Молдова Воскресенье, 01 декабря
Культура, 11.02.2020 20:02

Актер и режиссер Василий Кику – он очень любил жизнь

Каким он был, настоящий молдаванин Василий Кику?

Предыдущая эпоха, к которой каждый из нас относится по-своему, дала возможность реализоваться в Молдове целой плеяде талантливых людей, специалистов во многих направлениях и сферах.

У этого поколения нам, родившимся заметно позже, еще учиться и учиться – тому, как обрести себя и до конца дней не потерять; как творить во имя искусства и Родины, отстаивая свой творческий взгляд на вещи и явления вопреки расхожим стереотипам; как быть полезным обществу благодаря своим личным качествам, а не его величеству случаю.

IMG_20190806_164337.jpg
Если начать рассказывать сегодняшнему подростку, что в Молдове прежде было настоящее кино, а на телевидении ставили удивительные по своей глубине спектакли, снимали наполненную визуальной поэзией документалистику, - вам просто не поверят. Для современной молодежи нечто подобное может быть где угодно, только не в нашей стране. Но оно, ведь, было! И до сих пор многие из нас помнят тех, для кого то время было «временем первых», кто, выучившись у лучших мастеров, затем шел своим творческим путем, чаще всего наугад. И ничто не ценилось для таких людей столь же свято, как участие других, таких же, как и он, творцов.

Один из представителей того знаменитого поколения – замечательный актер и талантливейший режиссер телевидения Василий Данилович Кику. Информация о нем в электронных справочниках непростительно скудна, но мы начнем именно с нее, чтобы затем «нарастить» едва ли не самое ценное воспоминание – той, которая неустанно была с ним рядом и всечасно поддерживала во всем – Нины Васильевны Кику.

IMG_20190806_164353.jpg
Итак, сухая, но насыщенная фактами справка:

«Родился 6 августа 1935 года в селе Хородиште, Каларашского района, Молдавия. Окончил актерский факультет Кишиневской консерватории имени Гавриила Музическу в 1963 году. Работал в качестве режиссера на молдавском телевидении. Как актер снимался во многих молдавских фильмах, в основном у режиссера Эмиля Лотяну, часто исполняя
обязанности его ассистента.

Фильмография:
«Атаман кодр», 1958 ‒ гайдук,
«Жил-был мальчик», 1960 ‒ эпизод,
«При попытке к бегству», 1963 ‒ крестьянин,
«Ждите нас на рассвете», 1963 ‒ эпизод,
«Нужен привратник», 1967 ‒ апостол,
«Это мгновение», 1968 ‒ комиссар,
«Десять зим за одно лето», 1969 ‒ сват,
«Лэутары», 1971 ‒ поручик Ярмураки,
«Долгота дня», 1974 ‒ эпизод.

Режиссер телефильмов:
«Верность мечте», 1975,
«Совет секретарей», 1979».

– После окончания актерского факультета Кишиневской консерватории Василия Даниловича пригласили на телевидение режиссером. Чтобы утвердиться в этой профессии, он закончил в ВГИК и позже возглавил редакцию музыкально-драматических программ, стал главным режиссером. Работал со многими замечательными людьми искусства, в том числе и с режиссером Ариадной Рудягиной, делавшей на ТВ удивительные постановки, - рассказывает Нина Васильевна Кику, вдова Василия Даниловича.

IMG_20190806_164409.jpg
На телевидении Василий Кику проработал 30 лет. Коллеги часто вспоминают о том, что по коридорам телецентра Василий Данилович не ходил, а бегал, двигался и разговаривал всегда живо и динамично, буквально накрывая всех своей неуемной энергией, – стремился все успеть, реализовать как можно больше замыслов, и времени на размеренный шаг, как он считал, попросту не было.

Великое множество идей тех постановок, которые должны были многое рассказать о культуре и истории нашей земли, возвысить ее в глазах современного человека, подчас оторванного от корней, наилучшим образом представить ее в глазах тех, кто никогда здесь не был, - все это нередко попадало в жесткие клещи цензуры. Прогрессивная мысль не всем «наверху» была по душе. Но, может, это обстоятельство и было необходимым для творческого человека явлением, - чтобы создать те условия, в которых замысел получает лучшую огранку? Увы, далеко не везде и не всегда. Глухота и слепота тех, за которыми всегда было последнее слово, породили жесточайшие внутренние терзания, которые затем и вылились в тяжелую болезнь.

