Председатель парламентской комиссии по расследованию указал на нарушения при приватизации Air Moldova
Читайте также:
- Дело о приватизации AirMoldova - парламент заслушал сегодня Филипа, Габурича и Калмыка (03.09.2019 14:51)
- Немцы захотели купить румынского совладельца Air Moldova (26.01.2019 14:01)
- Экс-депутат Петренко назвал кражей у государства приватизацию Air Moldova (03.10.2018 14:00)
Приватизация государственного предприятия «Air Moldova» была «непрозрачной, неэффективной и незаконной».
Сегодня, 3 сентября, после заслушивания показаний нескольких бывших чиновников об этом заявил Игорь Мунтяну, председатель парламентской комиссии по расследованию организации и проведения приватизации и концессии нескольких объектов государственной собственности. Представители новых владельцев компании «Air Moldova» на встречу не пришли, хоть и были приглашены.
Игорь Мунтяну указал на целый ряд противоречий, нестыковок и нарушений, обнаруженных в действиях государственных служащих в процессе приватизации крупнейшей молдавской авиакомпании.
- На момент приватизации компания зарегистрировала задолженность в размере 1,3 млрд леев. Долги были зафиксированы на фоне увеличения количества пассажиров. Удвоение количества пассажиров должно означать удвоение прибыли. Компанией управлял временный директор, назначенный без проведения конкурса. С 2014 года не было отчетов внешнего аудита, несмотря на то, что договора на такие услуги были заключены и оплачены. Оценка стоимости компании была проведена ненадлежащим образом. Качество оценки повлияло на цену, с которой компания была приватизирована, - цитирует слова депутата agora.md.
Мунтяну также отметил, что метод приватизации, выбранный Агентством публичной собственности (APP), а именно путем коммерческого конкурса, был неверным. Как пояснил председатель парламентской комиссии, в подобных случаях, когда речь идет об объектах, имеющих особую значимость для национальной экономики, приватизация должна осуществляться посредством индивидуальных проектов.
- На представление предложений для участия в коммерческом конкурсе было отведено всего 39 дней. На оформление приватизации давалось всего 9 месяцев. Добросовестному инвестору требуется время для получения необходимой информации. Власти торопились.
Условия по привлечению потенциальных покупателей были ограничены минимальными требованиями законодательной базы. Власти ограничились предоставлением публичной оферты, проведением пресс-конференции и отправкой в посольства пресс-релиза на румынском, русском и английском языках. Как правило, в таких случаях госорганы должны публиковать предложения в специализированных международных изданиях, - отметил Игорь Мунтяну.
По утверждению председателя парламентской комиссии по расследованию приватизации, власти заранее знали, кому перейдет «Air Moldova».
- Это была недавно созданная компания с капиталом в 500 тыс. леев, которая брала на себя обязательство погасить долг в 1,3 млрд леев. Правительство во главе с г-ном Павлом Филипом признало риск несоблюдения подрядчика означенных обязательств. Спустя почти год после приватизации ситуация в компании существенно не улучшилась. Согласно информации Агентства публичной собственности, за это время сумма долга не претерпела существенных изменений, и инвестиций новые владельцы так и не привлекли. В соглашении о купле-продаже не был зафиксирован срок в отношении обязательства по погашению задолженности в размере 1,3 млрд. леев. Власти, которые инициировали приватизацию, не приложили достаточных усилий для мониторинга выполнения обязательств после приватизации, - указал председатель парламентской комиссии.
Игорь Мунтяну отметил, что Министерству экономики необходимо провести комплексный аудит состояния инвестированных средств и выполнения покупателем взятых на себя обязательств в отношении «Air Moldova».
- Согласно договору о приватизации, компания, выкупившая у государства данный объект собственности, обязана в течение трех лет находиться в режиме мониторинга. В течение этого периода компания не вправе закладывать и отчуждать имущество без согласия РМ. Аудит очень необходим, — отметил депутат.
По делу о приватизации авиакомпании AirMoldova сегодня в парламенте были заслушаны сразу 11 человек, в том числе и высокопоставленные демократы - Павел Филип, Кирилл Габурич и Октавиан Калмык, бывший министр экономики.
Компания «Air Moldova» была приватизирована в октябре 2018 года. Покупателем стала фирма Civil Aviation Group, созданная румынской компанией Blue Air и группой инвесторов из Молдовы. Civil Aviation Group обязалась выплатить в бюджет 50 млн леев и погасить долги авиаперевозчика в сумме более 1,2 млрд леев. По официальной версии тогдашних властей, компания «Air Moldova» была выставлена на продажу, чтобы избежать банкротства.