Молдова Среда, 12 марта
Общество, 29.06.2021 10:00

Создана петиция с требованием вернуть одной из улиц Кишинева ее название в честь освобождения Бессарабии

Молдавский Комсомол решил призвать к исторической справедливости.

В соцсетях Коммунистический союз молодежи Молдовы опубликовал петицию с требованием вернуть одной из улиц Кишинева ее прежнее, до 1990 года, название – 28 Июня 1940 года.

- Мы, жители Кишинева и других населенных пунктов Молдовы, выступаем за восстановление исторической справедливости, за переименование столичной улицы Влайку Пыркэлаба на 28 Июня 1940 года. В советские годы в Кишинёве была улица 28 Июня 1940 года. Сегодня она носит имя Влайку Пыркэлаба. Влайку Пыкркэлаб (кстати, «пыркэлаб» — не фамилия, а средневековая должность в Молдавском княжестве, что-то вроде коменданта крепости и города, сборщика налогов) — по легенде, средневековый боярин, которому был жалован торг и переправа возле реки Бык, собственно, место, где зарождалась будущая столица страны. Способствовал ли упомянутый выше боярин Влайку становлению города как статусной географической отметки? Невозможно определить. Но точно можно сказать, что торгом он владел и маржу в боярский карман опускал регулярно. Вот, собственно, и все его заслуги перед городом. Между тем, дата 28 июня 1940 года — судьбоносный день и для Кишинева, и для Молдовы нынешней. В этот день фактически произошло восстановление государственности многонационального народа Молдовы в ее советском воплощении в составе СССР, - отмечено в тексте петиции.

Там же сказано, что день 28 июня 1940 года кардинально изменил жизнь народа Бессарабии, направил на путь созидания и развития.

- Освобождение Бессарабии позволило воплотиться в жизнь идее возрождения молдавской государственности. Народ Молдовы ощутил себя настоящей единой нацией — со своими традициями, самобытностью и историей. Осуществилась мечта о воссоединении жителей обоих берегов Днестра. Впервые за много лет восстанавливались и начинали работать предприятия. Уже за полгода — во втором квартале 1941 года — объем промышленной продукции был почти удвоен. Заметные изменения происходили в развитии транспорта и связи. Уже в июле 1940 году была образована самостоятельная Кишиневская железная дорога. Пополнение получили паровозный и вагонный парки. К середине года республиканский автомобильный парк насчитывал около 2 тысяч машин. Это позволило наладить регулярные автобусные сообщения между городами и некоторыми районами республики. Получили дальнейшее развитие речной и авиационный транспорт. Уже к лету 1940 года было установлено регулярное авиационное сообщение Кишинева с Москвой, Киевом, Одессой, Черновцами и Бельцами, а Бельц — с Одессой и Киевом. Вместе с созданием совхозов создавалась и сеть машинно-тракторных станций, в распоряжении которых к началу войны находилось 1836 тракторов с прицепным инвентарем. Во всех районах была создана сеть поликлиник, больниц, родильных домов, женских консультаций, аптек — медицинское обслуживание и лечение стало полностью бесплатным. К 1941 году в республике функционировало 1896 школ, в 70  процентах из них преподавание велось на молдавском языке. Уже в 1940 году в республике было издано 1,5 миллиона книг 138 наименований, из которых около 1,2 миллиона — на молдавском языке; выходило 56 газет, три журнала, разовый тираж которых превышал 205 тысяч экземпляров, - сказано в петиции.

Укажем на некоторую неточность – о боярине Влайку или Влайкуле рассказывает не легенда, а датируемая 1466 годом жалованная грамота Штефана Великого. В этом документе указано, что господарь дарит своему дяде, боярину Влайкулу, право владения селищем Кишинёв у колодца Албишоара.


Подготовил Михаил Генчу

«Блокнот Молдова» предлагает подписаться на наш телеграм-канал https://t.me/bloknotmd - все новости в одном месте.

Новости на Блoкнoт-Молдова
28 Июня 1940 годаВлайку ПыркэлабпетицияКишиневКСММ
0
0