Молдова Вторник, 17 сентября

Академик Щусев в истории возрождения Пушкинского заповедника в Михайловском

Выдающийся архитектор Алексей Викторович Щусев родился в Кишиневе 26 сентября 1873 года, в дворянской семье.

 Окончил мужскую гимназию №2 в Кишиневе, о которой писал в биографии: ««В гимназии моим любимым предметом было рисование, за которое я получал многочисленные награды и похвальные листы. Руководитель мой, милый и мягкий Н. А. Голынский, поощрял меня, но сам не имел строгой методики преподавания рисунка».  

    Это был тот самый Голынский, выпускник Императорской Академии художеств, который оставил нам на память развалины дома генерала И. Н. Инзова, в котором проживал опальный поэт Пушкин в годы Южной ссылки. 

   Именно Голынский, как пишет Александр Васькин в книге «Щусев: Зодчий всея Руси» (М., 2015), первым рассматривал рисунки гимназиста Щусева, в том числе «Пушкинский холм над излучиной реки Бык», «Весеннее озеро в Баюканской долине» (речь идет о пушкинском озере на реке Бык, под Инзовской горой, близ Благовещенской церкви). Это свидетельствует о том, что с юных лет  Алексей Щусев хорошо знал Пушкина, пушкинский Кишинев и памятные места в нем.

    Сохранился карандашный рисунок, покрытый акварелью, с автографом «А. Щусев. Вид на Кишинев с Инзовой горы. 1891». За горой видны, очевидно, Старо-Армянская церковь, «Старый собор», Ильинская церковь, Кафедральный собор, каланча – пожарная башня. Возможно, вид рисован  с колокольни Благовещенской церкви или с древнего рышканского холма у церкви Константина и Елены.

    В 1891 году Алексей уехал на учебу в Петербург. В 18 лет поступил  в Высшее художественное училище Императорской Академии художеств. С 1910 года – академик.

    В 1989 году в одном из интервью первый директор заповедника «Михайловское» С. С. Гейченко с восторгом говорил о нашем земляке, академике АН СССР Алексее Викторовиче Щусеве в знак благодарности за возрождение Пушкинского заповедника, который в годы войны был почти полностью разрушен фашистами.

   О том, что значил Щусев для Пушкинского заповедника, Гейченко подробно рассказал на страницах газеты «Пушкинский колхозник» в статье «О Пушкинском заповеднике».

   По указанию Правительства 23 апреля 1945 года  Президиум Академии наук СССР под председательством академика Комарова вынес решение о плане восстановления Пушкинского заповедника.

    «Президиум поручил академику А. В. Щусеву – виднейшему и всемирно-известному зодчему руководство по составлению генерального плана архитектурной реставрации пушкинских мест, осуществление которого возложено на Академстрой.

    С 30 мая по 1 июня под председательством А. В. Щусева в Пушкинских Горах работала комиссия в составе архитекторов-ученых: профессора Д. П. Струкова, начальника Главного Управления по охране памятников профессора М. И. Рзянина, начальника отдела реставрации профессора П. Д. Тарановского и других.

    Комиссия подробно ознакомилась с состоянием памятников Заповедника, произвела зарисовки, обмеры и фотографирование их, а также составила программу и очередность работ по восстановлению.

    Решения этой правительственной комиссии предусматривают организацию специальной архитектурной мастерской под руководством академика Щусева. Мастерская эта в течение июня-августа с. г. на месте в Пушкинских Горах разработает генеральный и детальный планы восстановления отдельных объектов Заповедника,  для чего Институт Литературы Академии Наук предоставит все научные материалы Пушкинского Дома в Ленинграде.

    Уже можно сообщить, что усадьба села Михайловского будет воссоздана не в том виде, как она выглядела перед Отечественной войной 1941 г., а такой, какой ее можно видеть на литографическом рисунке художника Иванова – современника Пушкина».

    Открытие возрожденного Пушкинского заповедника планировалось к 150-летней годовщине со дня рождения А. С. Пушкина.  

   Тут надо уточнить: в комиссию вошли  начальник отдела реставрации памятников архитектуры П. Д. Барановский, начальник Главного управления памятников архитектуры М. И. Рзянин, профессор Академии архитектуры Д. Г. Сухов, представитель Академстроя П. В. Попов и исполнявший обязанности директора заповедника С. С. Гейченко.

 

    Комиссия обследовала пушкинские места и 31 мая 1945 года составила акт, в котором зафиксировала состояние объектов заповедника и дала рекомендации по их восстановлению, выделив срочные работы.

 

  В документе это звучало так: «Комиссия считает необходимым:

1. Срочно восстановить Святогорский монастырь и в нем Успенский собор XVI века (с колокольней), для чего составить с натуры архитектурные обмеры храма и проект со сметой его восстановления.

