Молдова Суббота, 21 декабря

Скульптор Олег Комов в Кишиневе и Долне. К 60-летию открытия филиала Дома-музея А. С. Пушкина в Долне

В июне 1972 года в Молдавии проходили Дни литературы и искусства РСФСР. 

Многочисленную представительную делегацию возглавлял заместитель Председателя Совета Министров РСФСР В. И. Кочемасов. К 173-й годовщине со дня рождения А. С. Пушкина в селе Пушкино Ниспоренского района был открыт памятник поэту работы скульптора, заслуженного художника РСФСР Олега Комова.

 

    На открытии выступили поэт Михаил Дудин, писатель, академик АН МССР Андрей Лупан, председатель исполкома сельского Совета Д. А. Унгуряну, ученица 9 класса средней школы Валентина Бешир. Памятник открыли председатель правления Союза писателей РСФСР Сергей Михалков и первый секретарь правления Союза писателей Молдавии Павел Боцу.

 

   Писатель Борис Полевой в газете «Советская культура» в статье «Пушкиниана в скульптуре» высоко оценил эту работу скульптора Комова: «Монумент очень лаконичен. Молодой поэт стоит, опираясь на обломок античной колонны… Как мне кажется, в этой своей работе скульптору посчастливилось как бы проникнуть в ту пору пушкинской биографии… Пылкой молодостью как бы дышит этот новый пушкинский монумент. И размещен он в Молдавии необыкновенно удачно».

 

    На открытии памятника в усадьбе боярина Замфираки Ралли в Долне был скульптор Олег Комов и его супруга Нина Комова, выпускница МАРХИ, член Союза архитекторов России, лауреат Госпремии СССР. Они посетили усадьбу и познакомились со скромной тогда экспозицией, посвященной пребыванию поэта в долненских местах, посещению им лесной цыганской деревни близ сел Варзарешты и Юрчены, написанию поэму «Цыганы», открывшей новое направление в развитии мировой литературы и переведенной уже тогда на 40 языков народов мира. Возможно, в те памятные дни Комов и его супруга посетили Дом-музей поэта в Кишиневе, памятник поэту в городском саду, города и села республики.

 

    Нина Ивановна не только всегда была рядом со скульптором, но и вместе с ним, как соавтор, решала многие творческие вопросы. В 1979 году они создали памятник Пушкину, открытый в Большом Болдине. Комов – автор памятников Пушкину в Твери (1974), Мадриде (1981), Пушкину с няней – в Пскове (1983), Пушкину – в Куопио (1986, Финляндия), а также – памятников Королеву и Гагарину, Лермонтову, Суворову, Циолковскому, Рублеву, Индире Ганди, Кузьме Минину, Ленину и Крупской, Чайковскому, Курчатову, Блоку, Ярославу Мудрому, Петру I, Сергею Рахманинову, Дмитрию Донскому и многим др. Нина Ивановна поставила на могиле скульптора на Кунцевском кладбище Москвы необычный памятник, посвященный скульптором Пушкину и названный им «Смерть поэта». 19 октября 2022 года не стало вдовы скульптора, о которой в некрологе сказано: «Нина Ивановна всегда была его верным соратником и соавтором: практически все работы Олега Комова созданы при участии архитектора Нины Комовой».

 

   Олег Константинович Комов (16.VII.1932, Москва-3.IX.1994, там же), народный художник СССР, действительный член Академии художеств СССР, лауреат Государственной премии СССР, родился в Москве. В 1953-1959 годах учился в МГАХИ им. В. И. Сурикова у знаменитого монументалиста Н. В. Томского. С 1992 года – профессор кафедры скульптуры в Московском государственном художественном институте им. В. Сурикова. До 1970-х годов работал в скульптуре малых форм. Стал известным автором памятников многим ярким личностям в Москве и в мире. Им создано 36 памятников. Его творчество – весомая индивидуальная страница отечественной скульптуры второй половины ХХ века. Это один из самых одаренных и именитых русских скульпторов.

 

    О своем творческом пути к Пушкину и созданию памятника Пушкину в Долне Олег Корнстантинович рассказывал так: «Мой путь к Пушкину был долог и непрост. Ведь ему посвящены такие замечательные произведения, как портреты Тропинина, Кипренского, Теребенева, памятники скульпторов Опекушина, Баха… И все же тема далеко не исчерпана. Пушкина мы воспринимаем не только как поэта – в его творчестве, жизни ощущаем эпоху, основные типические черты людей того времени. Чтобы глубже понять образ Пушкина, надо знать историю русской культуры, которую мы не мыслим без Андрея Рублева, Ломоносова, Державина…


    Особенно интересовала меня первая половина прошлого века. Я увлекся воспоминаниями декабристов, читал работы Гессена о них, записки Пущина. Думал над проектом памятника в Сибири, сделал для Читинского музея бюст М. Лунина. Через декабристов открыл для себя Пушкина. Искал подход к образу поэта. Этот поиск я не считаю завершенным. Уже свыше тридцати лет работаю в скульптуре и продолжаю искать…

 

    В 1954 году, в одну из белых ночей, я, тогда еще студент Суриковского института, бродя по набережным Ленинграда, случайно поднял глаза на окна ничем не примечательного дома и замер: на мраморной доске старинной орфографией было написано, что 29 января 1837 года в этом доме скончался Александр Сергеевич Пушкин… Позже не раз приходил сюда, и всегда обстановка, люди, работающие в музее, давали возможность, как нигде, ощутить поэта живым.