IMG_20190806_164453.jpg

А те телеспектакли, которые поставил Василий Кику, документальные фильмы, которые он снял, - все это, как предполагает Нина Васильевна, уже давно уничтожили. Новое время все расставило по своим местам – если прежде способным людям Государство помогало реализоваться, то новому недогосударству никто, особенно в культуре и искусстве, стал не нужен. Тогда Василий Кику и ушел с телевидения – работать стало невыносимо: старые постулаты все разом отвергли, а новые, спущенные сверху, нормальным людям оказались чужды. А кино, о котором мы здесь тоже поговорим, - и вовсе перестали в Молдове снимать.

– Тогда уволился не только мой муж, но и почти все, кто вместе с ним начинал. Кто уволился сам, кого буквально выгнали взашей, как неугодных. А ведь это то поколение, с которого начиналось молдавское телевидение. На них, первых, равнялись все, кто приходил на ТВ потом. И так продолжалось десятилетиями! Но теперь все про них забыли. Где те записи спектаклей Василия Кику по произведениям Иона Друцэ? Показывают ли их? Реставрируют ли пленки? Увы... - комментирует Нина Кику.

IMG_20190806_164552.jpg
Второй страстью Василия Кику было кино, что и определило его многолетнее творческое сотрудничество с легендарным Эмилем Лотяну.

– Они очень дружили с Эмилем, который часто бывал у Василия в родительском доме в Хородиште, и у нас в гостях, в Кишиневе. И Лотяну всегда старался брать его в свои кинокартины. Не за дружбу, конечно же. Василий Данилович всегда беспроигрышно доносил до зрителя характер своих героев. И пусть большая часть его ролей – не главные, но они стали достойным украшением этих кинолент. Василий был настоящим молдаванином, что называется, от самых корней народа – простым, честным, искренним, любящим свою землю, знающим нужды соотечественников. И, что немаловажно, он очень любил жизнь, - продолжает свой рассказ Нина Васильевна.

IMG_20190806_164613.jpg
Был случай, вспоминает вдова артиста, когда Лотяну приехал к ним из Москвы со своим сыном Эмилем, еще маленьким. А потом выяснилось, что он его буквально похитил на несколько дней у матери, Галины Беляевой.

– У нас дома ему были всегда рады, он часто любил шутить, бывало, открывает у нас дома холодильник и говорил мне: «Нина, а где у тебя дефицит?». Мы с Василием виделись с Эмилем незадолго до его смерти. У Лотяну была очень непростая судьба, и многие это знают – ему не давали до конца раскрыться ни здесь, ни в Москве, и он это сильно переживал. Может, общая профессиональная драма еще больше сблизила его и Василия Даниловича. Кстати, и в последней своей киноработе, «Лучафэрул», Лотяну снял Кику в эпизодической роли, - вспоминает Нина Васильевна.

IMG_20190806_164517.jpg
Также крепкие узы дружбы связывали Василия Кику с Илларионом Постолаки, выдающимся врачом, профессором медицины, основателем школы ортопедической стоматологии в Молдове.

Верность у Василия Кику была как в отношении людей, так и в отношении пристрастий в искусстве. Нина Васильевна вспоминает, что ее муж среди заграничного кино обожал французское, равнялся на Депардье, ценя не только мастерство игры, но и природное чувство юмора. Из поэтов любил Еминеску, Рождественского, Есенина.

А многие из нас до сих пор любят фильмы, где играл Василий Кику, всякий раз демонстрируя нам новые грани молдавского народного характера.

IMG_20190806_164435.jpg

Автор: Николай Костыркин

«Блокнот Молдова» предлагает подписаться на наш телеграм-канал https://t.me/bloknotmd - все новости в одном месте.

Новости на Блoкнoт-Молдова
Василий КикуНина КикуЭмиль ЛотянуАриадна Рудягинакинотелевидение
1
0