2. Восстановить дом А. С. Пушкина, для чего составить проект со сметой его восстановления по сохранившимся фундаментам, рисунку усадьбы поэта, сделанному псковским землемером И. Ивановым в 1837 году, и воспоминаниям современников. Восстановить домик няни, для чего составить проект со сметой его восстановления по сохранившимся обмерам с натуры и фотографиям.

3. Комиссия находит необходимым восстановить дом Осиповых в Тригорском по сохранившимся обмерам, имеющимся планам, чертежам и фотографиям».

   Такое судьбоносное решение комиссии под председательством  Щусева определило перспективы развития заповедника на многие годы вперед. Но вдумаемся, друзья, в то, что это решение было принято в первые послевоенные для страны дни, когда Родина лежала в руинах после самой страшной войны на Земле.

   В те памятные дни  и появился рисунок  монастыря и могилы Пушкина, выполненный рукою Щусева.

   Именно тогда главным делом жизни С. С. Гейченко стало восстановление и развитие Пушкинского заповедника, который превратился в уникальный, известный во всем мире музейный комплекс.

 

    Хроника послевоенного возрождения заповедника выглядит так: 1947 год – восстановлен Домик няни; 1949 год – во вновь выстроенном Доме-музее в Михайловском открыта первая послевоенная экспозиция; 1962 год – восстановлено Тригорское, 1977 год – восстановлено Петровское.

   Известным племянником Щусева был   Роберт Евгеньевич Курц (17.XII.1911, Владикавказ-24.IV.1980, Кишинев), архитектор с немецкими корнями по линии отца, горного инженера. С 1913 года – семья жила в Кишиневе, куда приехала из Владикавказа, где родился Роберт. Проживали на Буюканской улице. В 1940 году Роберт  окончил Институт архитектуры в Бухаресте. 

    В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. он работал в мастерской Щусева в Москве, Куйбышеве. В 1944-1949 годах – под руководством академика Щусева готовил первый генеральный план реконструкции города Кишинева. «Щусевскую роскошь» сменила «Курцевская лаконичность». Предложил интенсивное развитие Буюкан, Рышкановки, Ботаники. Руководил разработкой генплана столицы до 2000 года.  Автор создания Центрального парка отдыха и культуры «Валя Морилор», гостиницы «Кишинэу», на которой установлена  памятная доска, а также планов развития Оргеева, Единец, Глодян. 

    С 1972 года – руководил реконструкцией и благоустройством музеев Донича в Безенах, семьи Лазо в Пятре, боярина Ралли в Долне, где летом 1821 года гостил опальный А. С. Пушкин, а также музея Стамати в Окнице. Автор проекта восстановления пушкинских мест в Кишиневе.

   В 1947 году Щусев посетил Кишинев. Представленный план генерального развития Кишинева как «Южной Пальмиры» был утвержден правительством Молдавии. Архитектор Федор Петрович Наумов, автор проекта Дома-музея А. С. Пушкина в Кишиневе, подарил Щусеву книгу «Офорты. Крепости Сорокская, Бендерская» (К., 1947). Она была изготовлена в единственном экземпляре, все надписи выполнены от руки. Возможно, в те дни Наумов показал свои проекты восстановления в старом городе  «Домика Пушкина» с открытием в нем Дома-музея поэта. Возможно, они посетили «Домик Пушкина». Ведь Щусев хорошо знал и помнил пушкинский Кишинев.

    Выступая 2 октября перед молдавскими архитекторами, представляя свой план развития города, академик А. В. Щусев  говорил: «Вы знаете, что в Кишиневе существуют два направления: одно направление – классическое, которое было принесено русскими. Это Пушкин – эпоха дома Варфоломеевых. Классицизм Кишинева имеет специфические молдавские черты... И второе – народный молдавский фольклор. Здесь интереснейшее наследие. Кроме того, вы можете также искать новые формы в архитектуре, применяя дикий камень, котелец, который даже не зависит от стиля. В простых формах надо дать полноценные решения для загородного жилья. Все эти элементы должны отразиться в советской молдавской архитектуре. Перед нами стоят задачи восстановления разрушенных зданий и создания новых...»

   Приезд архитектора в Кишинев  в 1949 году не состоялся. А. В. Щусев похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.




Виктор Кушниренко, пушкинист

На снимках:

1. Академик А. В. Щусев.

2. Усадьба Пушкиных в Михайловском.

3. Вид на Кишинев Инзовой горы. Рисунок А. Щусева. Новости на Блoкнoт-Молдова
Алексей Щусев
1
0