 

    Именно в том далеком году мне посчастливилось: в Пушкинском доме (Институте русской литературы Академии наук СССР) Татьяна Григорьевна Цявловская показала подлинные рукописи и рисунки поэта. Это была уже осязаемая встреча с Пушкиным – словно он за минуту до меня листал тетради, что-то писал и, нечаянно задев свечу, капнул воском на листы…

 

    Шестого июня 1972 года в Молдавии был открыт мой первый памятник Александру Сергеевичу Пушкину, в том самом месте, где бывал опальный поэт у своего знакомого К. Ралли. Существует версия, что Пушкин ходил тогда в шароварах, был обрит наголо после тифа. Мне предлагали изобразить такие детали, но я считал, что этого делать не стоит – это нетипично для Пушкина и принижает образ. Решил изобразить поэта молодым, опирающимся рукой на колонну – парковое украшение тех времен и один из символов классики, которой он так увлекался. Естественно, колонна служила и конструктивным целям, связывала памятник со средой».

 

   Из интервью 1986 года: «Нам интересна личность, а это самое важное при создании любого произведения. Буквальное же следование историческим деталям иногда уводит от истины. Приведу такой пример. Работая над своим первым памятником Пушкину в молдавском селе Долна близ Кишинева, я изучал подробности пребывания поэта в кишиневской ссылке. Здесь, в селе, Пушкин гостил у помещика Ралли. Здесь он встретил цыганский табор. По преданию, осталась Земфирина поляна, где Пушкин встретил цыганку Земфиру. Конечно же, я интересовался тем, как выглядел тогда Пушкин. И тут выяснилось, что он был обрит наголо, потому что переболел тифом, носил простую рубаху навыпуск и штаны, заправленные в сапоги, а рубаху подпоясывал кушаком. Некоторые искусствоведы предлагали изобразить поэта в таком виде. Но мне не хотелось идти этим путем. Я считаю, что, изображая поэта, мы создаем символический образ, изображаем не просто Александра Сергеевича, который ловит на поляне бабочек, а гения народа, образ которого уже сложился в сознании людей».

 

   Сын Комова, художник Илья, отвечая на вопрос «Какую из скульптур Пушкина отец считал любимой?», сказал: «Установленную в Твери. А первой его крупной работой стал памятник поэту в молдавском селе Долна. Я очень люблю эту вещь – потому что это был первый, долгожданный памятник в новой мастерской. Он изобразил Александра Сергеевича, опирающимся на колонну, – метафора классической традиции. В 1981-м второй экземпляр поставили в Мадриде».

 

   Образ Комова, созданный им Пушкин навсегда вошли в молдавскую Пушкиниану. А каким он был? В журнале «Смена» в 1986 году Ирина Лобанова представила такой портрет мастера: «Внешность Олега Комова полностью отвечает представлениям о скульпторе-каменотесе – тяжелой фигурой, медлительностью движений. Его лицо с четко очерченными границами формы, острыми наблюдательными глазами под мощными надбровьями словно отточено резцом. Сильные руки Комова будто для того и созданы, чтобы молотком и троянкой высекать из камня крупные фигуры, недаром он один из основателей “сурового стиля” в скульптуре. Однако в его мастерской таких работ нет, напротив, все вещи лиричны, небольшого размера. Сразу вспоминаешь, что именно ему удалось возродить интерес к малой пластике, и даже фигура его рабочего-целинника (1960) – молодого худощавого парня с ребенком на руках – пронизана нежностью».

 

   Дни литературы и искусства РСФСР в Молдавии 1972 года были уникальны по представительству и содержанию. Вот как они выглядели в более полном объеме.

 

    В состав делегации входили народные артисты Игорь Ильинский, Михаил Ульянов, композиторы Александра Пахмутова, Серафим Туликов, поэт-песенник Илья Френкель, певица Людмила Зыкина. А также – известные артисты Евгений Матвеев, Всеволод Санаев, Иван Переверзев, Людмила Чурсина, Нонна Мордюкова, Лариса Лужина, Виктория Федорова, Тамара Носова. Прилетел и космонавт, дважды Герой Советского Союза Андриан Николаев. Состоялось 14 встреч с участием 10 тыс. зрителей. На премьере фильма «Русское поле» была актриса Нонна Мордюкова. Прошла премьера фильма «Даурия».

 

   В делегации были писатели Сергей Михалков, Валентин Катаев, Виктор Боков, Анатолий Сафронов, Михаил Дудин. Состоялось открытие памятников М. Горькому в Кишиневе, А. Пушкину – в селе Пушкино, З. Космодемьянской – в Бричанах. Вышла в Кишиневе антология русской поэзии «Местечень, албь местечень», книги писателей РСФСР. Почти 4 тыс. книг РСФСР и Молдавии было представлено на книжных базарах, продано 70 тыс. экземпляров.

 

Виктор Кушниренко, пушкинист

 

 
   





На снимках:

1. Памятник Пушкину в Долне.

2. Скульптор Олег Комов.

3. Скульптор Нина Комова.

Новости на Блoкнoт-Молдова
Александр Пушкин
1
0