Зинаида Райх: «Зинка! Кончились мечты и сказки юности!..» (К 100-летию памяти Сергея Есенина)
Читайте также:
- «Дай, Никита, мне одеться. В митрополии звонят…» (18.05.2025 16:01)
- Бессарабец Александ Пузыревский в войне 1877-1878 годов (20.04.2025 18:00)
- «Здесь, лирой северной пустыни оглашая, скитался я…» (20.09.2020 09:03)
После развода, на котором решительно настоял Сергей Есенин, Зинаида Райх оказалась в трагической ситуации – на грани жизни и смерти.
Но она сумела выстоять. И не только стоически перенести страшный удар судьбы, но и поднять детей от Есенина. А главное – она никогда не переставала любить Сергея.
Зинаида смогла осуществить заветную мечту гимназистки, о которой она страстно мечтала в Бендерах, – стала актрисой. А потом – женой, соратницей знаменитого режиссера театра Всеволода Мейерхольда (1874-1940). Вместе растили детей Есенина. Но и в новой, довольно обеспеченной, благополучной семье, ей не хватало Сергея. Она не переставала любить его. Она и Сергей искали друг друга.
Близкой подругой Зинаиды Райх в Москве стала Зельда Вениаминовна Гейман. Зинаида Валентиновна Гейман…
Познакомились они и быстро подружились в Петрограде весной 1917 года. Гейман работала техническим секретарем в редакции газеты «Знамя труда», а Райх – секретарем газеты «Дело народа». Гейман была женой поэта Вениамина Левина, одного из активистов имажинизма. В этих редакциях, в семье Левиных часто стал бывать и Сергей Есенин «с юной девушкой».
В 1918 году семья Левиных переехала в Москву. Зельда писала в своем дневнике о Зинаиде Райх: «С ней многое связано. Эпоха. Мой муж и Есенин, их творческая связь, наши встречи в 1918 году, когда Вениамин (Левин) был членом ВЦИК. Мы жили в гостинице “Националь”, а Сергей Есенин с Зинаидой – в плохоньком номере какой-то (другой) гостиницы. У них было неуютно, мрачно, всё по-богемному разбросано, у нас роскошно – номер в две комнаты, ванна, свой телефон. Бархатная скатерть на круглом столе, который покрывался белоснежной полотняной тонкой скатертью, когда официант приносил блестящий металлический чайный сервиз. Письменный стол всегда аккуратно прибранный. Словом, было уютно, и к нам вечерами часто приходил Есенин с Зинаидой. Она беременная Танечкой. В черном платье, с высоким воротничком. Гладко причесанная, с желтыми пятнами на лице от беременности. Он в сереньком костюме, с галстуком бантиком. Приносил балалайку, пел и читал стихи. Тогда жилось впроголодь, но мы получали паек из Кремля – черный хлеб и сахар были у нас вдоволь, и мы их угощали».
Зинаида и Сергей ценили дружбу с семейством Левиных, особенно – с Зельдой. Есенин вписал ей в альбом «Даль подернулась туманом…», подарил автограф «О паши, пашни, пашни…», свою книгу «Иисус Младенец».
Но семья Левиных выехала в Читу. Оттуда Левин эмигрировал в США. И Зельда вернулась в Москву. Поступила в Московский литературно-художественный институт. Вскоре выходит замуж за поэта Родиона Акульшина. Райх знакомит ее со своим новым мужем – Мейерхольдом.
Вот тогда, на квартире Гейман, Райх начала тайно встречаться с Есениным. И часто в доме звучал горячий шепот Зинаиды: «Сергун… Счастье мое… Солнце мое…».
Мейерхольд не стал ждать часа разлуки с Зинаидой Райх. Он пришел сам на квартиру хозяйки.
– Вы знаете, чем это кончится? Сергей Александрович и Зинаида Николаевна снова сойдутся, и это будет новым несчастьем для нее.
И Мейерхольд был прав. Но кто мог положить конец такой страстной любви Райх и Есенина…
После трагической гибели Есенина, Райх и Мейерхольд отправились в Петроград. Зинаида не перестала твердить, что Есенина убили. Они сопровождали гроб в Москву, были на похоронах. Рядом была и молодая, но уже седая Зельда, которая всю жизнь ценила дружбу с Есениным и его личные откровения. В Москве Зинаида шептала, как заговоренная: «Ушло наше солнце…»
В начала января 1926 года Райх написала: «Зинка! Кончились мечты и сказки юности! – будем ковать нашу зрелость, беря от жизни ее правду… твоя навсегда Зинаида Райх». Пройдет почти десять лет и Зинаида напишет на своей фотографии, подаренной Зельде: «Накануне печальной годовщины (1925-1935) мои печальные глаза – тебе Зинуша – как воспоминание о самом главном и самом страшном в моей жизни – Сергее. 1935. 13 дек. Твоя Зинаида».
Зинка и Зинаида дружили до последнего дня жизни Зинаиды Райх, до ее зверского убийства, которое так и осталось нераскрытым.
Но пока Зинаида Райх была жива, она была верной хранительницей наследия великого русского поэта Сергея Есенина. И свое святое отношение к Есенину и его наследию передала своим детям.
Ее сын, Константин Есенин, вспоминал: «Кстати, о есенинских реликвиях, о некоторых его личных вещах, письмах, рукописях. Большая часть того, что осталось после совместной жизни, и того, что было с отцом в “Англетере”, хранилось у моей матери».
Константин сберег темно-голубую в крапинку косоворотку отца, которую хранила мать со времен совместной жизни с Есениным. Сын сохранил американскую авторучку «Паркер» со сломанным золотым пером.
Многое унесла война с фашизмом… «В войну погибло много писем, записок, деловых бумаг, они хранились у нас на даче вместе с другими бумагами. Я был на фронте, сестра эвакуировалась в Ташкент, да так и осела там. Все наши родственники со стороны матери умерли в годы войны. Дача осталась пустовать. Дважды ее самовольно заселяли. Весь архив свалили в сарай. Там он лежал несколько лет и зим, в мороз и зной».
В самом конце войны, после ранения и госпиталя, Константин сразу заехал на московскую дачу. «Весь архив был в плохом состоянии. За несколько часов, что я был на даче, мне удалось кое-что выбрать из этой смерзшейся груды. Небольшое количество бумаг хранится у меня. Была у меня библиотека первых изданий Есенина – много уникальных книг. Целую связку забрал с собой и таскал по окопам и землянкам, пока их все до единой не “зачитали” мои однополчане. К счастью, большая часть книг осталась в Москве, некоторые и поныне у меня…»

Виктор Кушниренко, историк литературы
Новости на Блoкнoт-Молдова