропорта. 48-летняя женщина, которая ухаживала за пожилыми людьми в Бергамо, была госпитализирована в Италии по подозрению на коронавирус еще 29 февраля.
Пациентке удалось сбежать из больницы и купить авиабилет на самолет до Кишинева. Пассажирка не сообщила о своем состоянии ни пограничникам, ни бортпроводникам. Прямо из аэропорта ее отправили в инфекционную больницу имени Тома Чорбэ. Премьер-министр Ион Кику тогда обвинил женщину в безответственности, но вскоре и так стало понятно, что надеяться на то, что коронавирус не проникнет в страну, бессмысленно.
Дальнейшее развитие ситуации
Инфекция не останавливается ни перед заборами, ни перед металлоискателями и прочими контрольными радарами. С ней нельзя договориться или попросить ее прийти позже. С середины марта стало ясно, что нужны чрезвычайные меры по борьбе с коронавирусом. И они последовали - первый локдаун оказался самым жестким, когда на два месяца были закрыты все заведения, практически полностью парализована активность общества, а на улицах в какой-то момент даже появились армейские машины (это оказалось лишним). В то же время власти начали оборудовать временные ковид-центры на Молдекспо.
Локдаун
Время показало, что меры, принятые правительством Кику, оказались правильными - удалось избежать взрывного распространения коронавирусной инфекции. Количество случаев в период локдауна исчислялось десятками в день, реже - сотнями.
А как только самые жесткие меры были сняты, тут же начался рост - вспомните, как шокировали в начале лета цифры в 400 заболевших ежедневно, и как обыденно уже воспринимаются 1000 случаев в день в зимний период.
Другой шок, но весенний - отсутствие масок и взлетевшие на них цены. Если до пандемии медицинская маска стоила в пределах одного лея, то сейчас на них уже совсем другие цены, а сами маски превратились в предмет стиля (как это сказывается на их биологической эффективности - это другой вопрос).
К счастью, локдаун сделал самое важное - не позволил похоронить всю систему здравоохранения, которая и так подвергалась различным экспериментам в последние десять лет, под шквалом казусов заболевания.
Правительство Кику сделало все возможное, чтобы встретить этот удар с теми «силами», которые имелись - несмотря на все оптимизации, на все опыты, которые проводились членами альянсов за «евроинтеграции» все последнее десятилетие (вспомните только проворовавшегося филатовского министра Усатого), в решающий момент система выстояла.
Помощь
Надо признать, что тому, что система выстояла, в немалой степени способствовала помощь заграничных государств. Так уж сложилось в Молдове в последние десятилетия, что в критический момент всегда приходится обращаться за помощью, будь то кредит или ситуация, связанная с природным бедствием (засуха, наводнение - а теперь и пандемия). Весной немалую помощь индивидуальными средствами и жидкостями для дезинфекции помещений и всего прочего, оказала Россия.
Это особенно ярко проявилось на фоне того, что и сам Европейский Союз оказался откровенно не готовым к такому развитию ситуации. Оттуда предлагали деньги, но в том положении, которое было весной, нужны были конкретные медицинские материалы, а не деньги. Помощь врача получившему травмы нужнее, нежели денежные купюры, которые не приложишь к ране вместо бинта, условно говоря.
В мае помощь попыталась оказать и Румыния, но на поверку это больше было похоже на пиар-акцию, которую всячески тиражировали иные сограждане, тяготеющие к Румынии. Уж очень это было похоже на судорожную попытку сделать хоть что-то в пику российской помощи, причем на поверку оказалось, что наши запрутские соседи выслали не очень качественные медицинские материалы - такие, которые сами у себя они использовать побрезговали. О какой-то поддержке медицинской системы Молдовы объявили и американцы, впрочем, это также оказалось разовой акцией - подарили компьютерную технику для Covid-центра.
Зато стабильно и без лишнего шума помогали азиатские страны - Япония и Китай. Японцы и вовсе помогали буквально каждые несколько месяцев, причем их помощь касается не только ситуаций с коронавирусом, но и в целом. Речь идет о внедрении более современного медицинского оборудования для всех аспектов медицинской деятельности.
Врачи
2020-й год в нашей стране был объявлен годом врачей и вполне понятно, почему - на их долю выпала беспрецедентная нагрузка, коей не было в прошлом. При этом именно врачи оказались «на первой линии» - не только в смысле борьбы с инфекцией, но и в смысле риска, ведь именно по ним вирус бил в первую очередь.
Усугубляет ситуацию и то, что молодых врачей в Молдове осталось не очень много - система здравоохранения держится на людях в возрасте, а они, как вы понимаете, более подвержены риску заболеть и скончаться от последствий коронавируса. Именно по этой причине статистика смертности врачей в Молдове выше, чем во многих других странах - попросту потому, что в Молдове мало молодых врачей. Работают в основном люди, учившиеся еще в советские времена. Что будет, когда и они перестанут работать - даже и думать не хочется...
Вакцины
Накануне глава Минздрава Виорика Думбрэвяну заявила о том, что вакцина Pfizer является несбыточной мечтой для граждан Молдовы. При этом, Думбрэвяну заверила, что граждане Молдовы будут получать вакцины против коронавируса. Правда, она не уточнила, какие именно. В данном вопросе пока нет никакой неопределенности и это еще мягко сказано. Будем просто ждать.
Ушедшие безвременно…
По состоянию на 26 декабря коронавирусом в Молдове заразились в общей сложности 140 250 человек. Смертельных случаев – 2871. Излечились - 125 212 человек.
К сожалению, среди умерших оказались и врачи. В частности, в 2020 году скончался талантливейший хирург РКБ Алик Котонец. Причина – осложнения, спровоцированные коронавирусной инфекцией. В мае от ковида скончался хирург Первой горбольницы Кишинева Игорь Дорогой. Недавно не стало еще и Якоба Пэпушоя – он целых 40 лет проработал в Чимишлийской районной больнице.
Пока же правительство пытается стимулировать остающихся в стране медиков - их зарплаты растут, в течение года было несколько волн повышения зарплат, в том числе и крайняя, которая вступит в силу с 1-го января.
Это был последний жест благодарности от правительства Кику медикам в этот крайне непростой год. Будут ли делать подобные реверансы врачам следующее правительство и нынешний президент - большой вопрос.
Автор: Алексей Столяренко
«Блокнот Молдова» предлагает подписаться на наш телеграм-канал https://t.me/bloknotmd - все новости в одном месте.
Новости на Блoкнoт-Молдова