Молдова Понедельник, 25 ноября
Политика, 04.07.2022 14:29

Танец «унири»: Румынии выгодна нестабильность и беспорядки на молдавской земле для дальнейшей аннексии

Тот случай, когда ловить рыбу удобнее в мутной воде.

В своей заметке для издания Subiectul Zilei обозреватель пишет, что заявления Дмитрия Медведева об Унире, как кратчайшем пути к членству в ЕС, напоминают нам, молдаванам, о константах румынской политики, которая никогда не отказывалась от этой цели. Подход к «вопросу Бессарабии» с целью включения ее в состав «Большой страны» с самого начала был сформулирован румынскими политиками - в 1918 году тогдашний премьер-министр Маргиломан говорил об аннексии Бессарабии. В последнее время эта «липовая» и «лисья» политика нашла множество форм проявления и формул, предающих аннексионистские интересы.

Это правда, что в начале 1990-х годов Бухарест не смог превратить националистические настроения, бродившие по Кишиневу, в доминирующее профсоюзное движение с повесткой дня, направленной на поглощение бывшей МССР из Бухареста. Элиты в Бухаресте тогда были озабочены собственным сохранением и не решались изменить политический статус-кво. Однако в то время мы стали свидетелями развития замаскированной союзнической политики с выдвижением двусмысленных формул, вроде «Бессарабия – румынская земля», «два румынских государства», отрицающих наличие отличительных признаков молдавской государственности и молдавского языка. Кроме того, волны молодежи, приехавшие в румынские университетские центры, и интенсификация культурных обменов, не отрицали политической артикуляции унионистских вспышек.

Мы должны признать, что в то время лидеры Молдовы гораздо лучше, чем сейчас, осознавали опасность союза. Лагерь первых государственных деятелей - Снегура, Лучинского, Воронина, Дьякова, Андроника, Брагиша - категорически отвергал эту идею. Это движение закрепилось в начале 2000-х годов, фактически в самый экономически процветающий период для Молдовы. Именно в этот период Румыния применила новые методы, чтобы ослабить сопротивление молдавского сегмента, начав «раздавать» румынские паспорта.

Правительство ПКРМ Воронина стало свидетелем ожесточенной борьбы за идентичность внутри страны, а также некоторых молдавско-румынских столкновений. Мы помним заявления тогдашнего представителя Совета Европы Алексея Тулбуре, который говорил, что «Румыния пропагандирует ксенофобию и антисемитизм». Также мы помним заявления бывшего министра юстиции Иона Морея, согласно которым Румыния «непосредственно вмешивается в дела независимого государства Молдова». Воронин в 2007 году и вовсе говорил, что «Румыния - последняя империя Европы». Кульминацией стали события апреля 2009 года и высылка из страны румынского посла Теодореску, подозреваемого в причастности к организации массовых беспорядков.

«Олигархический» период значительно ослабил дух сопротивления молдавских политиков перед лицом осторожного наступления румынской аннексионистской политики. Кишинев капитулировал в вопросе о Договоре о дружбе, закрыв вопрос о его подписании. В то же время государственные институты были колонизированы рядом агентов влияния, которые через Конституционный суд продвигали инициативы для изменения значения статьи 13 Конституции Республики Молдова в отношении государственного языка. Согласно новым толкованиям, хотя в Конституции указано, что государственным языком является молдавский, Суд утверждает, что на самом деле фраза «румынский» из Декларации независимости действительна. Беспокоит не само изменение, а то, что эта фраза была вероломно раскручена не парламентским голосованием или всенародным референдумом, а в ходе каких-то закулисных договоренностей. Очевидно, что такая политическая сделка имеет нулевую легитимность.

В последние дни Румыния продвигает еще одну унионистскую уловку. Президента Йоханниса объявляют в Бухаресте главным инициатором предоставления Молдове статуса страны-кандидата. Бухарест предполагает покровительство Молдовы на европейском уровне, что носит скорее декларативный характер, поскольку правительство ПДС, похоже, все же больше предпочитает ехать в Брюссель, а не в Бухарест. Румынская элита не чувствует слишком большого самопожертвования со стороны нынешней молдавской правящей верхушки.

В этих условиях Бухарест надеется на «черного лебедя» войны. Беспорядки в регионе могут сыграть на руку братьям из-за Прута, которые могут найти подходящий момент, чтобы по-настоящему станцевать объединенным хором в Кишиневе. Это достаточно старый подход - ловить рыбу в мутной воде.

Автор: Ион Буздуган

«Блокнот Молдова» предлагает подписаться на наш телеграм-канал https://t.me/bloknotmd - все новости в одном месте.

Новости на Блoкнoт-Молдова
униряPASКлаус Йоханнисгеополитика
2
0